Специалист: Школа калечит наших детей

Главный психиатр Москвы: Наша школа - путь к неврастении

Главный детский психиатр города Москвы Анна Портнова, побывавшая в гостях у Pravda.Ru, так рассказывает о современных нагрузках на детей (школе, кружках, курсах): "Представьте, что вы работаете бухгалтером, вы приходите с работы, берете лыжи, идете катаетесь, потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского, а когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги и делайте уроки".

"Со школой у детей заканчивается детство"

— Говорят, что только три процента детей оканчивают школу здоровыми. Несколько лет тому назад были проведены исследования, результаты которых показали, что на первом месте у школьников — заболевания желудочно-кишечного тракта, на втором месте — костно-мышечная система, на третьем когда-то были органы зрения, а сейчас это неврология и психиатрия. Так ли это? Что говорит статистика?

— Статистика именно так и говорит, но мне представляется, что наших пациентов гораздо больше, потому что, к сожалению, не все родители понимают, что если с ребенком что-то не то, нужно обратиться к специалисту. То есть в учет статистики попадают только самые тяжелые случаи, когда уже все запущено. А когда у ребенка только начинается неврастения, какая-то легкая депрессия, невротические расстройства, родители не считают нужным обращаться, думают, что само пройдет. А надо бы обратиться вовремя.

— А на какие сигналы родители должны сразу обращать внимание?

— В каждом возрасте свои сигналы. Каждый ребенок младшего возраста реагирует на неблагополучие в окружающей среде по-разному (отлично, например, от подростка). Сейчас дети перегружены в начальной школе. Родители считают, что раз началась школа, то закончилось детство, и теперь их задача — как можно больше знаний и умений вбить в голову маленькому ребенку. Заканчивается свободное время, начинается по несколько кружков, занятия спортом, английским, танцами — всем, чем угодно.

И когда пытаешься выяснить, когда же у ребенка свободное время, родители удивляются: "Зачем ему? Он будет глупостями заниматься, пускай учится". И к концу первого класса начинается заикание, энурез, нарушение сна, слезливость, нарушение поведения — очень широкий спектр невротических расстройств.

Подростки реагируют по-другому на те ситуации, когда их, по сути, передавливают педагогическими мерами и учебной нагрузкой. У детей подросткового возраста идет протестная реакция, поведенческие расстройства, уходы из дома, появляется конфликтность, агрессивность. Это тоже, я считаю, случаи психологического дискомфорта и психиатрической патологии. Они не все требуют медикаментозного лечения (этого и боятся родители, поэтому и не обращаются). Гораздо чаще помогает психотерапия, психокоррекция, просто объяснение родителям, какой должен быть режим у ребенка, как он должен питаться и так далее.

— Но родители тоже неспроста давят на ребенка и требуют много учиться. У меня сейчас внучка младшая идет в первый класс, и она уже должна уметь читать, писать, считать с определенной скоростью. Она занимается в "Дошколенке", ей уже учитель пишет "очень плохо". При том, что фактически ставят оценки маме, которая кандидат наук и занимается со своим ребенком.

— То есть начинают еще нагнетать, усиливать тревогу, волнение у ребенка, и ставятся неправильные акценты. Считается, что хорошие оценки в школе — это залог будущей успешности. А на самом деле это совершенно не так. Я обращаюсь к родителям — обернитесь и посмотрите на свой класс, кто чего достиг? Где ваши отличники? Где ваши троечники?

"Хорошая успеваемость в школе - это не залог будущей успешной жизни"

— Выходит, учеба сейчас перестала быть социальным лифтом?

Успеваемость никогда не служила лифтом, и есть очень много успешных, гениальных людей, и мы о них знаем, которые плохо учились в школе. Например, Эйнштейна считали умственно отсталым. Марк Твен плохо учился, Пушкин — так себе. Моцарта из-под палки отец заставлял заниматься пианино. Вот это нужно помнить.

Во-вторых, родители должны представить себе такую ситуацию: ребенок пошел в первый класс, он там целый день, пять-шесть часов сейчас при пятидневке, и он приходит домой, а его покормили, повели на каратэ, потом на музыку, на следующий день у него английский с танцами, и приходит он домой в восемь, и садится за уроки.

Вот я предлагаю родителям, представьте, что вы работаете бухгалтером целый день, вы приходите с работы, берете лыжи, идете катаетесь, потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского, а когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги, и делайте уроки на завтра. Вот что вы устраиваете своему ребенку! И так каждый день.

Для него школа — это очень большая нагрузка. Первый класс — это не только учебная нагрузка, новые знания. С этим ребенок легко справляется. Это эмоциональная, социальная нагрузка, ему нужно подчиниться дисциплине, ему нужно построить отношения с одноклассниками. Любой конфликт может быть для него очень болезненным. И все это накапливается, присоединяется еще усталость от нагрузок, и мы получаем на выходе в 70 процентах плохое здоровье.

— А соответствует ли физиологии эта учебная нагрузка? Когда я пришла учиться в советскую школу, мне было восемь лет, и я не умела ни читать, ни писать, ни считать. Меня всему научили. А сейчас я, например, уже со второго класса не могла помочь своей старшей внучке по математике.

- К сожалению, за психиатрической экспертизой никто из органов образования не обращается. Обращаются с целью, например, определить вред мультфильма "Ну, погоди!" для здоровья. Это беспокоит чиновников от образования. А смотреть, насколько нагрузки соответствуют среднему нормативному ребенку, они не хотят.

Переносимости нагрузок очень индивидуальные: какой-то ребенок конституционально крепкий, он выносливый, и он охотно принимает всю информацию, все нагрузки, он неутомляем, а есть слабый тип нервной деятельности, и ему нужно, может быть, больше свободного времени, меньше нагрузки.

— Можете дать какие-то рекомендации родителям?

— Хочется, чтобы родители прислушивались к своему ребенку, учитывали и его желания и относились даже к самому маленькому ребенку как к личности. Конечно, надо исключать физические наказания. Это категорически, я считаю, недопустимо.

— Как вы относитесь к тому, что теперь при поступлении в первый класс требуют освидетельствования ребенка психиатром, то есть ты должен принести от него справку для медицинской карты?

На мой взгляд, посещение врача должно исходить из желания родителя. Если он не считает нужным вести ребенка к психиатру, не надо заставлять его это делать. Школа не имеет права заставить, потому что у нас образование доступно для всех.

С другой стороны, я не вижу ничего страшного сводить ребенка к психиатру. А почему нет? Почему бы на всякий случай не показать и психиатру ребенка, вы же водите его к зубному. На учет же его никто не ставит во время диспансеризации.

Гиперактивность, синдром дефицита внимания

— Вам не кажется, что сейчас стало больше детей гиперактивных, с синдромом дефицита внимания? С чем это может быть связано? Эти дети идут в общеобразовательную школу, и учителю как-то нужно с этим справляться, а детям контактировать, жить и получать образование.

— Совершенно верно, и в этом году вступает в силу закон об образовании, согласно которому ребенок с любыми нарушениями имеет право пойти в любую школу по выбору родителей. Даже если ребенок глубоко умственно отсталый, мать имеет право потребовать от директора, чтобы этого ребенка приняли в обычный класс.

Но другое дело, что он не получит знаний там, потому что ему нужны знания в специальной форме, адаптированной. Во всем мире имеется тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии. Возможно, это такая плата за эволюцию, плата за успехи в неонаталогии, в акушерстве-гинекологии, ведь сейчас выхаживают детей и с критической массой тела, и с тяжелой патологией беременности. То есть все-таки медицина достигла высокого уровня, и хорошо, что таких детей спасают, но нужно иметь медицинскую систему выхаживания. А вот в этой системе у нас провал, к сожалению.

— Но у нас же была хорошая коррекционная школа, как таковая педагогическая, связанная с этими делами. Что с ней стало?

— Да, очень хорошая у нас коррекционная педагогика, школа дефектологии. Но, к сожалению, в силу каких-то экономических трудностей сократили должности логопедов в поликлиниках. А как без логопеда? Это становление речи, это формирование мышления. Все мы ходили в детстве к логопеду бесплатно. Сейчас это платная услуга в поликлинике, а стоимость такова, что не каждый родитель может несколько тысяч потратить на занятие с логопедом.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Обсудить