С "исходом" немцев на историческую родину в 1917 году в немецкую культуру затесались "выродки"

Покушение на Ordnung: русские в немецком раю

До революции 1917 года к немцам в Российской империи относились с пренебрежением. Об этом можно прочитать у классиков русской литературы. По всей видимости, свою роль тут сыграл и тот факт, что по численности населения этнические немцы составляли всего около одного процента, но они занимали ключевые посты в разных сферах жизнедеятельности.

В эпиграфе некрасовского стихотворения стоит разговор в вагоне. Ваня спрашивает: "Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (В пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!" Немцы не только строили, но и командовали. Знаменитый шеф жандармов и главный начальник III отделения Александр Христофорович Бенкендорф, будучи природным немцем, во время учебы в Германии дрался с немецкими буршами, полагая себя исконным русаком.

Читайте также: План "Барбаросса": капут немцам и историкам

Во второй половине XIX века канцлер Бисмарк объединил Германию "железом и кровью": страна и народ выказали свои лучшие качества. Особенный прогресс наблюдался в развитии образования и техники. Когда партия большевиков пришла к власти, Ленин отмечал, что нам нужны "американская деловитость и немецкая техника". Это сочетание могло бы стронуть Россию с мертвой точки.

Как и любого народа, у немцев были свои сильные стороны. Немецкими колонистами заселяли при Екатерине II южные губернии и Малороссию. Автор этих строк в советское время не раз слышал от казахов, что наиболее привлекательные деревни в Казахстане принадлежали немцам: аккуратно выкрашенные заборы, черепица на кровле. "У немца на все инструмент есть", - говорит русская пословица.

И вот после развала СССР последовал "исход" немцев на свою историческую родину. Зачастую без знания языка предков, у некоторых даже внешность отражала на себе неискоренимые азиатские черты плюс соответствующий менталитет. В системе немецких ценностей, где не считается дурным тоном демонстрировать свою начитанность и эрудицию, чтобы способствовать своему вкладу в культурную жизнь нации, затесались "выродки". Сравните наше "образованность свою хочут показать" - об интеллигентах в шляпе и очках.

Разница чувствуется не только в подходе к культуре. Отношение к работе и заработанным своим горбом деньгам тоже разное. В ЖЖ одна блоггерша пишет про русского "мужчинку", живущего на 70 евро: "Мы все обалдели: как это - 70 евро? А жить на них как, когда у нас сейчас нормальная булка хлеба в булочной почти три евро стоит. Как за квартиру платить, за одежду и продукты - мы же не в Африке, чтобы на 70 евро как-то "выкручиваться". На это мужчинка спокойно ответил, что нууу нет, квартиру-то ему соц. организация оплачивает (93 кв.м), социальное пособие они с женой и детьми тоже получают, но ему вот нужно идти работать на "Евро-job" и получать копейки за такую же работу, за которую другие служащие на том же предприятии получают нормальную зарплату. Долго нам рассказывал, как ему горько и обидно вкалывать ни за что и ни про что".

В семье растут двое детей. Жена тоже получает пособие и где-то работает не больше шести часов в неделю. "При этом семья ездит на приличной машине, живет в квартире 93 кв.м., ни в чем не нуждается, но считает, что они бедные несчастные, потому что им платят копейки на работе", - свидетельствует российский блоггер. Тут сказывается обыкновенная зависть: мне приходится пахать, а он, видите ли, живет припеваючи!

Это так в характере русских жаловаться на жизнь, даже когда живется как у Христа за пазухой.

Вместо этого выражения немцы обычно говорят: "жить как Господь во Франции" - leben wie Gott in Frankreich. Многократно приходилось слышать от немцев, что французы не умеют работать, мол, попивают свое винцо и в ус не дуют. Им бы только социальные пособия получать и ничего не делать. И не то, чтобы немцы сами трудоголики! Главное для них - это порядок, Ordnung. А какой порядок, когда одна семья вкалывает до седьмого пота, чтобы оплатить жилье, образование детей и прочее, а сосед-соотечественник палец о палец не ударит, зато получает 70 евро в месяц и еще стонет, что мало.

"При этом ему не нужно было прилагать никаких сил по поиску работы, не нужно было нравиться коллегам и шефу: его поставили работать, получили за него какую-то дотацию от государства и слава богу. Вот уж где наступил социализм - так это в Германии. В какой стране мира можно всю жизнь ходить на работу "на отдуться за пособие", при этом прекрасно жить в шикарной, меблированной квартире и ездить в отпуск один-два раза в год всей семьей?" - сообщает блоггер, которую "жизнь на соцпособии", по ее признанию, категорически не устраивает.

Действительно, оказаться на пороге бедности, за пределами социального признания в Германии очень сложно. "Нужно быть алкоголиком или наркоманом, чтобы совсем опуститься. Плюс многие просто не понимают, что они оказались на пороге, дошли, по немецким представлениям, до ручки. Но ведь русские и немецкие "ручки" - они такие разные..." - констатирует блоггер.

Читайте также: Мистики: Феликс Керстен, массажист Гиммлера

Еще в конце 1980-х и в начале 1990-х автору этих строк приходилось наблюдать немецких безработных, в частности, одну пару в портовом Гамбурге, уютно устроившихся на пустых картонных коробках из-под оргтехники, которые смотрели огромный цветной телевизор. Мужчина и женщина лежали в модных спальных мешках на улице, а телевизор был подключен в витрине магазина бытовых товаров. Такого размера по диагонали экрана и телевизора такого превосходного качества не было ни у меня, ни у моих родителей-инженеров в СССР. Что уж говорить про отечественных бомжей?!

Экономическая планка в Западной Германии тогда, на момент объединения с ГДР, была неизмеримо выше многих процветающих стран. В горбачевском СССР вообще наступили смутные времена с абсолютно пустыми торговыми прилавками. Переходный период. При этом многие советские военнослужащие, оценивая преимущества капиталистической экономики, и не еще не зная ее отрицательной стороны, отмечали, как скучно жить в Германии - стране без души, тюрьме обязанностей.

Очевидцы писали, что даже в момент отречения кайзера в 1918 году, большинство немцев, как ни в чем не бывало, повинуясь долгу, вышли на работу. Не сомневаемся, что при наступлении вселенского апокалипсиса, на рабочее место заступят исключительно немцы и некоторые трудолюбивые народы Азии. Для остального человечества наступит разгул стихий, который был во время социальных революций или природных бедствий. Кое-что сейчас меняется и в самой Германии. Отчасти благодаря приезжим, которых здесь по-отечески называют Gastarbeiter'ами. "Гости-работяги" привнесли в эту среду инородную культуру и обычаи.

Читайте самое актуальное в разделе "Общество

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы жилье
Обсудить