Школьные конфликты решит медиатор

В скором времени в российских школах появится новая специальность — медиатор или посредник при улаживании конфликтов. Правда, пока только в порядке эксперимента. Новых ставок в штатное расписание вводить не будут — приемам медиации обучат уже работающих учителей. Хотя для большего эффекта такой тренинг не мешало бы пройти детям и их родителям.

То, что современная школа — весьма агрессивная среда — известно даже тем, кто давно уже получил аттестат зрелости. Один из недавних случаев, вызвавший громкий резонанс: учитель труда ударил старшеклассника в питерской школе. Приятель пострадавшего снял происходившее на видео, и сюжет появился в интернете.

Начальство педагога отреагировало быстро и предсказуемо. Чтобы замять конфликт, учителя немедленно уволили. Позднее, правда, выяснилось, что ученик долгое время провоцировал учителя на жесткие меры, а зрители увидели только концовку конфликта. Так что видеокамера под рукой оказалась вовсе не случайно.

Понятно, что в такой ситуации может оказаться практически каждый преподаватель или ученик. И как им защитить себя в случае психологического насилия и провокации? Развесить по всей школе видеокамеры, фиксирующие каждый жест и слово, — слишком затратно. Как говорится, есть способ лучше — школьная медиация.

Слово "медиация" пока еще не слишком известно, хотя с января 2011 в силу вступил закон, позволяющий улаживать бытовые, гражданские, коммерческие конфликты именно с помощью посредника — медиатора. В Центре медиации и права, ставшем инициатором закона и разработавшем его проект, предложили использовать данный метод там, где конфликты случаются постоянно — в школе.

Читайте также: Медиатор из зоны разрулит ситуацию

По словам научного консультанта центра Марины Хазановой, психотерапевта с многолетним стажем, когда она впервые познакомилась с этой технологией, она показалась ей почти чудом — настолько эффективно работает. "83 процента конфликтных ситуаций успешно улаживаются с помощью медиации, 85 процентов детей говорят, что они удовлетворены таким решением и почти 90 процентов участников конфликтов подтверждают, что они исполняют достигнутые договоренности", — говорит Марина Хазанова.

При этом она подчеркивает, что между психотерапией и медиацией большие различия: психотерапевт, как правило, констатирует проблему и иногда ставит диагноз. То, что делает медиатор, легче объяснить путем отрицания. Он не дает советы, не подталкивает к тому или иному решению, а главное — не ставит оценок по принципу "хорошо — плохо", "прав — виноват". Тем более, что однозначно правых и виноватых, как правило, не бывает. Его задача, оставаясь абсолютно нейтральным, донести до оппонентов точку зрения противоположной стороны.

Происходит это примерно так: ученик в присутствии родителей и тех, кого он хочет пригласить — учителей или сверстников — излагает свое видение конфликта медиатору. Тот, не "включая" эмоциональную оценку, передает квинтэссенцию сказанного другой стороне конфликта. Потом, соответственно, таким же образом выслушивает ее. Нейтральность медиатора по отношению к ситуации — пожалуй, главный момент. "Нам кажется, что главное условие психологической безопасности — это когда не ругаются и не дерутся. На самом деле, может быть, гораздо важнее для человека — отсутствие оценок того, что он делает. А для школы это почти нереально", — говорит Марина Хазанова.

Читайте также: "Вожди краснокожих" оккупировали школы?

Действительно, мы постоянно выставляем оценки окружающим нас людям. И главным критерием служит то, как они ведут себя по отношению к нам. При этом редкий человек в состоянии задуматься и осознать — то, что может быть "плохо" для нас, вполне "нормально" или даже "хорошо" для того, кто это делает. И почему он в этом случае должен менять свое поведение? Только потому, что нам так хочется? Когда перестаешь оценивать весь окружающий мир с позиции "хорошо — плохо" и навешивать ярлыки на каждое явление, жить становится гораздо легче. В общем, получается, главный секрет медиации — услышать и понять другого человека, а иногда и самого себя.

По словам Цисаны Шамликашвили, президента Центра медиации и права, люди часто идут в суд только из желания наказать другого человека, не понимая, что тем самым еще больше углубляют конфликт и наказывают в том числе и себя. А Марина Хазанова вспоминает недавний случай, когда ее в качестве медиатора пригласили в одну из московских школ разрешить непростую ситуацию между преподавателем и старшеклассницей. Оказалось, что длившийся несколько месяцев конфликт вполне можно уладить за полтора часа, причем так, что обе стороны окажутся довольны.

С нового года в нескольких московских и региональных школах, по согласованию с Министерством образования, пройдут пилотные проекты по применению методов медиации. Важно, что новых ставок для этого не потребуется. Тех учителей, кто выскажет такое желание, обучат на специальных тренингах. Учеба будет основана главным образом на ролевых играх и примерах из жизни.

Читайте также: Новые технологии подростковой жестокости

В тех школах, где уже работали медиаторы, как правило, уровень агрессии снижается. И в первую очередь у взрослых. Потому что по мнению специалистов, одна из главных причин конфликтов в школьной среде — психологическая неустойчивость преподавателей из-за всевозможных внешних факторов.

Если учитель получит в руки такой инструмент, который позволит ему не просто решать конфликты, а вовсе избегать их, жить станет легче и ему самому, и окружающим его людям — детям в первую очередь. Во всяком случае, у судей, прошедших обучение методам медиации, становится в десять раз больше мировых соглашений.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Стала известна стоимость американского угля для Украины
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Халатность командования ВСУ привела к гибели украинских солдат
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
В строительстве Крымского моста западные СМИ увидели "нападение России на украинский суверенитет"
Почему не стоит бояться военных маневров США и КНР — Виктор МУРАХОВСКИЙ
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
За верность мужу женщину насиловали вчетвером
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Ученые: новый препарат вылечит от гепатита В
Немыслимое: арабы и евреи Ближнего Востока задумали "семейный бизнес"
Жириновский предложил продлить срок работы президента, но ограничить его одним сроком
День флага России отметят в соцсетях
Опять молочница. Есть ли эффективные средства лечения?
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала