Меры по безопасности детсадов в России усилены

Детсад: проходной двор или крепость?

Несколько лет назад в РФ появилась целевая программа по безопасности образовательных учреждений, а после взрыва в Комсомольске-на-Амуре органы внутренних дел по всей стране начали активно проверять, легко ли проникнуть в детские сады. К имеющимся "тревожным кнопкам" и охранникам планируется добавить новую пропускную систему, распознающую отпечатки пальцев.

Сравнительно недавно безопасность в детском саду интересовала чиновников и родителей исключительно в таких аспектах, как травматизм, соблюдение санитарно-гигиенических норм и пожарной безопасности. Обсуждались проблемы с воспитателями и другим персоналом, который отвечает за здоровье детей, но периодически позволяет себе халатность. Про охрану детских садов в департаментах образования сообщали, что она не предусмотрена нормативными документами и оставлена на волю родителей: если родители волнуются, могут за свой счет нанимать любую частную компанию и организовать хоть круглосуточное наблюдение, хоть охрану периметра целым подразделением профессионалов.

Сейчас, после взрыва, ситуация изменилась. По всей стране в течение августа проводились проверки, было обещано усиление охраны и некие "широкие действия превентивного характера". По правилам, за каждым образовательным учреждением закреплен сотрудник по делам несовершеннолетних, который не реже раза в неделю должен посещать и осматривать свой объект. Все детские сады должны быть оборудованы "тревожными кнопками" с выводами в полицию, а охранникам предписывается следить за посторонними людьми и предметами. Причем, охранники должны иметь лицензию, а дежурные группы должны прибывать в течение 5-7 минут после получения сигнала тревоги.

Читайте также: Взрослые дяди атакуют детсады

Это в теории. На практике лучше всего дела обстоят в Москве. Открытых садов в столице почти не осталось, везде работают охранники и установлены "тревожные кнопки" с выводом на пульт вневедомственной охраны. Причем, судя по результатам проверки, большинство кнопок "рабочие" — группы приезжают и делают это вовремя. Появились даже первые сады, оборудованные системами видеонаблюдения — это, правда, пока еще капля в море и касается только интернатов с большим количеством детей.

Помимо этого, столичная полиция тестирует новую разработку — систему безопасности, основанную на принципе дактилоскопии. Пробный вариант уже установлен в Миассе. Родители дружно сдали отпечатки пальцев для внесения в память системы и теперь опознаются ею, как "свои". Те же, кто не согласился участвовать в эксперименте, получили электронные пропуски.

И, тем не менее, причины для беспокойства есть. Еще недавно практически в каждом дошкольном учреждении столицы был пост сотрудников вневедомственной охраны МВД. После реформы полиция не может вести физическую охрану детских садов — не хватает персонала. Сокращение штатной численности более, чем на 20 процентов, отразилось и на детских садах — посты были сняты. И это при том, что начальник УВО при ГУ МВД по Москве Анатолий Абрамочкин считает физическую охрану необходимой, несмотря на все технические меры и новые разработки.

Вдали от Москвы с безопасностью в садах ситуация еще менее радужная. Чиновники обязали провинциальные дошкольные учреждения поставить "тревожные кнопки" и нанять охрану, но деньги на эти недешевые новшества по-прежнему ищут родители. Выбор охранного предприятия и юридическое оформление отношений с ним ложатся на плечи руководства детского сада. Впрочем, некоторые представители власти открыто рекомендуют заведующим разделить ответственность с родительским комитетом — пусть тоже ставят подпись на договоре, если что — сами виноваты.

Профессиональные охранники с лицензией и оружием, прошедшие тщательную проверку и серьезные психологические тесты при приеме на работу, стоят дорого. "Вскладчину" обычным детским садам удается нанять лишь сотрудников небольших частных охранных предприятий без лицензии на ношение оружия. На работу в подобный ЧОП может устроиться кто угодно — реальных возможностей для отбора кадров нет. А органы внутренних дел проверяют такие фирмы всего лишь раз в два года.

Во многих садах говорить об "охраняемой территории" можно лишь условно, поскольку существуют дополнительные открытые калитки, а то и дырки в заборах, через которые на веранды проникает и молодежь для вечерних посиделок, и бомжи для ночевки, и все, кому удобно "срезать путь" через детский сад. После начала масштабных полицейских проверок журналисты разных изданий провели эксперименты по проникновению в детские сады разных городов. И результаты весьма печальные. Добраться до места, где дети гуляют, удалось в половине детских садов, а в отдельных случаях репортеры, представляясь родителями, без проблем попали и во внутренние помещения.

Именно так, представляясь родителями, проникали в детские сады известные преступники. В прошлом году в Малайзии мужчина ворвался в столовую детского сада и бил детей молотком, а в Китае за 2010 год маньяки трижды устраивали в дошкольных учреждениях резню. Один из преступников сумел нанести ножевые ранения 28 детям в возрасте около четырех лет и троим взрослым. В результате действий другого погибли три ребенка и воспитатель. Третий нападавший, к счастью для жертв, облился бензином и поджег себя раньше, чем успел нанести кому-то серьезный вред. И вот, мировые тенденции постепенно докатились до России.

Полиция не зря решила обратить пристальное внимание на детские сады. В Комсомольске-на-Амуре пятилетняя девочка пострадала от взрыва самодельной бомбы, которую нашла на веранде. Подозреваемый в изготовлении взрывчатки объяснил мотивы своего поступка. Оказывается, таким образом, он хотел проверить скорость и качество работы правоохранительных органов. Не исключено, что он "тестирует" полицию с зимы прошлого года. Тогда в городе стали появляться муляжи взрывных устройств, и задержанный уже проходил по этим делам в качестве подозреваемого.

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить