ЭКСПЕРТЫ: как будем спасать новое поколение

Наши дети гибнут. Это тупик?

Что более пагубно сказывается на нашей молодежи? Кто виноват — семья и школа, общий упадок культуры или Интернет? Три точки зрения на воспитание подрастающего поколения "Правде.Ру" высказали православный священник, врач-психолог и член Общественной палаты РФ.

Каждый из нас, в силу разных причин, судит об окружающем мире по-разному. Как сказал один гениальный поэт, а другой замечательный пиит перевел на наше наречие: "На мир мы все по-своему глядим, и каждый прав — с воззрением своим". Хотя кое с чем можно и даже нужно поспорить.

Священник Благовещенского храма и секретарь Совета по биоэтике при Московском патриархате Максим Обухов явственно видит, что "молодежь проводит большую часть времени (в сотни раз большую, чем с родителями или в школе) в Интернете".

Наш собеседник согласен: современные дети проводят в школе очень много времени. Проблема в следующем — "программы составлены таким образом, что дети проводят слишком много времени за учебой, но результат незначительный. Если в традиционной форме общения мы можем контролировать, с кем ребенок разговаривает, с кем общается, то сейчас, конечно, контролировать стало если не совсем невозможно, то, по крайней мере, очень трудно".

Согласитесь, вместо пропаганды здорового образа жизни или самостоятельного мышления, школьнику навязываются примитивнейшие рекламные штампы пресловутого общества потребления. Взрослым, по большей части, вколота определенная прививка против разрушительного действия механизмов навязывания чуждых ценностей и абсолютно ненужных предметов, и то далеко не всем, а у детишек такой "вакцины" пока не выработалось. Хорошо, если рядом найдется верное плечо, а если опереться не на кого — жди неминуемой беды.

"Ребенок в 14 лет умнее своих родителей в части компьютерной грамотности. И найдутся рецепты обходить эти фильтры. То есть, каким должен быть рецепт?

Кроме того, мне совершенно не понятно, зачем нужно школьное образование переводить на Интернет, когда в этом нет никакой необходимости. Чтобы научиться ребенку читать и писать, нужны тетрадь в клетку, линейка и учебник. И больше ничего не нужно. А если у родителей нет денег на компьютер? Или мы, например, сталкиваемся с тем, что ребенку нужно поставить операционную систему Windows, а я не хочу ставить операционную систему Windows за огромные деньги. Я хочу, чтобы он пользовался операционкой Linux.

Много проблем. Как технически это сделать? Я не знаю. Может, нужно давать рекомендацию воспитания детей без Интернета, а приучать их к чтению, читая книги?", — задается риторическим вопросом отец Максим (Обухов).

"Я не могу сказать, что мы сейчас нашли готовый рецепт, — сказал священник "Правде.Ру". — Полностью всё запрещать? Вроде бы это не работает. И как это технически сделать? Все разрешить? Тоже неправильно.

Это большая проблема. Сетевые игры охватывают миллионы. Понижается уровень образования, понижается уровень критического осмысления окружающей действительности, появляется нездоровая самоуверенность. Доступность информации создает иллюзию — зачем это знать, если можно посмотреть в "Википедии". Интернет не заменяет доступность образования.

Может быть, нужно вводить моду на воспитание детей с ограниченным доступом к Интернету. Есть же ограничения на использование велосипеда, спичек. Интернет — убийца времени".

Со своей стороны член Общественной палаты РФ Елена Тополеваолдунова также считает, "что очень ответственно и внимательно нужно относиться к тому, что у детей гаджеты. Понятно, что от них может быть определенная польза, но может быть очень большой вред.

Есть очень много исследований, которые показывают, что неограниченное и неконтролируемое нахождение ребенка в Интернете может привести к очень тяжелым последствиям и для психики ребенка, и для его образования.

Конечно, невозможно и неправильно полностью запрещать детям пользоваться гаджетами. Но большая ответственность ложится на родителей, которые должны очень внимательно относиться к этому новому явлению. Очень часто можно наблюдать такую сцену: ребенок балуется, а родители дают ему в руки гаджет. Родители счастливы, потому что ребенок им не мешает.

У нас быть родителями, по большому счету, нигде не учат, а ведь это целая наука! Тем более, с развитием новых технологий еще больше возникает необходимость в обучении ответственности именно родителей".

"В компьютерных играх и в фильмах действуют возрастные ограничения, но кто следит за тем, сколько лет ребенку, которому загружают ту или иную игру или смотрят кино. Кто это может отследить, я не очень понимаю.

Да, многие родители устанавливают на мобильные телефоны функции, ограничивающие детям доступ к таким вещам, но у нас тут проблема-то в том, что дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, чем родители и учителя. Они находят разные способы, чтобы найти запретный плод", — рассказала "Правде.Ру" Елена Тополева-Солдунова.

"Мы знаем про проблему, о которой говорили на встрече с президентом, — подчеркнула член Общественной палаты в беседе с "Правдой.Ру". — Я имею в виду АУЕ (Арестантско-уркаганское единство). Подобные группировки построены на тюремном менталитете. Это страшная вещь.

У нас нехорошая динамика по подростковым суицидам. И виной тому не какие-то специализированные Интернет-сообщества. Вспомним русскую классику: были общества самоубийц еще и до появления всякого Интернета. Тут дело не только в Интернете, а в распространении всей этой страшной идеологии. Ей тоже нужно серьезно заниматься, выявлять корни всего этого и стараться умерить ущерб от нее.

Зачастую отсутствие ценностных ориентиров у общества тоже действует губительно. Не все люди религиозны. Я считаю, что не хватает популяризации светских духовных ценностей средствами искусства, кино.

У нас точно есть проблемы в образовательном процессе. Отсутствие каких-то ценностных ориентиров, рост большой агрессивности в обществе. Сейчас по любой проблеме возникает не дискуссия (что, конечно, хорошо), а очень агрессивная дискуссия. Мы не умеем вести цивилизованный диалог. Это культура, которая существует в обществе, которую дети впитывают, потому что они живут не в безвоздушном пространстве. Прежде всего, взрослых надо учить цивилизованному общению, диалогу. Не надо лезть по любому поводу на баррикады. Надо уметь договариваться, а не сводить счеты".

Врач-психиатр, врач-психотерапевт высшей категории, психолог Александр Федорович, с которым также побеседовал "Правда.Ру", полагает, что воспитание — это прежде всего вопрос идеологии, "Должна быть некая внутриполитическая доктрина формирования правильного понимания у молодежи, — сказал эксперт "Правды.Ру". - Естественно, начинают родители, но в государстве должна быть определенная идея. В Советском Союзе она была и называлась социализацией. Когда всем детям, сообразно их возрасту, их возможностям, предъявлялись одни и те же требования. Малыш должен знать свое имя, фамилию, адрес. Ребенок постарше — завязывать шнурки, еще постарше — переходить улицу и т. д.

Когда мы говорим о том, что должна быть целевая федеральная программа, то заниматься этим должны родители, а контролировать должны школа и прочие социальные институты.

Что касается системы потребления, на сегодняшний день это превалирующая система. Естественно, она разрушительна".

Читайте также:

Татьяна ПОТЯЕВА: "Дети гибнут из-за недопонимания"

За что детей забирают из семей

На что способно кадетское братство

Не говорите детям про аистов

Соцсеть для подростка — это мир без родителей

Школьники сегодня — лучше или хуже?

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить