Наше будущее - таланты и невротики?

Дети стали другими. К такому выводу пришли авторы исследования, результаты которого были озвучены в ходе последнего пленарного заседания Общественной палаты. Ученые "вдруг" заметили увеличение числа одаренных детей. При этом они отмечают, что подрастающее поколение более невротично, а действующие педагогические технологии не отвечают происходящим изменениям.

Исследования, ставившие целью выявить проблемы в школьном образовании, воспитании подрастающего поколения и формирования у него нравственных ценностей, были проведены по заказу Общественной палаты
"Ученые, проводившие исследования в истекшем году, зафиксировали качественные психические, психофизиологические, личностные изменения. Когда ученые говорят о качественных изменениях? Не в том случае, когда есть превышение нормы на 10-20 процентов или занижение нормы на 10-20 процентов, а когда-то, что определено в науке как норма, претерпевает изменения на порядки. Это очень серьезная тема. И эти изменения, которые сегодня зафиксированы, требуют принципиального изменения вообще всех педагогических технологий", — цитирует доклад члена Общественной палаты Любови Духаниной Независимая газета.

При этом авторы исследования отмечают, что число одарённых в той или иной области детей с каждым годом увеличивается. Здесь стоит напомнить, что в настоящее время существует федеральная целевая программа, курируемая Министерством образования Российской Федерации, по поддержке одарённых детей.

Педагоги выделяют из общей массы лишь 3-5 процентов одаренных детей, тогда, как родительское сообщество считает таковыми половину подрастающего поколения. Авторы исследования оказались более сдержанными, нежели родители. Согласно их данным, число детей "с отклонениями от нормы в лучшую сторону" составляет от 30 до 40 процентов.

Минобр: Зачем потребителю математика?

Восхищаться такими данными преждевременно. Сегодня дети развиваются существенно быстрее, чем их родители в этом же возрасте каких-то лет двадцать-тридцать назад, что связано в первую очередь с лавинообразным ростом объема обрушивающейся на них информации. Опережающее развитие — это норма сегодня и ее не следует путать с настоящей одаренностью.

Однако пробиться на поверхность растущим вундеркиндам всегда было не просто. Интересно, что граждане, которых социологи попросили перечислить качества, препятствующие развитию одаренности, отметили скромность, склонность к самопожертвованию, чувство коллективизма, воспитанность, послушность, чувство долга.

Фото: AP

Правда, советская молодёжь, которой прививались "неудобные" качества, была, что называется, впереди планеты всей. В науке и музыке, да и во многих видах спорта здоровую конкуренцию ей составляли представители соцстран и Японии.

К слову, с 2000 по 2010 год во всемирной математической олимпиаде 9 раз побеждала команда из социалистического Китая. И только лишь единожды в 2007 году россияне.

Кстати, на отсутствие отечественной системы поиска и взращивания талантов обратили внимание только после того, как школьники нашей страны стали вчистую проигрывать одну международную олимпиаду за другой.
Но в нынешних условиях, где система поиска и отбора одаренных детей практически не работает, конформизм (в форме коллективизма), скромность и послушность и в самом деле хоронят таланты.

У нас насчитывается немало малышей с определенными задатками. Это хорошо известно детским психологам. Однако задатки эти необходимо развивать. До школы в целости и сохранности доходит в лучшем случае половина потенциальных талантов. Первые три класса школы, где осуществляется государственная стандартизация личности, прививается стадность и послушание, наносят, пожалуй, наибольший вред развитию потенциальных талантов.

Получается, что только выжившие в неблагоприятной среде таланты и замечают. Причем одаренность эта должна быть также в определенном смысле стандартной, так как замечают её только по стандартной шкале результатов. Но господа Менделеев, Эйнштейн, Гейтс и многие-многие другие учились в основном на "неуд". Гениев-двоечников в мировой практике порядка трети.

Как вариант — талант должен буквально выпирать и не отличаться скромностью. Замечают таланты примерно в возрасте 12-13 лет, когда учителям необходимо показывать результаты на олимпиадах. Вот и получается, что система гробит гораздо большее количество вундеркиндов, чем обнаруживает.

Те юные дарования, которым удается пробиться, это, как правило, дети, которым повезло с родителями и учителями. И асфальтовый каток системы образования тут не при чем.

Читайте также: Ремнем и словом по счастливому будущему

Однако индивидуальную программу для каждого ребенка при всем желании не напишешь. Поэтому выход один — формировать максимально разнообразное по своим формам образовательное пространство, где есть место различным формам обучения. И в первую очередь стоит вводить обязательное тестирование не на наркотики, а на гениальность, исследуя каждого ребенка буквально со всех сторон с самых юных лет.

А пока, как отмечают авторы исследований, для нынешнего школьника характерен высокий уровень резистентности (постоянное чувство страха и тревоги), повышенная агрессивность и эпатажность. Кроме того, у значительной части школьников медики, как было сказано в докладе Духаниной, отмечают "взрослые диагнозы", включая и неврозы.

Опрошенные взрослые граждане отметили неравенство в доступе к образованию. И с этим не поспоришь… Ведь элитные школы не слишком стараются следовать наставлениям Министерства образования и науки Российской Федерации, перестраивающего отечественную систему просвещения под некие новые стандарты. В этих учебных заведениях обычно проповедуется классическое образование, помноженное на так называемый индивидуальный подход.

Да и самые престижные российские ВУЗы проводят "антифурсенковскую" приёмную политику. Игнорируют результаты ЕГЭ, предпочитая проводить экзамены по старинке… Вот и выходит, что "Болонская система" — это для "общей массы". Элита российского общества по ней учить своих отпрысков не собирается.

Вывод, который делается представителями Общественной палаты ещё раз это подтверждает — работать с "иными" детьми нужно по "иному". Необходимость развития новых педагогических технологий назрела уже не просто давно, а очень давно. Однако делать это с нынешним преподавательским корпусом России и в рамках действующей всеобщей системы образования бессмысленно. Это убьет её и без того стремительно исчезающую эффективность.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Ученые назвали самый счастливый период жизни в браке
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Последний козырь: Запад решил обойти вето России в ООН
СК: бешеная бездомная собака снова истерзала ребенка
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Кремль срочно поменял формат инаугурации