Экзамены после 9 класса тоже стали тестовыми

Экзамен с подвохом: ГИА против ЕГЭ

Учителя и родители учеников так устали проклинать ЕГЭ, что смирились с его неотвратимостью и начали приспосабливаться. Но тестовая система оценки знаний, позаимствованная у Запада, на нашей почве дает кривые побеги. Это заметно и по ГИА — государственной итоговой аттестации, которая с 2010 года заменила выпускные экзамены в девятом классе.

Ситуация с ГИА очень напоминает историю внедрения единого государственного экзамена. Представляя собой кальку с западного оригинала, эта аттестация предусматривает расширенную балльную шкалу оценки, чтобы во всех нюансах охарактеризовать школьника — как будущего ученика либо "профилированных" старших классов, либо ПТУ. Теоретически ГИА позволяет сориентировать подростков на подходящую им профессию, даже если сами они еще не определились с выбором.

Читайте также: Образование: кого мы воспитываем?

Но что хорошо в теории и западной практике, на российской педагогической арене выглядит кособокой повозкой с хромыми лошадями и печальным клоуном на козлах. По факту расширенная градация оценок сводится к набившей оскомину пятибалльной системе — естественно, с неизбежным "округлением" набранных баллов. И это только начало… "Посмотрев демонстрационный вариант экзамена-2013 и почитав различные методические рекомендации, я поняла следующее — экзамен очень трудный", — пишет в своем сетевом дневнике Александра Фомина — преподаватель, еще и занимающаяся репетиторством.

ГИА состоит из трех блоков — А, В и С. Первая часть проще всего: там требуется отвечать на конкретные вопросы, демонстрируя свою грамотность. Здесь попадаются стандартные задания про одну и две буквы "Н" в разных частях речи, слитное или раздельное написание "НЕ" опять же с разными частями речи и прочие умеренно каверзные задания, которые учителя русского языка в большинстве своем достаточно хорошо отрабатывают с детьми на уроках.

Группа В, соответственно, более сложная, ведь она содержит вопросы из области синтаксиса и пунктуации. Но, опять же, ничего экстраординарного здесь не встретится: задания хоть и потруднее, чем в первой части — но ровно настолько, насколько разобраться в расстановке знаков препинания труднее, чем выучить правила написания суффиксов или приставок. Здесь от ребенка требуется больше самостоятельности в принятии решений, однако к этому испытанию преподаватели их тоже готовят.

А вот группа С определенно представляет собой проблему для любого, даже хорошо натасканного девятиклассника. Состоит она всего из двух заданий, зато каких — изложения и сочинения. Здесь самостоятельность экзаменуемого возрастает до максимума, а возможность педагога вымуштровать и выдрессировать сводится к минимуму. Не зря же сочинение "по литературе" до появления ЕГЭ считалось едва ли не самым сложным экзаменом. Но и изложение отнюдь не так просто написать, как кажется взрослому человеку, закончившему школу в незапамятные советские времена.

Чтобы ребенок хорошо воспринимал текст на слух, требуется основательная практика. В девятом классе подростки, конечно, не спасуют, услышав незнакомый голос, каждое слово в произношении которого надо впитать и потом запечатлеть на бумаге. Но преподаватели, как ни крути, не являются профессиональными декламаторами. К тому же сейчас, к примеру, в московских школах перестал быть редкостью явный акцент. В таких "тяжелых" случаях повезет тем детям, которые привыкли к данному конкретному учителю и не будут во время чтения текста для последующего изложения отвлекаться на нюансы произношения.

Но есть еще менее приятный вариант — когда текст воспроизводится в записи. Тут недостатки очевидны: если к учителю, живому человеку, можно обратиться с классической просьбой "Будьте добры, помедленнее!", то на аудио текст будет читаться с той скоростью, с которой записан. Изменить ничего нельзя, а ставить запись в третий раз (по правилам, детям дают послушать его дважды) — это уже отступление от регламента, на которое учитель согласится только в крайнем случае. Тем и страшны экзамены тестового типа, что при их проведении регламент зачастую превалирует над содержанием.

Если кто помнит старое доброе "советское" изложение — то это не совсем оно, отмечает Александра Фомина. В методических указаниях, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений, ученикам дается совет делать записи во время каждого прослушивания текста. Раньше же, напротив, при первом прослушивании это категорически запрещалось, чтобы школьник мог целиком и полностью сосредоточиться на восприятии. При повторном чтении уже разрешались пометки — но и чтений-то было три, а не два, как сейчас. И по какой причине этот самый третий раз у девятиклассников отняли, совершенно непонятно.

Но самое сложное в изложении по версии ГИА — это необходимость ужимать текст. Сокращение объема является обязательной частью задания, которое так и называется — "сжатое изложение". Чтобы у школьников эта необходимость не вызвала затруднений, им нужна тренировка. Ведь урезать текст — это уже своего рода редакторская работа, требующая выработки целого ряда навыков. До них у преподавателей руки не доходят. Поэтому остается полагаться только на сообразительность и языковое чутье испытуемых.

Однако и это еще цветочки по сравнению с последним испытанием — сочинением. Материалы к заданию включают в себя некую цитату (как правило, о величии и могуществе русского языка) и некий текст примерно на ту же тему. Школьники должны обосновать цитату аргументами, приведенными в тексте. Вроде бы с виду не так уж и сложно. Но надо признать честно: все зависит от выбора материала, особенно цитаты.

"На экзамене-2012 была цитата лингвиста Георгия Степанова, которая повергла меня просто в шок: "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают". Я просидела минут десять, пытаясь как-то осмыслить эту цитату. Потом размышляла, согласна ли я с ней. Определенного ответа на этот вопрос у меня так и не было. Еще через некоторое время мне с трудом удалось найти один пример в тексте, как бы доказывающий первую часть цитаты", — пишет Александра Фомина.

Читайте также: ЕГЭ: студентов по осени считают

Оценивать результаты этой работы не проще, чем ее выполнять. Теоретически при "пробалловке" следует учитывать умение учащегося доказывать тезис, уровень понимания смысла текста и многие другие аспекты, в том числе применение терминов в собственных рассуждениях. Коль уж речь идет о "великом и могучем", это, видимо, будут соответствующие словечки. Простое и верное по смыслу изложение сути "своими словами", которое так ценно в повседневной жизни, оценивается ниже.

В принципе, подытоживает Александра, ГИА-2013 как форма оценки не безнадежно плох. Но натаскать учеников так, чтобы они щелкали задания как орешки, вряд ли получится. Для того, чтобы хорошо написать сжатое изложение и сочинение, нужна планомерная целенаправленная подготовка в течение нескольких лет. А сейчас вся общеобразовательная машина работает на ЕГЭ, где сочинительство не в фаворе.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Елена Никольская
Елена Никольская
Обсудить