Учителям нужна защита от учеников

Одной из основных проблем современной российской школы является то, что учителя не пользуются авторитетом у учеников. И, следовательно, не могут выполнять одну из своих профессиональных обязанностей: воспитывать подрастающее поколение. Может быть, пора обратиться к опыту дореволюционных гимназий и ввести в школах должность классного наставника?

Несколько лет назад мне довелось работать мобильным лектором в школах Москвы и Подмосковья. Выглядело это так — я с набором симпатичных зверюшек (живых, естественно) приезжал в школу, располагался с ними в актовом зале и после этого каждый урок ко мне учителя приводили детей (обычно в количестве 2-3 классов за раз). Я рассказывал деткам про животных и самых безопасных из них давал погладить и подержать в руках. Обычно все — и дети, и звери — в результате оставались довольными.

Со своими лекциями я побывал во многих школах Москвы и области, как частных, так и государственных. И если относительно первых по поводу поведения детей я ничего плохого сказать не могу, там все, и преподаватели, и дети весьма вежливы и воспитаны, то вот у вторых с этим пунктом просто беда. Чуть ли не в каждой третьей московской школе я наблюдал одну и ту же картину, которая, если честно, меня весьма расстраивала.

Представьте себе перемену в обычной средней школе: малышня носится туда-сюда с радостным визгом, а старшеклассники стоят в коридоре и общаются. Вроде бы ничего криминального в этом нет, кроме одного — общаются эти детишки исключительно с помощью нецензурных слов и выражений. Нормативным в их речи в лучшем случае будет лишь каждое десятое слово (да и то, обычно это предлог, частица или союз). Причем нельзя сказать, что делают они это тихо — их радостные реплики, состоящие в основном из трехбуквенных, пятибуквенных и прочих матерных слов, разносятся по всему коридору.

Читайте также: Студенчество отстояло право материться

Вас это возмущает? Понимаю. Но меня больше возмущает другое: в том же холле стоят учителя, в том числе и те, кто дежурят по этажу. И что, вы думаете, они делают? Правильно — ничего, даже замечаний матерщинникам не высказывают. Хотя нет, я не прав, кое-что они все-таки делают, а именно — вид, что ничего не происходит. Удивительно, но во всех случаях распоясавшихся учеников приходилось одергивать мне (и, что самое интересное, получалось — наверное, они думали, что с человеком, который только что на их глазах держал в руках кобру или крокодила, лучше не связываться).

Исходя из этих наблюдений, я сделал один печальный вывод — в нашей стране ненормативная лексика давно уже стала нормативной. А как же иначе, ведь если учителя — люди, которые, собственно говоря, и дают детям понять, что является в этой жизни нормой, а что — отклонением от таковой, бездействуют в тот момент, когда нужно действовать. В результате ученики усваивают один очень важный для них урок: раз учитель "безмолвствует", то материться — это нормально.

Впрочем, дело не только в нецензурной брани. Тоже самое можно сказать и про другие случаи "невмешательства" учителей в некоторые ненормальные ситуации, возникающие в школе. Поэтому нормой давно уже стала драка, курение, распитие алкогольных напитков и прочие "прелести" современного школьного досуга. Правда, в школах, учащиеся, по моим наблюдениям, пока все-таки стесняются делать все это на глазах учителей. Однако уже на школьном дворе их "робость" куда-то пропадает, поскольку проходящие мимо них преподаватели, как обычно, делают вид, что ничего не происходит.

 

 

Однако мой приятель, с которым мы когда-то вместе преподавали в одной из московских спецшкол, после того, как я с возмущением рассказал ему эту историю, вдруг неожиданно… заступился за учителей, сказав при этом примерно следующее: "Я понимаю твой праведный гнев, однако не спеши осудить их. Лучше подумай, а что учителя, собственно говоря, могут сделать в этой ситуации? Ну подойдут они, сделают замечание, а дальше-то что? В лучшем случае ученики просто замолкнут на время. А в худшем — выскажут, куда конкретно данному учителю нужно немедленно отправиться. А кому приятно такое выслушивать? И что делать педагогу после того, как его публично оскорбили?

Я, да и ты тоже, скорее всего, просто бы хорошенько наподдали этому матерщиннику, причем на глазах у всей компании, как это товарищ Макаренко в свое время делал. Но ведь ты сам понимаешь, у нас школа-то была необычная, не только дети, но и родители были особенные, они бы за подобные методы воспитания нам еще и спасибо сказали бы. А представь себе обычную школу — да там родители, как узнают, про то, что их детей силовыми методами воспитывают, всех, начиная с директора, по судам затаскают.

Кроме того, ведь это у нас большинство учителей — молодые мужчины вроде тебя и меня. А в типичном случае кто в школе в основном работает? Дамы сильно бальзаковского возраста. И как же они смогут действовать так, как мы?

И знаешь, ведь другие воздействия-то уже бесполезны. Поход к директору или вызов в школу родителей современных детишек мало впечатляет, особенно если учесть, что раз они свободно в школе матерятся, то и родители явно изъясняются в их присутствии на таком же языке. Исключить из школы их тоже не могут, у нас Закон об обязательном всеобщем образовании-то никто не отменял. Могут лишь перевести в другое учебное заведение: исправительно-трудовое, если сочтут хулиганами, или коррекционное, если решат, если у них проблемы с психикой. Но ведь это делается через полицию или через медиков, а с ними директора школ связываться ой как не любят — ведь дурная слава о школе пойдет по всему району, если не по городу. Вот и замалчивают все эти безобразия. А ученики, пользуясь этим, продолжают спокойно материться".

Самое печальное состоит в том, что мой приятель абсолютно прав. Прежние методы воспитания сейчас действуют только на учеников начальной школы. Да и то не всегда. Так, например, в школе, где прежде учился мой сын, учительница долго не могла справиться с первоклассником, который просто отказывался выполнять ее требования. И ведь преподавательница была не новичком, больше двадцати лет педагогического стажа за плечами имела. Но этот ребенок целую неделю вел себя на уроках так, как хотел. и на замечания педагога вообще не реагировал.

В конце концов в школу вызвали родителей и предложили им следующий вариант — либо они сами забирают свое непослушное чадо из школы, либо администрация поставит вопрос о переводе этого ребенка в соответствующее коррекционное учреждение. Родители же, что называется, "уперлись", сначала вообще собирались на школу в суд подать (и, самое интересное, имели на это полное право), но потом все-таки забрали мальчика из школы. Так что уж если и в начальной школе подобное бывает, что уж о средней и говорить не приходится. Там многие детишки мнение учителя о том, что такое хорошо, а что такое плохо, часто вообще ни во что не ставят.

 

 

Почему же так происходит? Это достаточно сложный вопрос. Некоторые преподаватели считают, что подобное отношении случается потому, что в школах сейчас в основном работают те самые дамы постбальзаковского возраста, а молодых преподавателей,которые знают новые методы воспитания, катастрофически мало. Детки сейчас же пошли более раскованные, чем в советские времена, им не достаточно лишь одного факта, что учитель всегда прав потому, что он старше их (или, если конкретнее — потому что он учитель). Нужно завоевывать авторитет среди них совсем другими методами, а пожилым учителям их достаточно сложно освоить.

Другие говорят о том, что сейчас авторитет учителей в глазах детей упал потому, что социальный статус преподавателей стал весьма низок. Маленькие зарплаты и социальная незащищенность сделали свое дело — разве будут дети слушаться того, кто ведет уроки в старой поношенной одежде (на другую просто денег нет) и кого может избить на глазах у учеников первый ворвавшийся в школу хам при полном бездействии имеющейся рядом охраны (как это случилось в одной из школ Санкт-Петербурга)?

Читайте также: "Для натурализма учительнице не сказали…"

Все это, конечно же так, однако все равно непонятно, как с этим следует бороться. Отменять Закон о всеобщем обязательном образовании? Вряд ли это разумная мера. Однако, возможно, следует пойти другим путем — возродить институт классных наставников, который существовал в дореволюционной России. Помню, мой дедушка, который учился в те славные времена в гимназии, рассказывал про их классного наставника — отставного прапорщика, который держал весь класс просто в ежовых рукавицах. Однако гимназисты его, хоть и боялись, но все-таки любили, поскольку он им часто помогал в конфликтных ситуациях. Например, когда они пожаловались ему, что их по пути домой все время задирают детки местных пролетариев, тот самолично разобрался с хулиганами и даже к их родителям несколько раз сходил. После чего гимназистов никто и пальцем не трогал.

Итак, с подобными "специалистом по этике" в школе учитель сможет спокойно заниматься своим прямым делом — учить детей, а все проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения можно будет поручить классному наставнику. Кстати, в некоторых частных школах подобные воспитатели уже имеются, и, по отзывам преподавателей, их деятельность приносит положительный результат. Есть они и в государственных учебных учреждениях — например, в кадетских корпусах.

Я помню, как один раз читал свою зоологическую лекцию в подобном кадетском корпусе. Детишек в актовый зал приводили высокие спортивные мужчины в военной форме, по виду напоминавшие типичных сержантов из голливудских фильмов. Следует заметить, что, хоть они при мне не кричали на учащихся и не наказывали их, вели себя детки на моих лекциях просто идеально. После учителя объяснили мне, что эти мужчины вовсе не преподаватели, а классные наставники, занимающиеся воспитанием кадетов. И результаты из работы радуют не только преподавателей, но даже и родителей будущих офицеров. Словом, дело свое эти воспитатели в форме знают хорошо.

Читайте также: Ольга Барковец: кадетские корпуса — это соцзаказ

Так почему же не ввести эту должность и в обычных государственных школах? Конечно же, это должны быть не персонажи вроде знаменитого Цап-Царапыча из произведений Льва Кассиля, а люди, умеющие найти с детьми общий язык, и прошедшие специальную подготовку в педагогических ВУЗах. Я уверен, что при подобном классном наставнике дети не будут ругаться матом, драться и нарушать общественный порядок. А учителям и родителям от этого тоже будет спокойнее…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Американцы опубликовали пособие по войне с Россией
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Американцы опубликовали пособие по войне с Россией
Погибнут миллионы: пророки и ураганы раздули панику в США
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
В Европе началась "русская партия"?
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Как США будут мешать инициативе Путина о миротворцах в Донбассе и что из этого выйдет
"Яблоко" предлагает России смириться
Чему русские научили Европу
"Кассини" заснял на кольцах Сатурна неопознанный объект
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"