Российские дети уверены, что все изобретается на Западе

Плоды "просвещения". РФ сошла с дороги НТР

Низкопоклонство перед Западом, культивируемое частью российского дворянства, неверно истолковавшего завет Петра Великого учиться у зарубежных специалистов, дабы развивать науку отечественную, спустя два с половиной века принимает в современной России абсолютно уродливые формы. Картина мировосприятия наших детей, которая сложилась в результате отсутствия национальной идеи и откровенно наплевательского отношения к русской истории, в том числе к истории русской науки со стороны Минобразования, привела к тому, что российские школьники убеждены: все прогрессивное в этом мире изобретено там, "за бугром".

Впрочем, виновата не только школа. Юное поколение, приобщаясь сначала к компьютерным играм, а затем и к интернету начинает все больше и больше проникаться пиететом к "железу". И что оно видит? Все новые модели приходят к нам из Японии и Америки. Страна, подарившая миру сотни важнейших изобретений, от электрической лапочки до радио и телевидения, страна, первой шагнувшая в космос, освоившая околоземную орбиту, подарившая миру слово "спутник" и гордившаяся тем, что первым космонавтом стал землянин Юрий Гагарин, стремительно утрачивала в последнее время свои позиции не только на рынке бытовой аппаратуры, у нас всегда больше занимались "оборонкой", чем стиральными машинами, холодильниками и телевизорами, но и в высокотехногологичных отраслях промышленности, прежде всего в той же самой знаменитой советской "оборонке".

Приходится ли удивляться, что наши школьники полагают, что технический прогресс — он где-то там, в Америке, Европе, Японии, где делают красивые и удобные автомобили, "мобильники", ноутбуки и массу всяких других навороченных технических новшеств, когда мы не в состоянии защитить разработки своих ученых. Чтобы научные наработки наших выдающихся мыслителей и ученых не становились достоянием Запада, который чутко отслеживает самые различные научные поиски российских специалистов.

Читайте также: "Индивидуальный проект" для Митрофанушки

Много ли наше государство делает для того, чтобы "русские мозги" не утекали за рубеж. О пресловутой "утечке мозгов" из России говорят едва ли не с начала "перестройки", когда у наших деятелей культуры и науки появилась возможность уехать по приглашению зарубежных коллег или организаций, способных достойно финансировать их творческие и научные поиски.

Фото: AP

Вновь к этой теме недавно вернулся президент РФ, затронувший проблему утекания за рубеж незапатентованных изобретений российских специалистов. "У нас безобразная ситуация с патентами, значительная часть изобретателей по разным причинам не патентуют свои разработки, и большое количество изобретений утекают за границу", — заявил глава государства на встрече с представителями некоммерческих организаций. Он также заметил, что специалисты, получившие гранты от НКО, должны тратить их именно на патентование и на создание собственного бизнеса.

"Очень важно, чтобы деньги рассматривались не как приз за творчество, потому что от призов ничего не остается и толку от них мало, если это, конечно, не Нобелевская премия", — говорит президент. Полученные средства "должны расходоваться на создание задела для будущего".

Но много ли средств и внимания выделяет государство на развитие отечественной науки и, уж тем более, на защиту прав интеллектуальной собственности?

Доцент кафедры предпринимательского права Высшей школы экономики Светлана Кокина объясняет, почему российские изобретения зачастую оказываются за пределами России: "Я знаю несколько НИИ, которые вывозят изобретения за границу, потому что им нужно платить зарплату и оплачивать исследования".

Изобретатели норовят продать свое детище за границу, потому что в незапатентованном виде, когда о нем никто не знает, оно стоит там дороже. Свой патент продавать за рубежом уже несколько дешевле. Разница в цене может быть в разы. Даже авторство продают, поэтому и не регистрируют патент в России, считает эксперт.

"Хождение по мукам" российских изобретателей Светлана Кокина объясняет безразличием отечественного крупного бизнеса, который предпочитает выжимать сиюминутную прибыль из сырьевых отраслей производства или не менее выгодной сферы услуг и торговли:

"Часто исследования бывают настолько ресурсозатратными, что разработчики вынуждены что-то продать, чтобы продолжить эти исследования. Потом они, наконец, получают изобретение, над которым трудились, патентуют его, но не могут никуда этот патент пристроить. А изобретения ведь уникальнейшие. Дальше в запатентованное изобретение надо инвестировать — делать промоушен, создавать производство. Но никто патент у них не покупает, он никому не нужен. И они продают изобретения за границу. А что с ними делать-то? Появилась мода на какие-то инновации, вот патенты на эти инновации только и покупают. Но если что-то другое — уже никому не нужно".

Вот и получается, как в известной поговорке: "Что имеем, не храним, потерявши, плачем!"

Только теперь не "плачем", а платим… Платим за загубленный автопром и авиапром, платим за высокие технологии. Сколково со временем возможно и станет трамплином в науку ХХI века. А пока нужно бы начать с того, чтобы напомнить подрастающему поколению ломоносовские строки, что "может собственных платонов и быстрых разумом невтонов (ньютонов) российская земля рожать!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить