В российских школах появятся "Основы религиозной культуры"

Во вторник президент России Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры, светской этики, а также введения в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей.

В совещании участвовали патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования Андрей Фурсенко, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман РФ Талгат Таджуддин, а также председатель Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев.

Президент России сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских конфессий, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение, а также о введении в Вооруженных силах институтов воинских и флотских священнослужителей.

"Я принял решение поддержать оба этих обращения: и идею преподавания в школах России основ религиозной культуры, и светской этики. Считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии", - сказал Дмитрий Медведев, выступая на совещании.

По словам главы государства, в ряде регионов можно провести эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. По итогам эксперимента, можно будет распространить наработанную практику на всю страну. По мнению главы государства, это возможно, например, с 2012 года.

"Как пойдет", - уточнил он.

"Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться", - сказал Медведев.

По словам президента РФ, ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. "То есть, это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - пояснил Медведев.

По его мнению, возможен и другой вариант. "Наверняка, многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал президент.

И, наконец, возможен третий вариант - для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики, сказал глава государства.

При этом Медведев особо отметил, что "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным". "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - заявил он.

По словам Медведева, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги".

Президент призвал "при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью - воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан".

Дмитрий Медведев также отметил "безусловную важность соблюдения фундаментальных конституционных положений" о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и о том, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.

Председатель Союза кинематографистов России, председатель Российского фонда культуры, кинорежиссер Никита Михалков поддерживает идею преподавания в школе основ религиозной культуры.

"Потому что все остальные институты и возможности себя исчерпали", - считает он.

"Построение коммунизма в отдельно взятой стране как религии - только без Бога - себя исчерпало. Годы строения коммунизма – это, как Евангелие, только без самого главного - без веры. Отказ от этого, исходя из идеологических соображений, ведет к невероятному - к катаклизму, который касается не только отдельно взятой страны, но и всего мира", - сказал Никита Михалков в интервью "Правде.Ру".

"Возникло общество, которое, с одной стороны, могло держаться на использовании этих рудиментов веры, но вместо православной веры была поставлена идеология. Соборность  превратилась в колхозы. В результате получилось общество, которое держалось на страхе, и как только страх этот исчез, вдруг выяснилось, что это "колосс на глиняных ногах". Потому что никто не мог подумать, что за три дня может рухнуть такая гигантская система, машина. Оказалось, что эта машина существует только в своей внешней форме, а внутреннего духа - нет", - отмечает кинорежиссер.

"Сейчас мы оказываемся перед проблемой – а что же дальше? Одно отняли тогда, другое – рухнуло сейчас, а что потом? И возникает совершенно естественная потребность, и вопрос заключается не в том, чтобы создать клерикальное общество, а в том, чтобы вернуться к тем нравственным ценностям, по которым жила и преумножалась огромная страна", - говорит он.

"Я считаю, что это правильное решение и не нужно его бояться. Не нужно думать, что это будет православная культура. Там, где существует большинство людей, исповедующих ислам, должна быть исламская культура. Что было естественно для России как таковой, оно все должно так же естественно и продолжаться. Никогда не было антагонизма в России между исламом и православными христианами, буддистами или иудеями. Оно существовало в едином целом", - напоминает Никита Михалков.

"Вообще, Россия – это та же Америка, только византийская. Это один котел, в котором перемешано все - и религия, и цвет кожи, разрез глаз, языки и так далее. Я считаю, что бояться нужно не разных религий, а объединения безбожников, вот что самое страшное для России. Потому что объединение безбожников – это есть большевизм", - говорит он.

"Что касается введения института капелланов в армии – это абсолютно необходимая вещь. В русской армии русский офицер - это офицер не по крови и не по вероисповеданию, это офицер, который служит России. Юнкера, принимая присягу, стояли и перед муллой, и перед православным священником, и так далее. Они принимали присягу в соответствии своей духовной принадлежностью, они присягали Отечеству. Введение полковых священников – это абсолютно необходимая вещь. Раньше их заменяли партийные и комсомольские организации, сейчас этого нет. За что держаться?…", - считает Никита Михалков.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить