В образовании очень много случайных людей

Почему в России техникумы и колледжи перестали выпускать хороших специалистов? Из-за чего в последние десятилетия начальное профессиональное образование терпит крах? Как решить эту проблему? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает президент Академии профессионального образования, лауреат премии президента РФ в области образования Евгений Ткаченко.

— Евгений Викторович, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела в России с профессиональным образованием?

— Была сделана грубейшая ошибка где-то в 2005 — первой половине 2006 года, когда все профтехучилища страны, начальное профессиональное образование, были переданы на региональные местные бюджеты, с федерального бюджета все были убраны.

Тотальные решения в нашей стране всегда порочные. Потому что слишком разные условия. Некоторые области, скажем, Удмуртия, нормально работают, а другие регионы, которые не хочется даже называть, плохо работают. Надо было делать последовательную передачу, по мере готовности регионов.

И когда был Указ президента 2012 года, который сейчас требует выполнения своих майских указов 599, 597, в одном из них (майских указов) была хорошопроявлена забота об учителе: было сказано, чтобы средняя заработная плата учителя в регионе к декабрю 2012 года была соизмерима со средней заработной платой в регионе. И лично президент следил за этим. Губернаторы ему докладывали. И действительно, с 2012 года учителя у нас стали получать уже среднюю региональную заработную плату. Это резкое изменение условий жизни преподавателя школ.

А рядом, в другом указе, было сказано по профтеху, что на базе учреждений профессионального образования создавать многофункциональные центры прикладных квалификаций. Это тоже возможно, если это на основе ведущих училищ и колледжей.

Но там было написано, что заработную плату мастерам производственного обучения поднять до среднерегиональной к 2018 году. Это был 2012 год, а сегодня у нас 2015. И вот уже одной этой фразой мы вывели мастеров производственного обучения из системы профтехобразования.

И только в таких округах, как Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, где есть финансовые региональные ресурсы, нашли способы поддержать мастеров, чтобы те остались и продолжали учить. А там, где не осталось, их не осталось повсеместно, у нас резко упало качество подготовки в профтехе и востребованность в профтехе. В результате резко сократилось и число учреждений профтеха, и число учащихся, и число рабочих кадров. 

— Какие сферы промышленности наиболее страдают от нехватки кадров?

— Самое опасное было, что вместе с тысячами профтехучилищ, были сняты с федерального бюджета и училища атомной, космической, оборонной и авиапромышленности. 238 училищ, составлявших национальную безопасность страны. Там готовили рабочих именно для национальной безопасности страны.

Разве можно передавать в регионы такие элементы, как обеспечение атомной промышленности или космической и оборонной? Это обязательно должен быть уровень федерального управления. Регионы могут соучаствовать в этом, но с железным контролем центра.

— Какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы улучшить ситуацию с профтехническим образованием?

— В законе "Об образовании" от 2012 года записано, что рабочие кадры надо готовить по коротким, ускоренным программам — 3, 6, 9 месяцев. По коротким программам можно учить, это тоже полезные вещи, перспективные. Но они для тех, кто хочет получить вторую, третью профессию. Для спортсменов, для военных ушедших в отставку. Они уже состоялись в жизни, но им еще нужно что-то получить.

Но не для молодежи, где первая профессия. Для трудноживущей семьи это тоже доступно, но мы не решаем главную проблему — подготовка квалифицированных кадров. По коротким программам мы получаем слой, если говорить о молодежи, малообразованный и низкоквалифицированный. Поэтому в закон об образовании необходимо внести поправку о том, что подготовку рабочих кадров нужно вести не только по коротким программам, но и по программам двух-четырехлетней продолжительности в зависимости от сложности профессии. 

— Кто разрабатывает программы подготовки кадров? Почему столько пробелов в знаниях специалистов?

— Программы разрабатываются образовательными учреждениями. Скажем, в высшем образовании это возможно, потому что там есть сильные кадры. А в среднем профобразовании народ разный. И за подготовку программ, по которым мы потом готовим кадры, у нас оплата не производится. Это учебная нагрузка преподавателей.

Преподаватель создал программу на основе своего прошлого опыта. И так мы будущее формируем на основе прошлого. То есть мы идем вперед, повернув голову назад. Поэтому и нужны для подготовки программ и стандартов люди, которые способны смотреть вперед, прогнозировать, а это у нас не заложено в исходных документах.

— А что касается крупнейших корпораций, которым нужны рабочие, им-то нужна ситуация, которая должна контролироваться на всех уровнях. Их можно как-то подключить к процессу? Или у них свои какие-то подводные камни, которые им мешают это делать?

— Крупные компании, действительно, сами организуют обучение. У нас уже сложилась параллельная система образования и контроля. Ведь раньше у нас было не важно — вуз или колледжи. Заканчивается учебный год, человек получает диплом, аттестат, идет дальше учиться. Одно время мы даже привлекали работодателей из крупных компаний в государственные комиссии. А дальше они говорят: "ну что, я ставлю отлично этому парню, но на работу его к себе не возьму, потому что он отлично отвечал в пределах стандарта, который был дан государством, а меня этот стандарт уже не устраивает, мне нужны новые вещи, такие как компетенции коммуникативные, отношение к людям, способность показать и доказать преимущества своей продукции; мне нужны знания языков, нужно более высокое знание информационных технологий". А это в стандартах обучения не было заложено.

Это было лет 10-15 назад. И что дальше? Поскольку наша страна медленно, неоперативно решала эти вопросы, у нас сложилась параллельная система аттестации в крупных компаниях к сотрудникам, приходящим на работу. Теперь приходит человек, а ему снова устраивают проверку на новые стандарты, на стандарты, которые нужны новому руководителю, этим компаниям.

И они правильно делают, они подбирают себе людей на основе тех требований, которые в их стандарты заложены. Поэтому нужно найти гармонию между инициативой этих крупных компаний и нормативной законодательной базой, которая идет от правительства и министерств.

Не случайно ведь например Ирина Яровая на последнем заседании в Меркурий-клубе в Торгово-промышленной палате РФ в июне требовала запретить разработку стандартов случайным исполнителям из НКО и ООО, этим должны заниматься только профильные специалисты. Здесь один из главных наших недостатков — это отсутствие должной нормативно-правовой и законодательной базы и отсутствие четкого управления и руководства. Потому что здесь слишком много случайных людей.

Также по теме:

Реформы образования укрепляют характер

"К ЕГЭ надо относиться как к плохой погоде"

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Система образования: вчера, сегодня, завтра

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. 

ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Комментарии
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Олег Денисенко: Высокоточное оружие позволяет дать адекватный отпор Украине
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Владельцев СМИ признают неблагонадежными из-за родственников за границей
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Боевая подводная лодка "Сан-Хуан" пропала у берегов Аргентины
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Уфолог разгадал план КНДР — взорвать США через вулкан
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию