Школы превратились в супермаркеты - председатель Национального родительского комитета

Начался новый учебный год. На что в связи с этим надо обращать внимание прежде всего? Почему заоблачно растут показатели образования, а качество знаний стремится к нулю? Какие нововведения ждут школьников и с какими инициативами выступают их родители? Об этом и многом другом "Правде.Ру" рассказала председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.

— Ирина Владимировна — мама четырех детей-школьников, что особенно актуально, потому что начало учебного года для многих родителей — даже больший стресс, чем для детей. Но начнем не с содержания, а с формы. Были предложения сделать единый стандарт школьной формы для всех, как было в Советском Союзе. Возможно ли сейчас такое?

— Я уверена, что сейчас огромное количество родителей будут категорически против такого усреднения, этого единообразия, потому что слишком долго все жили так, как им хочется. И стричь всех под одну гребенку неправильно. Но ведь в рамках единого стандарта можно допустить несколько вариаций. Тогда это нововведение пройдет уже более мягко.

Понятно, что у девочек не могут быть только коричневые платья, черный фартук в будни и белый фартук в праздничные дни. Могут быть разные варианты: платье, юбка-блузка, жилет, жакет и т. д., в зависимости от погоды. А вообще, мне кажется правильно, что большинство школ России позволяют детям ходить просто в бело-черном, или в бело-синем, либо бежево-синем, бежево-черном. Потому что такие рубашки, блузки и другие вещи можно использовать и вне школы тоже.

Есть, например, дети с внешностью, которым чисто белый цвет или какой-то другой цвет не идет, а хочется девочке светло-розовое платье надеть или светло-голубую такую лаконичную блузочку. Особенно когда они становятся старше. Я думаю, что можно позволять это делать, а достаточно жесткие рамки все-таки сильно ограничивают. Одежда же — это все-таки способ самовыражения.

Зачем искусственно придумывать еще одну причину, по которой ребенок не хочет собираться в школу? Пусть у него будет выбор. Нужно позволять детям себя реализовывать. Тем более, что родители тоже очень трепетно относятся к фасону выбранного платья.

Надо также учитывать, что у ребенка может быть нестандартная фигура и те платья, которые пошиваются, могут просто как-то не так сесть. И тогда нужен индивидуальный пошив. Или у ребенка проблема со здоровьем, например, у него ожирение, тогда ему все, что продается готовое, уже не подойдет. Или наоборот, слишком стройная девочка, которая занимается спортом и у которой вся энергия уходит в тренировки… В общем, здесь нужны вариации, но в рамках какого-то единого стандарта.

Более того, у нас законом предусмотрены уставы в каждой школе. И при поступлении ребенка в школу родитель подписывает соответствующие документы. Каждая школа — это "монастырь", где выбирается не только план обучения ребенка, но также и вопросы, связанные со школьной формой, с проведением собраний, со сбором средств и т. д. В конце концов, каждый может выступить на общешкольном собрании с инициативой об изменении этого устава.

— Конечно, внешний вид очень важен. "По одежке встречают…" Но все-таки гораздо важнее сама система образования. Как в этом году обновится содержание программ и отразится ли это на качестве образования?

— Качество образования, конечно, требует самого серьезного постоянного рассмотрения. В опросах ВЦИОМ на эту тему есть очень интересные цифры, которые коррелируются определенным образом между собой. С каждым годом у нас повышаются результаты ЕГЭ, то есть баллы по ЕГЭ становятся все выше, но качество образования с каждым годом все больше снижается.

О чем это говорит? О том, что система ЕГЭ себя, в общем и целом, не оправдала и в погоне за правильными ответами на эти вопросы мы выплеснули и продолжаем выплескивать сейчас главное — ребенка — вместе с водой.

В то же время, к сожалению, тенденция вовлечения родителей в образовательный процесс все более усиливается. Но вовлечение не как добровольцев, волонтеров, которые помогают своим детям, а как людей, которые обязаны вместе с ребенком выполнять домашние задания, объяснять ему школьную программу — в общем, сами учить своих детей. Если они этого не делают, ребенок не будет элементарно успевать.

Потому что большинство учителей сейчас на уроках просто обозначают тему, объясняют, в каких источниках вообще можно найти ответы на эти вопросы, и детей все чаще склоняют к самообразованию. Но так как у нас далеко не все дети — Ломоносовы и даже просто не все имеют глубокую внутреннюю мотивацию, то теперь образование становится все больше задачей родителей.

Я выступаю категорически против этих проектных подходов, когда ребенку второго класса дают домашнее задание в виде подготовки проекта, который частично скачивается из интернета, а частично придумывается родителями. Получается, что ни школа, ни сам ребенок ничего не делают.

А для того, чтобы ребенок пользовался интернетом, его должны научить пользоваться компьютером, опять же, родители. И дома должен стоять не только компьютер, но также принтер и прочая оргтехника. Но это уже несколько иной уровень, и родители выполняют уже полунаучную работу, а на самом деле — псевдонаучную.

Ведь если это исследование, анализ и синтез, то они должны быть произведены ребенком самостоятельно. Но это же второй класс! Ребенок в этом возрасте еще не способен выполнить это самостоятельно.

Поэтому родители с ужасом ждут учебного года. С болью и смехом я рассказываю об этом, потому что все знают, что уже сейчас пошли по сетям и мессенджерам послания, которые мы называем первосентябрьский спам: у родителей ужасные лица, перевязанные головы… И они догуливают последние дни. Ведь для них это больший стресс, чем для детей.

Поэтому и качество образования не улучшается. С радостью можно констатировать только факт возврата астрономии, но, опять-таки, не самостоятельно, а в рамках другого предмета, который, кстати, я бы убрала. Потому что окружающий мир — это предмет, который обо всем и ни о чем. Он не системный, не обстоятельный и не глубокий. Я считаю, что астрономия должна преподаваться отдельным предметом.

С этого года в рекомендательном факультативном порядке вводится также предмет "Основы семьеведения". Но тут тоже нужна и уже начинается очень широкая общественная дискуссия.

Продолжение следует…

Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ

Беседовала Лада Коротун

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

По теме:

Кто придумал 1 сентября

1 сентября — День знаний и бдительности

Проблемы российского образования и средней школы

Среднее образование вымрет, если не изменится

Раздельное обучение полезно, уверены в московской…

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Все о новом учебном годе: отмена гаджетов и новая форма
Комментарии
"Ураган темной материи" подошел к Земле
Адвокат Салмин представил доказательства по поддельному диплому судьи Хахалевой
Цены на нефть обваливаются. Бензин будет дорожать
Цены на нефть обваливаются. Бензин будет дорожать
Пилот после столкновения с НЛО над Ирландией: "Рад, что это видел не только я!"
Порошенко пригрозил России из-за спины НАТО
Соцсети: Почему Трамп не подал руки Порошенко
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Пилот после столкновения с НЛО над Ирландией: "Рад, что это видел не только я!"
Холодильник LG стал причиной сильного пожара
Главный экономист ВЭБа: доходы от дорогой нефти ушли в отток капитала из России
Письмо русского солдата проигнорировали на торжестве в Париже
По Китаю начал ездить водородный трамвай
Москва упрочила свои позиции в ЛДНР после выборов
Москва упрочила свои позиции в ЛДНР после выборов
Соцсети: Почему Трамп не подал руки Порошенко
Навальный сообщил о закрытии ему выезда из России
Навальный сообщил о закрытии ему выезда из России
Письмо русского солдата проигнорировали на торжестве в Париже
"Ураган темной материи" подошел к Земле