Ефим Штейнберг: Гибель детей в Карелии - результат роковой повальной жадности

Трагедия на Сямозере - вершина айсберга

18 июня в Карелии произошла трагедия: дети из лагеря "Парк-отель "Сямозеро", отправившись вместе с инструкторами на прогулку по озеру Сямозеро, попали в шторм. Всего в составе туристической группы находился 51 человек, из них четверо взрослых.

Два каноэ с детьми вынесло на открытую воду, а рафт с их товарищами прибило к одному из островов. В итоге оба каноэ опрокинулись. По последним данным СК РФ, утонули 14 детей, тела 13 из них уже найдены. Пять сотрудников лагеря задержаны в рамках возбужденного уголовного дела.

Трагедия вызвала большой общественный резонанс, российские парламентарии обратили внимание на организацию детского отдыха в стране.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать подобных трагедий в будущем? На этот и многие другие вопросы Правде. Ру ответил руководитель одного из детских лагерей Ефим Штейнберг.

— Что вы думаете по поводу трагедии в Карелии? Почему детский лагерь не был на должным уровне под контролем у ведомств, которые занимаются детским отдыхом? Ведь лагерь работал по социальной программе, выигрывал тендеры.

— Прежде всего, хочу выразить соболезнование родителям и родственникам детей.

Это из ряда вон выходящий случай. И здесь особенно ужасно то, что частные и коммерческие структуры дают свою рекламу по всей стране и завлекают детей всякой ерундой, не готовясь к этому, не имея на это никакого права. Катание на лошадях, на лодках, на байдарках, походы и лагеря в полевых условиях требуют основательной подготовки.

Меня поражает не то, что эти структуры завлекают теми вещами, на которые они не имеют право, а удивляют родители, которые соглашаются отдавать туда детей. Удивительно, что все бросились осуждать и управление образования, и главу муниципального округа, все теперь находят крайнего. Они все виноваты в этом, потому что детскому экстремальному туризму не уделяется должного внимания. Деньги идут не на оснащение детей, не на профессиональных инструкторов, а просто идут деньги на заработок.

Сейчас что-то ужесточать и проверять уже поздно. Проблема давно требует комплексной и продуманной работы.

Нужно восстанавливать систему подготовки специалистов, инструкторов по всей стране. В настоящий момент закрыты многие лагеря и турбазы, где много лет готовились и формировались кадры, техническая база для занятий с детьми. Это же все рассыпано, разрушено.

Коллективам педагогов, которые отдают этому жизнь, нужно помочь оснаститься различными средствами безопасности для детей: нормальными лодками, байдарками, спасжилетами, которые недешево стоят.

Я сейчас больше говорю не о частных, а о государственных учреждениях дополнительного образования. Их тысячи по всей стране, и практически все они с протянутой рукой. А сейчас, конечно, будут арестованы крайние. Посмотрите, что происходит — мы кого арестовали? Педагогов мы арестовали.

Безусловно, они должны понести наказание, но наказание должны понести и те, кто обязан это все организовывать.

А тендеры кто выигрывает? Кто меньше денег даст. А что такое меньше денег даст или возьмет меньше денег? Значит, плохо оснастит детей. Какие могут быть тендеры, когда речь идет о детях?

Трагедия на Сямозере - вершина айсберга. Трагедия на Сямозере - вершина айсберга.

— Дают тендеры и не проверяют?

— Это везде. Я сейчас читаю форумы по детским лагерям по всей стране: мы ищем лагерь, куда отвезти детей, с кем составить договор и т. д. На этих форумах огромное количество сообщений о том, что лагерь не подготовлен, кадры не подготовлены, люди случайные, дети мучаются, бегают с утра до вечера, занимаются только футболами и компьютерами в лучшем случае.

— Кто этим должен заниматься?

— Государство. Этим должны заниматься муниципальные органы и руководители этих органов. Нужно следить, чтобы выделялись специальные средства на подготовку лагерей к приему детей. Сейчас даже нет системы профильных государственных лагерей, как это было раньше.

Дети брошены на авось. И все как могут, так на них и зарабатывают. Ведь в Москве была прекрасная система — бесплатные занятия с детьми туризмом, техническим творчеством, художественным, социальным творчеством. Главное — бесплатно. А уж если дети приносят окружающим пользу, работают на то, чтобы улучшить окружающую жизнь, таких детей, наоборот, нужно стимулировать бесплатными путевками в такие лагеря, оснащать всем необходимым.

— МЧС разве не должен давать соответствующее разрешение? Ведь они не первый год работают в сегменте опасного отдыха.

— Конечно, вся система должна работать на это, чтобы отдых детей был содержательным, с одной стороны, и, с другой стороны, безопасным. Но для этого не только контроль нужен. Нужны помощь, поддержка, приобретение всего необходимого, вместе с педагогами. Нужно собрать педагогов-энтузиастов, тех, кто проработал долгое время с детьми.

Откуда эти девочки появились там в лагере? Потому что опытных педагогов сейчас увольняют. Опытных педагогов везде в дополнительном образовании лишили подчас всяких доплат за научную деятельность, за заслуги перед государством. Люди вынуждены уходить с работы, поскольку там заработать ничего нельзя. А берут, наоборот, юных, молодых. Да, молодым у нас дорога, но необходима же учеба этих людей, подготовка.

— Почему во многих школах нет ОБЖ предмет ("Основы безопасности жизнедеятельности"), а если и есть, то правилам выживания в походных условиях внимание не уделяется?

— Дело не в ОБЖ, никогда в жизни на уроках ОБЖ этому не учили, а учили в учреждениях дополнительного образования. Сейчас же этого тоже нет.

Кто научит? Научат педагоги, опытные туристы. Однако работа этих людей строится на общественных началах, но это же безобразие. Люди иногда тратят на это свой отпуск. Творческие люди, технически оснащенные, образованные, выезжают в профильные лагеря помогать воспитывать детей, а им никто не может заплатить. Вот что получается на общественных началах.

— Студентов выбрали потому, что им можно меньше заплатить?

— Конечно, всегда так и делалось.

— Какова здесь роль департамента образования?

— Я не знаю карельской системы. Но в принципе, сейчас повсеместно идет сбрасывание этих проблем с образования на культуру, с культуры на соцзащиту, с соцзащиты на культуру и образование, везде такая чехарда.

Советы по поддержке детского движения, по поддержке учреждений дополнительного образования, как правило, формальные. Их нет. Они перестали работать. Этим никто сейчас не занимается. А сейчас клюнул жареный петух, и опять все пойдет по линии контроля, ужесточения. Вот чего я боюсь!

Все это вместо того, чтобы продумать систему поддержки и реорганизации, сделать так, чтобы те, кто хотел бы заниматься проблемой детства, былиоснащены всем. МЧС и минобороны по своей линии чем-то помогали бы и поддерживали.

Сейчас в Москве огромное количество коллективов, кружков, секций, которые были для детей бесплатными, перевели на деньги, а деньги не каждая семья заплатит. Далеко не каждая семья.

— Раньше эти кружки оплачивало государство?

— Все учреждения дополнительного образования относились к образованию. И министерство, и управление образования финансировали систему дополнительного образования, а сейчас нет. Сейчас эти учреждения в свободном плавании.

Дополнительное образование развивается в школах. Многие руководители министерства образования Москвы говорят о том, что все дополнительное образование должно быть сосредоточено в стенах школы, которая должна стать вторым домом.

Однако школа занимается совершенно другими делами. Она обучает детей, и у детей с учителями складываются определенные отношения. Как правило, ребенок не хочет после уроков оставаться в стенах школы, а тем более, заниматься любимым делом он бежит к другим людям, он бежит в другое учреждение. У нас же с вами тоже было детство: быстрее из школы в Дом пионеров, в Дом биологов и т. д.

— Видите ли вы сегодня такого педагога-лидера, каким в свое время был Макаренко?

— В каждом месте есть свои педагоги, свои звездочки. Надо поддерживать их и беречь. Не создавать условия, чтобы эти опытные люди уходили из стен школ, учреждений дополнительного образования, и закрывать этот золотой фонд, которым страна всегда гордилась. Наше внешкольное воспитание было единственным таким в мире. Люди приезжали к нам и удивлялись, что у нас есть система бесплатного воспитания детей. С нас брали пример. А теперь…

Беседовала Анжела Антонова

Подготовил к публикации

Автор Олег Мирошниченко
Олег Мирошниченко — журналист, бывший сотрудник новостной службы Правды.Ру.
Обсудить