По мотивам романа Мединского "Стена" будет снят фильм о Смутном времени

Минкульт организует Смутное время

Минкульт во главе с Владимиром Мединским вновь дал общественности пищу для разговоров и размышлений. А началось все с новости о том, что по мотивам романа Мединского "Стена" будет снят фильм. Кинолента о Смутном времени будет сниматься под началом телеканала "Россия-1", но суть не в этом, а в том, что на роль Василия Шеина утвержден Алексей Серебряков.

Недавно имя главы минкульта Владимира Мединского вновь активно замелькало в новостях. Ведь по его роману "Стена" начал сниматься одноименный фильм, повествующий о трагических и героических событиях Смутного времени. Периода, начавшегося после свержения династии Годуновых, нашествия претендентов на российский престол — самозванцев и иноземных принцев.

Но вот в разгар этого Смутного времени на пути поляков, стремившихся посадить на трон королевича Владислава, обещанный тому предателями-боярами, стал Смоленск. Он один сдерживал на протяжении 20 месяцев громадную польскую армию — во главе с самим королем.

А руководил этой героической обороной русский боярин Василий Шеин. Сражавшийся вместе с воинами и горожанами до последней капли крови и захваченный в плен лишь тогда, когда защищаться было практически уже некому.

После устроенной ляхами резни в живых в Смоленске почти никого не осталось, часть защитников сами подорвали свой последний оплот, городской собор, вместе с наступавшими врагами…

Что ж, выход на экраны страны такого патриотического фильма более чем своевременен. Тем более, что параллели со Смутным временем в современной истории прослеживаются. Вплоть до "семибанкирщины", фактически руководившей Ельциным, и "семибоярщины", тогдашних бояр-олигархов, чуть было не сдавших великую страну в руки "мирового сообщества" в лице католической Польши и Европы в целом.

А ведь Смоленск защищался именно в самый разгар всеобщего распада. Когда власть в Москве уже была фактически захвачена изменниками, минимально законное правительство пало, страна находилась во власти банд, самозванцев, и просто бунтовщиков. И смоляне сражались, не имея надежды на победу — но это не остановило их решимости.

Так что, создавать такие ленты, конечно же, куда более благодарное занятие, нежели антироссийские опусы, образца нашумевшего "Левиафана" режиссера Звягинцева. Снятого, кстати, на деньги минкульта.

Вот только, похоже, история с "Левиафаном" грозит повториться — пусть и на новом, более тонком уровне воздействия. Дело в том, что исполнителем главной роли воеводы Шеина утвержден актер Алексей Серебряков. Нет, вообще российским зрителям он давно знаком — по исполнению в том числе и ролей положительных героев, советских и российских офицеров, например.

Однако "Стена" не просто коммерческий фильм, предназначенный для показа в кинотеатрах. Он создается под эгидой канала "Россия-1" — стало быть, и увидят его в прайм-тайм десятки, а то и сотни миллионов россиян. И, понятно, что образ главного героя, в киношном и прямом смысле слова, воеводы Шеина, призван вдохновлять наших современников стараться быть хоть немножко похожими на доблестных защитников Смоленска.

Но насколько получится такой эффект в исполнении Серебрякова? Который еще в 2012 году с треском покинул Россию, уехав в Канаду. Потому как ну очень многое ему на бывшей Родине мешало.

Вот только несколько наиболее ярких цитат из раздаваемых им тогда интервью.

"Я перевез свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны — это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостает в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил…

Я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой, и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба".

Конечно, актерская профессия по определению предполагает притворство, неискренность. С другой стороны, и талант артиста ценится в первую очередь по тому, как он умеет притворяться.

Настоящая игра — это не банальная ложь, а умение хотя бы на съемочной площадке стать искренним в своей роли, перевоплотиться в своего героя, убедив в своей искренности зрителя.

Конечно, и актеры не обязательно играют одни и те же образы. Один раз могут выступать в роли сыщика, в другой — злодея. Но, наверное, ключевым моментом здесь является то, что такие "смены образа" происходят понарошку, лишь на театральной сцене или павильонах киностудий.

В случае же с Серебряковым ни о каком актерстве в плане его патриотизма (точнее, его полного отсутствия) нет и в помине. Это фундаментальный выбор человека, являющийся "изменой Родине" в собственном смысле слова. Не том, который в него вкладывает Уголовный кодекс — нанесения ей ущерба, выдачи госсекретов и т. д. — это традиционно именовалось на Руси "предательством".

А измена — это как, например, завести другую женщину при наличии жены. Вроде бы ни драгоценностей у супруги не крал, ни другого материального ущерба ей не наносил, однако ж неверных супругов не зря называют "изменниками".

Так и Алексей Валерьевич — он России изменил, назвав ее "страной победившего Хама". Поменяв ее на новую родину — Канаду, гражданином которой уже стал, и теперь приезжает в бывшее отечество лишь по рабочей визе.

Так насколько искренней будет его игра в роли беззаветного русского патриота, воеводы Шеина? Который в куда худшие времена даже не вывез из обреченного города свою семью — показывая соратникам, что будет сражаться до конца за своих близких, призывая к этому и простых воинов?

В то время, как сам Серебряков удрал на Запад, забрав родных, спасаясь не столько от реальных опасностей — сколько фобий, которыми на том же Западе чаще занимаются психоаналитики и психиатры.

Не знаю, возможно такая игра и покажется кому-то убедительной. Но как по мне — так в умах многих зрителей останется "когнитивный диссонанс" — резкое противоречие в восприятии. Когда один и тот же человек в жизни не любит (если не сказать — ненавидит) Россию и своих сограждан, а в кино сражается за них до последней капли крови. Как говаривал в таких случаях великий режиссер и актер Станиславский: "Не верю!"

Вообще, пенять в создавшейся ситуации опять министру Мединскому как-то неправильно — ведь он передал права на создание фильма каналу "Россия-1". Другое дело, что этот канал, целиком государственный, мог бы подходить к выбору объектов финансирования тоже государственных средств куда более взвешено.

Потому что, если с экранов главного телеканала страны Шеин-Серебряков будет учить россиян беззаветному героизму и любви к Родине, качествам, которых лишен напрочь — эффект получится похлеще "левиафановского".

И здесь воздействие будет куда более тонким. Без сомнения, снять антироссийское кино за российские деньги — большой успех "лучших друзей РФ", как на Западе, так и внутри страны. Но выпустить на экраны фильм формально патриотический — но так, чтобы на уровне подсознания зрителей абсолютно выхолостить из него патриотическую…

Это, без сомнения, "высший пилотаж" в попытках превратить Россию из самостоятельного великого государства в безликую "часть мирового сообщества" под руководством западных гегемонов. Как это было и четыре столетия назад, в эпоху Смутного времени.

Читайте также:

Валерий Кичин: Трусишкам в кино делать нечего

Если бы мы учили историю по "Дубровскому"…

Андрей Фурсов: "В мире слушают только сильных"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру