Хочу быть сильным, хочу быть ловким, хочу, чтоб меня уважали…

Предисловие

Эта книга написана для тех, кто хочет сегодня — завтра придти в спортивную секцию, где его научат защищать себя и слабых, отстаивать собственное достоинство, быть сильным и ловким. А ещё эта книга о силе и характере, об упорстве и победе, о тайнах и истории и ещё о многом, многом другом. Написана она для тех, кто хочет заниматься единоборствами, но еще до конца не решил, какими. И эта книга для тех, кто еще ничего не решил, но очень хочет узнать...

Вот в этой книге они и узнают, зачем приходят ребята и девчонки (да-да, и девчонки) заниматься в секции единоборств, чем отличается карате от таеквон-до, дзюдо от джиу-джицу и почему так говорить не стоит, как и чем занимался Джекки Чан и кто из киноактеров действительно является мастером боевых искусств, а кого на съемках поднимают на веревочке, чтобы на экране мы увидели "красивый" удар ногой. И почему спорт становится образом жизни и идет с нами вместе всю жизнь, а зачем вообще всё это надо человеку. Поговорим мы и том, как быстро найти свое место среди новых друзей, вместе с которыми вы будете заниматься, о том, чем можно дополнить тренировки дома и заняться самому, как "зарабатывать" пояса и побеждать на соревнованиях. Но достаточно... Кому интересно, тот прочтет сам, а ленивым это не нужно.

А вот сказать несколько слов о тех, кому эта книга не нужна, стоит обязательно. Эта книга не нужна лентяям, которые любят только валяться на диване; трусам, которым нравиться быть трусами; фантазерам, которые способные отстаивать свою правоту только в видеоигре и только против компьютера; и "очень крутым парням", которые и так круче всех. Им это действительно не надо. Зачем им становится сильнее, ловчее, здоровее и смелее? Им и так хорошо!

А с теми, кто не относит себя к лентяям, трусами и болтунам, мы продолжим интересный разговор.

Прежде чем непосредственно приступить к делу, надо разобраться с некоторыми словами. Для начала, что это за слово такое — "единоборства".
Это длинное и неуклюжее слово обозначает искусство вести бой "один на один". Тот бой, который называется честным и позволяет выяснить, кто сильнее, без всяких подлых штучек и не впятером на одного. Так мерились силами богатыри и выясняли отношения благородные мушкетеры.

Этим словом по привычке называют и боевые искусства, пришедшие к нам из Японии и Китая, и народные виды борьбы, и даже бокс. Всё это единоборства. О том, какие они бывают и чем различаются, ты узнаешь дальше. Главное, что в секции единоборств тебя каждую тренировку будут учить использовать все свои силы и умения, чтобы добиваться победы, каждую тренировку ты будешь узнавать что-то новое о себе, о своих силах и способностях, научишься уважать собственное тело и добиваться победы пользуясь тем, что у тебя уже есть — руками, ногами, мозгами и, самое главное, ХАРАКТЕРОМ! Потому что в любом деле это самое главное! Характер — это то, что заставляет тебя не сдаваться и раз за разом браться за трудную задачу, пока ты не добьешься свое. Что такое мышцы без характера? Просто мясо!

Так что эта книга ещё и о том, так самому сделать собственный характер!
Да, вот ещё что. В конце каждой главы будет несколько строк, написанных мелким, неудобным шрифтом. Не читайте их. Это написано не для вас, а для ваших родителей. Там нет ничего интересного. Договорились?

А это уже для вас, родители!

Ещё эта книга написана для взрослых родителей маленьких детей, которые хотели заниматься в своем детстве карате, дзюдо и самбо, но не смогли, потому что ... Неважно! Потому что так получилось. Главное, сейчас вы можете позволить это своему сыну или дочери, но не можете объяснить этому маленькому балбесу, как это здорово — заниматься тем, о чем вы мечтали всё свое детство. Это действительно здорово, но для того, чтобы убедить этого маленького балбеса или симпатичную упрямицу, необходим подходящий момент, когда появится это желание, а тогда быстро хватать за руку и тянуть в секцию, которую вы уже давно присмотрели. Чтоб поскорее пришел этот момент и появилось такое желание, автор и писал эту книгу. Более того, автор уверен, что многое из того, что вы прочтете со своим юным спортсменом в этой книге, будет новым и для вас: жизнь не стоит на месте, а в кино не всегда показывают правду.
Итак, приступим!

Хочу быть сильным; хочу быть ловким; хочу, чтоб меня уважали...


Три рисунка мотивации — три сквозных героя — толстячок, очкарик, хрупкая девочка...
Почему ребята и девчонки приходят заниматься единоборствами?

Чаще всего потому, что их обидели. Как ни грустно это звучит, но это чистая правда.

Тот, кому приходится ходит в школу, знает, что это только с точки зрения взрослых легко проводить там целый день. Казалось бы, чего там — пришел, отсидел уроки, вернулся домой. Ну, может еще на каком-нибудь уроке спросят. Такое ощущение, что у родителей то ли поразительно короткая память, то ли они никогда не были школьниками. Самое главное — это не уроки, а перемена. Именно на ней и происходит настоящая школьная жизнь. Здесь можно поболтать с друзья, поиграть и поменяться, съесть конфету, да мало ли ещё чего... Но бывает в этой школьной жизни разное, а кое о чем и просто вспоминать не хочется. На такие события сами липнут к памяти и не дают о себе забыть. У каждого из моих читателей, да и у их родителей (да-да, до сих пор!) есть такие грустные воспоминания.

Помнишь, как тебя обидели на перемене? Старшие мальчишки отобрали твой ранец и играли им по коридору в футбол, а ты сглатывал слезы и смотрел как по коридору разлетаются твои учебники и тетради, и безуспешно пытался вырваться от хохочущих мерзавцев?

Или забросили портфель на лампу и весело скалились, глядя на твои безуспешные попытки.

Да какие тут попытки, когда сквозь слезы не видно собственной руки!
Или отобрали в буфете деньги, которые тебе давали на тетрадки и в результате в дневнике теперь красуется жирная и ехидная двойка?

И ведь не столько больно, сколько ужасно обидно и нет ничего сильнее этого отвратительного чувства полного бессилия.

А дома отец будет ругать за растрепанные и грязные обложки порванных учебников, за замусоленные тетради и потерянную ручку, которую он привез тебе в подарок из командировки. И снова подступят к горлу слезы. И ведь как рассказать правду, как её рассказать, если для этого заново придется пережить всю обиду, всё унижение собственной беспомощности! А слезы... какие-то злые эти слезы, не становится от них легче. А завтра с утра - снова в школу. И снятся ночью сны о страшной мести.

Это только в кино бывают супергерои, которые приходят на помощь обиженным мальчишкам и девчонкам, отгоняют наглых старшеклассников, не позволяют дразнить девочек и смеяться над теми, кто носит очки. Ты уже достаточно большой, чтобы знать: "Бэтмена в жизни не встретишь". Может, просто не идти завтра в школу. Отец и мать узнаю об этом не сразу, не придется видеть этих уродов, а там, глядишь, что-нибудь придумается. Да нет, и это такой же обман, как киноспасители. А так хорошо было помечтать!
Так выглядит первая и самая частая из причин, которая приводит ребят и девчонок в секцию боевых искусств. И даже не надо выслушивать их горькие и похожие истории; достаточно того, что такие ребята всегда говорят: "Научите меня драться!".

Бывает и другая причина: когда увидев к кино сильных мужчин и смелых женщин, которые могут защитить слабых и постоять за себя, выбирают их примером для подражания. Благородные герои киноэкрана умеют преподать урок наглецам и задирам, не дают в обиду себя и своих близких. Так хочется быть на них похожим! Прямо скажем, достойный пример и стремление, которое всегда вызывает уважение.

Третья из частых причин, которая приводит девчонок и мальчишек в тренировочные залы — это жажда спортивных побед. Медали, музыка, аплодисменты! Что ж, тоже достойная цель. Правда, я не знаю, у кого эта жажда больше — у ребят или их родителей, но это и не важно. Главное, что подобное честное стремление, помноженное на упорство и терпение, можно только приветствовать.

Я так долго и подробно перечисляю всё это для того, чтобы каждый из моих читателей заглянул при этом поглубже в самого себя и выяснил, какое желание ведет именно его...

Дело в том, что единоборства — это очень большой и пестрый мир, в котором трудно разобраться с первого взгляда. И для того, чтобы выбрать себе занятие по душе, дело, которым ты будешь заниматься с интересом, радостью и удовольствием — а только так и стоит заниматься — в самом начале пути стоит разобраться в собственных желаниях. Это очень важно!

А теперь снова поговорим с вами, уважаемые родители. Особенно я хочу обратиться к вам - ласковые мамы и любящие бабушки. К вам, потому что именно от вас чаще всего приходится слышать: "Это же обыкновенный мордобой, какая грубость! Моему внуку (внучке) это в жизни не понадобится...". Правда, если вы дружно и всей семьей покопаетесь в собственной памяти, выяснится что нужны подобные умения любому и всякому и никому еще не вредили. Но дело даже не в этом.

Главный вопрос совершенно в другом — разумное и правильное преподавание единоборств является наиболее универсальным методом физического развития. Кроме единоборств, ни один другой вид спорта не требует столь многогранных навыков: сила, скорость, координация, скоростная и силовая выносливость, гибкость и пластика, память и аналитическое мышление.

Я думаю, что насчет силы, скорости, выносливости и координации всё понятно. Тем, кто видел как тренируются единоборцы восточных направлений, ясно все насчет гибкости и пластики. Тем, кто не видел — рекомендую набраться терпения до главы, посвященной элементам тренировки, где я подробно об этом расскажу. Память и аналитическое мышление — без этих качеств совершенно не возможно совершенствование в единоборствах — детальное изучение формальных комплексов, анализ и разбор чужих поединков, развитое пространственное мышления являются тоже постоянной тренировочной нагрузкой. И пусть инструктор или тренер в зале не объявляет как занятиях по геометрии — " А теперь построим равнобедренный треугольник вокруг своего центра тяжести" - эти практические уроки запоминаются надежно.

Кроме этого, с не надо сбрасывать со счетов и необходимость формирования и закалки характера. Лучшего "инструмента" чем единоборства, для этого придумать трудно. Какую бы стезю в будущем не выбрали ваши дети и внуки, прочный бойцовский характер никогда и нигде не будет помехой.

Не являются непреодолимыми препятствиями и занятия музыкой или искусствами. Вопреки распространенному мнению, единоборства далеко не так травматичны, как это показывают в кровавых фильмах. При правильно поставленном преподавании травмы на тренировках — это большая редкость. А сохранить гибкие и чувствительны пальцы музыканта и художника вполне возможно...

Могу сослаться и на собственный пример — еще будучи студентом мединститута, я увлекся восточной медициной и иглотерапией и это напрочь перечеркнуло мой интерес к гитаре. Мозоли на кончиках пальцев, необходимые для того, чтобы прижимать струны, не позволяли в достаточной мере чувствовать тонкую акупунктурную иглу и кожу пациента. С тех пор прошло достаточно много лет и сейчас ничто не мешает мне совмещать занятия айкидо с постоянной медицинской практикой.

Так что, бабушки и мамы — сделайте одолжение, дочитайте книгу. Я думаю, что ваше мнение переменится.

Мне кажется, что в новый мир лучше войти через парадную дверь. Таким парадным входом для боевых искусств является кино. Да, совершенно серьезно, если б не кино — никогда бы не иметь единоборствам такой популярности и такого количества поклонников среди людей всех возрастов. В любом фильме, где встречаются Добро и Зло, обязательно появляется герой, который так хорошо действует руками и ногами, что Добро в конце обязательно побеждает. Поэтому, призовем на помощь киногероев, чтобы разобраться в пестром мире боевых искусств и единоборств. Для начала давай взглянем, что делают на экране "признанные авторитеты". Итак...

Бэтмен

Среди героев, которые руками и ногами активно борются со Злом во всяческих его проявлениях, Бэтмен, по-моему, фигура уникальная. Он самый "живой" из всех "киношных" героев. Знаете почему? Потому что он, как это бывает и в настоящей жизни, хоть изредка, но терпит поражения. Ему бывает больно, он бывает усталым и больным. Это ближе к настоящей жизни и так лучше видно характер настоящего героя — он вступает в борьбу не потому, что это у него легко получается, а потому, что должен бороться с несправедливостью.

Но оставим это в стороне и давайте посмотрим, как научили драться своего героя режиссеры и постановщики сериала "Бэтмен". На мой взгляд, то что он показывает на экране, отдаленно напоминает классическое карате в его самых, что ни на есть, архаичных и традиционных проявлениях — сильные прямые концентрированные удары руками и ногами, точность и даже скупость в боевых перемещениях, выбор точного момента для ответного действия, предпочтение ударов броскам — всё заставляет думать именно так. Я не думаю, что представители какого-то конкретного стиля карате смогут сказать, что Бэтмен — их человек, но то, что постановщики боев этого сериала определенно ориентировались на карате — это абсолютно точно. И пускай это только кино, но какое отличное кино!

Зена

Бесстрашная воительница Зена пользуется впечатляющим арсеналом всяческих акробатических трюков и изощренных ударов ногами. Руки у нее при этом обычно заняты мечом или другим смертоносным предметом грозных очертаний. Её привычка "засыпать" противника градом ударов, в сочетании с такой же привычкой к прыжкам и переворотам создает, честно говоря, настолько сказочный "рисунок" боя, что поверить в подобную возможность победить могут только детсадовцы. Любой первокласник уже скажет — это сказка! Но ведь это и есть сказка.

И всегда есть люди, которые для нас эту сказку делают: режиссеры, сценаристы, художники, актеры и каскадеры, постановщики боев — "хореографы". В сериале о приключениях Зены, королевы воинов, постановщики боев пытались создать образ, похожий на те, что присутствуют в китайских боевиках об у-шу и кунг-фу. Лично мне в этом фильме гораздо больше нравится скромная подруга Зены — Габриэль и её не такое красивое, а гораздо более настоящее использование в бою шеста. Но это, ребята, что называется — дело вкуса...

Черепашки — ниндзя

А вот с веселыми и находчивыми черепашками-ниндзя получилась совсем смешная история. То, что делают в своих постоянных сражениях Рафаэль, Леонардо, Донателло и Микеланджело даже и рядом не лежало с секретами "ночных воинов" - ниндзя. Сам подбор любимого оружия ловких черепашек подходит совсем для другого стиля ведения боя оружием --для окинавского кобудо. Именно там используются нунтяку на веревочке, шесты и саи (так правильно называются трезубцы храброй черепашки). А вот вооружение и манера действий их постоянного врага — Шредера и его воинов-ниндзя гораздо ближе к настоящим "ночным демонам". Что касается самих боев, то внимательно рассматривать их мультипликационный вариант я не вижу никакого смысла. А вот в кинофильме на роль черепашек подбирали каскадеров и актеров маленького роста с хорошей подготовкой в карате. Теперь совсем не трудно угадать, что эти актеры показывают во время фильма...

Мортал Комбат

А вот сериал, сделанный по мотивам одноименной компьютерной игры меня совершенно разочаровал. Честно сказать, это один из немногих фильмов, которые я не смог досмотреть до конца. Актеры и каскадеры старались как могли, показывая чудеса гибкости и акробатики. Но вот постановщикам боев явно не хватило ни вкуса, ни фантазии. Бои однообразны и выполнены в варианте "обмена": я ударил — ты ударил, я подпрыгнул — ты подпрыгнул и так до бесконечности, пока кто-нибудь не упадет. Где-то вдалеке проглядывает слабенькое сходство с некоторыми движениями у-шу, но это сходство такое бездарное, что я боюсь обидеть ушуистов подобным сравнением. А и то сказать — игрушка ведь тоже была примитивная...Хуже "Мортал Комбат" может быть только "Покемон".

Киноактеры

Однако, на экране мы можем увидеть и настоящих мастеров боя, во всем блеске их подлинного мастерства. Эти актеры настолько популярны, что зачастую только по ним мы и знакомимся с разными стилями единоборств. Когда я думал, о ком из них рассказать в первую очередь, у меня было всего два кандидата на самое первое место — Джеки Чан и Стивен Сигал. Но потом, посовещавшись со своим сыном и его друзьям, я решил поставить первым Джеки Чана. Восхитительная техника в сочетании с изрядной долей юмора делают его безусловным лидером по популярности.

Портрет Джеки Чана.

Джеки Чан (его настоящее имя — Чан Кон Сан) родился 7 апреля 1954 года в Гонконге. Когда ему было шесть лет, родители отдали сына в школу при Пекинской опере. Там он учился десять лет — музыке, танцу, сценическому мастерству и традиционным боевым искусствам. Как рассказывает сам актер, время обучения там относится к самым ужасным событиям в его жизни. Болезненные растяжки и тяжелые упражнения продолжались 8-10 часов каждый день. Но именно там были заложены основы его мастерства. Кинокарьера будущего артиста началась в 8 лет, и, по словам самого Джеки Чана, к 10 годам он уже снялся в 25 фильмах. В 17 лет, окончив учебу, он решил полностью посвятить себя кино и устроился на студию братьев Шау каскадером. И в 1971 году Джеки Чан работает (как каскадер) с Брюсом Ли на съемках "Яростного кулака". К сожалению, имя легендарного Брюса гораздо лучше известно родителям моих читателей. Потом были эпизодические роли, и наконец он получает первую большую роль в фильме "Маленький тигр Гуандуна", а в 1975 году снимается в одном из ранних фильмов Джона Ву. После безвременной смерти Брюса Ли продюсеры начали подыскивать новую звезду, и одним из кандидатов стал Джеки Чан. Однако ничего хорошего из этой попытки не получилось, а Джеки Чан нашел свой путь — он стал играть "героя поневоле". Попадая в неожиданные и опасные ситуации, его герой всегда использует как "самое надежное оружие" изрядную долю юмора. Кроме того, все трюки он всегда исполняет сам — каких бы шишек и травм это ни стоило. А травм было и остается немало — почти каждый созданный фильм обходится блистательному Джеки в один-два перелома. Созданный им на экране образ соединяет наивность, честность и блистательное владение тем, что сам Джеки Чан называет "комическим у-шу". Лучший образец этого ты можешь увидеть во время боя Джеки с четырьмя амазонками в фильме "Доспехи бога". Если ты и твои родители еще не видели этот фильм, посмотрите обязательно! Но это то, что касается зрелищной стороны дела. За всем этим стоит титанический труд и громадный талант. У меня есть один знакомый, большой специалист в области единоборств и такой же большой поклонник Джеки, ученики которого временами делают трюки под стать Джеки Чану. Так вот он частенько восклицает: "Нравится мне он, но как он это делает — не пойму!".

Портрет Само Хунга ("Китайский городовой").

Рассказывая о Джеки Чане, обязательно надо упомянуть об одном из "братьев Джеки" - поразительном толстячке Само Хунге. На самом деле, Само и Джеки вовсе не родственники, а познакомились они в той самой школе Пекинской оперы, о которой я уже рассказывал. Само попал в кино раньше своих "братьев" и много лет занимался постановкой боев в различных боевиках, причем работал и в двух фильмах Брюса Ли. По красноречивому признанию Джеки Чана, Само дерется лучше него. Показательно, что перебравшись работать в Америку, Джеки пригласил Само Хунга быть режиссером его фильма "Мистер Крутой". А как дерется Само Хунг вы можете увидеть в сериале "Китайский городовой". Мне до сих пор кажется невероятным, что человек с такой комплекцией может так двигаться.

Скажу честно, если б не мнение моего сына и его одноклассников (а я думаю, что такого же возраста и мои читатели), никогда бы я не выделил Джеки Чана первым, хотя и очень его люблю. Самым лучшим из киноактеров я бы назвал Стивена Сигала.

Портрет Стивена Сигала.

Во-первых потому, что то, что он делает на экране, самое настоящее айкидо, без всяких кинематографических "штучек". Когда смотришь фильмы с участием Стивена Сигала не в единый миг показанных боев не возникает сомнения в том, что всё происходит "по-настоящему".

Во-вторых, сам Стивен Сигал представляет собой очень редкое сочетание для современного кино. Мало того, что он действительно большой Мастер в айкидо, его знания подкреплены реальным опытом боевых схваток. Чтоб это стало понятным, придется сказать несколько слов о его пестрой судьбе. Сразу скажу, что всё известное мне о великолепном Нико (а так стали называть всех героев Сигала после первого фильма с его участием российские поклонники), представляет не очень достоверный материал. Скорее, это нагромождение легенд и догадок. Почему так, вы сейчас поймете.
Достоверно известно, что родился он 10 апреля 1950 года в городе Лансинге (США, штат Мичиган). Окончил школу в Буэна — Парк, колледжи "Оранж — Коуст" и "Фуллертон". Ещё во время учебы увлекся сначала карате, а затем его внимание привлекло айкидо. В те времена айкидо ещё только набирало популярность и не было настолько широко известно, как сейчас. Тем не менее Стивен Сигал нашел себе наставника, а позднее, в возрасте то ли 21, то ли 23 лет получил приглашение на двухгодичную стажировку в "Айкикай Хомбу Додзё" - штаб-квартиру айкидо. Тогда это была большая честь для не-японца.

А дальше начинается полная фантастика, в которую трудно поверить — хотя это ещё точные факты: 8 февраля 1975 года, выпускник "Айкикай" Стивен Сигал, получивший мастерскую степень и право преподавания айкидо в любой стране мира, открыл свой клуб (трехэтажное здание вмещало порядка двух десятков залов) в Осаке в районе Дзюсо. Район этот пользуется в Осаке самой дурной славой, поскольку его давно облюбовали якудза (японские мафиози), неорганизованные преступники и правонарушители, так что криминогенная обстановка там оставляет желать лучшего. Сигал назвал свой клуб "Тенсин", что в переводе с японского означает "Божественная воля" и приступил к работе.

Поступок его был неслыханным и беспрецедентным — иностранцы ни до, ни после него не осмеливались преподавать японцам японские же боевые искусства. Японские мастера, очень ревниво относящиеся к своим традициям, никогда этого не допускали, а предположить, что простые японцы пойдут изучать свое же искусство, насквозь пронизанное национальной религией, философией и культурой, к иностранцу, было невероятной наглостью и самонадеянностью. Так что Сигал бросил японцам вызов и показал себя таким, каким был на самом деле. Разумеется, японские мастера были возмущены его поступком — особенно местные, требовавшие запретить гайдзину, то есть иностранцу, преподавать японцам основы морального кодекса самураев бусидо (в переводе с японского "путь воина"). Однако Сигал никак не отреагировал на их справедливый ропот, а его клуб начал процветать — жесткое силовое айкидо Сигала уже тогда отличалось от традиционного, да и сам Сигал, сочетавший европейско-американскую физическую мощь с японским духом самурайства и японским образом жизни, привлекал к себе учеников.

Вскоре возмущенные конкуренты — мастера не только айкидо, но и каратэ и дзю-дзюцу — начали присылать ему вызовы на поединки, которые Сигал неизменно принимал, с той же неизменностью побеждая на глазах у всех одного соперника за другим. Тогда побежденные обратились за помощью к националистически настроенным якудза, но, когда попытка морально запугать и сломить незваного пришельца закончилась ничем, а из пары-тройки стычек победителем вышел Сигал, мафиози прониклись к нему уважением и оставили в покое — победить его было невозможно, а убивать человека, доказавшего свою физическую и духовную силу, дерзнувшего бросить вызов всем наследникам самураев, казалось делом недостойным.

В 1984 (а по другим данным — 1980) году Сигал продал клуб в Осаке и уехал в Калифорнию, где начал зарабатывать на жизнь преподаванием айкидо и врачеванием с использованием традиционной восточной медицины — иглоукалывания и прижигания. Практически сразу же его стали привлекать к работе в качестве телохранителя особо важных персон. Стивен работал советником по вопросам безопасности, обучал теории и практике охрану руководителей ряда государств, а также частных лиц. С другой стороны, в печати появлялась информация, что в эти годы Стивен Сигал активно сотрудничал с ЦРУ и принимал участие в ряде специальных операций в странах Центральной Америки. Такими мягкими словами взрослые называют участие в боях и диверсиях. Связывали его имя и с генералом Норьегой, панамским диктатором, на службе у которого вроде бы С.Сигал и заработал состояние, давшее ему возможность открыть роскошный клуб в Калифорнии. Так что практического опыта ему не занимать.

Его появление в кино связывают с Шоном Коннори, знаменитым актером, известным исполнением роли Джеймса Бонда. Коннори сначала лечился у Сигала, а позднее брал у него уроки айкидо. Утверждают, что он-то и привел Стивена Сигала в Голливуд.

Как бы-то ни было на самом деле, но в 1988 году на экраны вышел фильм "Над законом" и у фанатов появилась новая звезда. С тех пор в рекомендациях в Голливуде Стивен Сигал не нуждается.


Портрет Чака Норриса.

Следующим я хочу вспомнить Чака Норриса. Мужественный "техасский рейнджер" полюбился многим юным зрителям. Чак Норрис, в прошлом семикратный чемпион мира по карате в полутяжелом весе, уверенно чувствует себя на экране. Мужественная внешность и великолепно сыгранные бои обеспечили ему многочисленных поклонников. Его смелый герой не задумываясь пускает в ход руки и ноги, борясь с преступниками. Понятно, что тот арсенал приемов и "рисунок боя", который мы можем увидеть в его фильмах, очень похож на то карате, которое можно увидеть в спортивных залах. Единственным исключением в его технике является манера наносить удары руками, которая больше тяготеет к технике бокса. Это тоже не удивительно. На пути к чемпионскому титулу Чак Норррис уделил значительное время освоению техники бокса, что, по его же словам, только улучшило его манеру боя. Кроме кинематографа Чак Норрис уделяет значительное внимание и преподаванию - под его началом в соединенных Штатах объединены 32 школы в различных городах, где преподают его ученики.

Портрет Дольфа Лундгрема ("Универсальный солдат").
Другой представитель классического карате на современном экране — Дольф Лундгрем. Крупный и мускулистый скандинав имеет черный пояс третьего дана в одном из самых жестких и силовых видов современного карате — в Кекусинкае. Это большое достижение и чтобы добиться этого пояса необходимо приложить большие силы. Излюбленная манера боя легко видна в его фильмах — мощные концентрированные удары руками и ногами, зачастую разрешающие все затруднения "с одного удара". Ирония судьбы в том, что в ведущую когорту голливудских актеров его ввела роль боксера — он сыграл русского соперника непобедимого Рокки.

Портрет Боло Янга ("Шотфайтинг", "Коготь тигра").

Что подвести итог "старшему поколению", обязательно надо сказать хотя бы несколько слов о Боло Янге. Начало его карьеры тоже связано с Брюсом Ли, партнером которого Боло Янг выступал в одном из фильмов. Вообще, колоритная внешность и внушительная фигура "поиздевались" над своим хозяином — в кино ему почти постоянно предлагают отрицательные роли.

Но посмотреть на его манеру боя стоит обязательно — вот это настоящее у-шу, без всяких комических ухищрений.

Портрет Марка Дакаскоса ("Драйв", "Братство волка", "Плачущий убийца").

Сейчас на экранах все чаще мы видим актеров более молодых, которые ещё не стали общепризнанными авторитетами. Из них меня лично просто потрясает работа Марка Дакаскоса. И пускай я готов признать, что на экране есть представители у-шу и "круче" его, но вряд ли кто-то ещё способен сыграть настолько убедительно сначала четкую, концентрированную и взрывную технику в "японском стиле" (фильм "Американский самурай"), затем показать поразительную пластику "в китайском духе" ( "Плачущий убийца") и напоследок фантастическую акробатику капоэйры (фильм "Only the Strong" - "Только сильнейшие").

Портрет Джета Ли .

Что касается Джета Ли ("Ромео должен умереть", "Поцелуй дракона") то, хотя он и использует, в отличии от "старшего поколения", всяческие комбинированные съемки, но он гораздо больше актер, чем его старшие коллеги. А фильмы его только выигрывают от совершенно фантастической постановки боевых сцен. Кстати, ходят слухи что именно он будет играть в дальнейших продолжениях "Матрицы", потому что восхитительный актер Киану Ривз, сыгравший в первом фильме, как раз и относится к той категории, которым ногу поднимают на веревочке, чтобы сделать красивый кадр.

Портрет Уэсли Снайпса.

Несправедливо было бы не упомянуть о представителях ещё одного стиля, который сейчас все уверенней прокладывает себе дорогу на экран. Адепт хапкидо — хапкидоин - Уэсли Снайпс. Посмотрите, что он творит в фильме "Блейд". Руки, ноги, холодное и огнестрельное оружие — всё в ходу. Кстати, меч которым он там воюет, вовсе не японская катана, как может показаться, а традиционный корейский меч, который послужил прообразом знаменитых мечей самураев лет этак 500 назад. Другой хапкидоин, Лоренцо Ламас, снялся в начале и середине 90-х годов в нескольких удачных фильмах, но в последнее время его что-то не видно и я не уверен, что мои юные читатели его знают. Увлекшись работой в сериалах, он реже появляется на большом экране. Однако если вам попадутся, ребята, фильмы с этим актером, посмотрите — не пожалеете.

На этом давай закончим короткую экскурсию по увлекательному миру кино и очень короткий рассказ о боевых искусствах на экране и вернемся к нашей жизни.

Да, вот ещё что я хотел сказать — почти все киноактеры, особенно занятые в "боевых" сценах, немного "подкачанные". Это значит, что с помощью специальных упражнений их мышцам придали больший объем и рельефность — для внушительности. На самом деле, скоростные и выносливые мышцы редко имеют естественный рельеф. Такие мышцы длинные и "сухие", жилистые. А что касается Востока, так там вообще свое понятие о красоте мужской фигуры. У нас принято считать, что атлетическая фигура — с широкими плечами и узкой талией. На Востоке вместилищем "жизненной силы" считается живот, поэтому образцом мощи являются мужчины с "цилиндрической" фигурой, другими словами — с сильным мускулистым животом и крепкой поясницей. Ну а к вместилищу "жизненной силы" мы в этой книге ещё не раз вернемся...

И не надо презрительно посмеиваться, читая этот перечень "голливудских пустышек", милые родители. Жанр боевика — такой же уважаемый жанр, как и жанр киносказки. Мультфильмы и фильмы "экшн" пусть и по-своему, но несут ту же нагрузку, что и народные сказки, но зачастую язык кинематографа более понятен нашим детям. А говорится там всё о том же — о Добре и Зле, Любви и Долге. Просто есть кино хорошее, а есть откровенно грязное, смакующее жестокость и насилие. И чтоб знать, что предлагать смотреть своим детям и внукам, надо хоть немного разбираться в этом самому. Нельзя знать все фильмы, но знание актеров и режиссеров редко обманывает: хорошие профессионалы держатся за свою репутацию и редко делают откровенную дрянь. А возраст понимания философского кино у ваших детей ещё придет.

Чтоб вам не было скучно, сообщаю, что любимый поголовно старшим поколением Луи де Фюнес имеет шестой дан в карате стиля "Шотокан" - а это очень высокая степень. Насколько мне известно, на момент написания этой книги в структуре Российской федерации каратэ-до "Шотокан" нет ни одного мастера с этой степенью. Тем, кто не верит, что эта степень получена за заслуги, рекомендую пересмотреть фильм "Человек-оркестр". Также сообщаю, что не менее любимый актер Пьер Ришар имеет четвертый дан в этом же, очень популярном во Франции стиле, и тоже — не за красивые глазки. А вы знали об этом?

Какие бывают единоборства

Иллюстрации в этой главе полностью оставляю на усмотрение художника. Единственные условия — обязательно должны быть отображены и иай-до и прикладное направление. Перечень возможных иллюстраций — см. "Примерная потребность в иллюстрациях" № 15.

Если ты добрался до этой главы, значит уже понял, что единоборства — это то, что тебе надо. Но одно дело, когда ты смотришь на экран телевизора, и совсем другое дело — когда примеряешь это к самому себе. Только не делай совсем детской ошибки — не выбирай того, что тебе кажется полегче. Легких путей не бывает. И не только в спорте, но и в жизни вообще...

Как только ты начнешь заниматься по-настоящему, ты поймешь, что не бывает занятий "просто так". Другое дело, что нужно подобрать такой вид, который бы подходил для твоего характера и, пусть в меньшей степени, телосложения.
Часто говорят, что ребятам с длинными руками и ногами надо выбирать ударные виды, т.е. виды единоборств, где основной "набор приемов" включает в себя по большей степени удары руками и ногами, а коренастым, плотным и даже полненьким мальчишкам лучше заниматься борцовскими видами, т.е. где все в основном построено на бросках. Это не совсем правильно, и мы уже сегодня говорили о примерах, опровергающих подобные советы. Тот же Стивен Сигал имеет рост под два метра. А выбрал вид, который в общем то относится к борцовским — айкидо. А если посмотреть на комплекцию толстячка Само Хунга — так ему вообще — прямым ходом на прием к врачу — лечить ожирение. А ведь посмотрите, эти люди не только занимались и чему-то научились, а стали настоящими звездами в своем деле и только после этого привлекли внимание режиссеров и операторов. Поэтому я еще раз говорю вам, ребята, выбирайте такой вид, чтобы он вам по-настоящему нравился. Пусть вы придете в одну секцию — попробуете, позанимаетесь, поймете что вам здесь не интересно, попробуете другой вид. Пока не найдете то, что вам нужно.

То же самое касается и характера. Некоторые "взрывные" ребята просто кидаются в атаку с первой тренировки и им очень нравятся агрессивные атакующие виды. Но здесь тоже может быть разница — одним нравится движение, тактическая игра, им интересно победить противника ещё до нанесения удара, а другим нравится поймать подходящий момент и вложиться в атаку всей мощью тела. Третьим нравится выигрывать путем силового противостояния "сила против силы". Только тогда они чувствуют, что победили по-настоящему. А четвертые имеют такой характер что, как поется в песне "бить человека по лицу я просто не могу". И это не значит, что им не стоит заниматься. Очень часто хулиганы в школе или на улице, нарвавшись на такого парня думают, что "добрый" - всё равно что "слабый". На самом деле, такие люди просто БОЯТСЯ ОБИДЕТЬ НАПАДАЮЩЕГО... Им не по душе атакующие виды. Но можно сильно пожалеть того, кто сможет наконец разозлить такого парня или девчонку. Ребята и девочки с таким складом характера чаше приходят в айкидо и те виды у-шу, где меньше выражено это направление — развитие атакующих действий.

Теперь давай разберемся, какие же бывают единоборства.

На сегодняшний день людям известно очень большое количество единоборств. Среди них есть те, которыми занимаются всего 10-20 человек в какой-то одной стране, а есть такие, которыми занимаются миллионы людей во всем мире. Рассортировать их пытались по-разному: на спортивные и прикладные, на боевые и оздоровительные, на ударные и борцовские, на восточные и европейские... Чего только не придумывали.


Давайте лучше по порядку.

В первую очередь они бывают спортивные и не спортивные — прикладные. Спортивные -это те, по которым проводятся соревнования. Таких единоборств достаточно много — это бокс, борьба, дзюдо, карате, таеквон-до, рукопашный бой и другие.

Прикладные виды единоборств — это те, которые рассчитаны на действительное их использование в настоящем бою насмерть, где нет ни судьи, ни правил. По своему техническому "набору" и тактике действий они настолько опасны, что нет никакой возможности провести соревнования по подобному виду не рискую, что один из спортсменов получит серьезные повреждения или погибнет. Арсенал подобных единоборств содержит приемы, никак не совместимые со "спортивным поведением" и "благородными правилами дуэли". Там есть тычки пальцами в глаза и в пах, выламывания пальцев, щипки и укусы и тому подобные действия, цель которых — добиться хоть малейшего превосходства и остаться в живых. Кроме того, есть виды единоборств, где соревнования считаются просто противоречащими самому духу постепенного развития и самовоспитания занимающихся, отвлекают их от постепенного и гармоничного совершенствования техники.

Как я уже сказал, бывают единоборства с преобладанием борцовских приемов, т.е. приемов, связанных с самыми разными бросками и удержаниями противника. Удары в борцовских видах чаще всего запрещены и им обычно не учат. Это, в первую очередь, греко-римская (классическая) и вольная борьба, самбо, дзюдо, разные виды национальной борьбы. Различаются они формой спортсменов — в классической и вольной борьбе борцы выступают в трико — специальной форме, похожей немного на купальник для мужчин, в самбо и дзюдо борцы одеты в специальные куртки, за которые можно удобнее ухватиться и выполнить прием. Кроме этого, самбисты одеты в спортивные трусы и борцовки — обувь с мягкой подошвой, а дзюдоисты — в брюки, но борются босиком. Разные у этих видов борьбы правила соревнований и используемые приемы. К примеру, в классической борьбе запрещены любые виды подножек, а также захватов за ноги. Дзюдо и самбо, наоборот, используют громадное количество подножек, подсечек и зацепов ногами. Классическая и вольная борьба пришли к нам ещё из античного мира: древние греки и римляне соревновались по подобным правилам. Дзю-до, пришедшее к нам из Японии, насчитывает немногим более ста лет, хотя и опирается на очень древние боевые традиции. Самбо — это советское "изобретение", приобретшее своё окончательное лицо в 30-е годы ХХ века. И дзю-до и самбо имеют ещё и так называемые "прикладные" разделы, где собраны техники ударов и приемы самообороны. Понятно, что эти разделы на соревнованиях не используются и преподаются ужеочень квалифицированным спортсменам.
При внешней несхожести этих видов у них главная общая черта — это все виды спортивной борьбы. Здесь тебя научат бороться и побеждать на специальной площадке, по специальным правилам. Если ты спишь и видишь, как твоей спортивной победе рукоплещет восхищенный зал — тебе надо выбирать подобный вид борьбы. Уличной драке здесь не учат и цели такой не ставят. А вот закалить твой характер и тело, научить выигрывать и побеждать, а кроме того — упорно и целеустремленно готовиться к этой победе здесь наверняка смогут. И ещё, надо помнить, что классическая и вольная борьба пока не доступны для девушек, а вот женское дзюдо и самбо развиваются достаточно успешно.

Кроме того, к борцовским видам относится такая необычная школа, как айкидо. Основные приемы, которые используются поклонниками этого стиля, чаще всего являются различными болевыми приемами на руки противника, позволяющие и обездвижить его и совершить эффектный бросок. В айкидо до совершенства доведено умение использовать инерцию движущегося противника. Многих, кто впервые приходит в зал айкидо, подкупает та легкость и грациозность, с которой движутся спортсмены. Особенно это восхищает хрупких девушек, которым кажется, что противник взлетел в воздух и грохнулся на пол без малейшего приложения силы. Открою "страшный секрет" - за этой легкостью и красотой движений скрываются многие часы и годы трудных и серьезных тренировок. Как, впрочем, и везде. Соревнований в айкидо обычно нет, хотя одна из школ проводит соревновательные поединки, в которых один из противников вооружен ножом (конечно, не настоящим, а мягким "макетом"), а второй старается защитить себя. Потом они меняются ролями.

Прикладные, т.е. "уличные" техники айкидо находят широкое применение среди различных служб охраны порядка — от подразделений милиции и полиции до охранников магазинов и ресторанов. Другими словами там, где нужно не устраивать драку с битьем посуды и переворачиванием мебели, а аккуратненько взять хулигана за ручку, вывести и объяснить, что он вел себя не правильно...

А вот в единоборствах "ударных" - всё наоборот. Здесь чаще всего учат правильно, быстро и сильно бить и таким способом добиваться победы. В тех ударных видах, где проводятся соревнования, бойца за попытку захватить соперника или провести там, скажем, бросок или подножку, могут удалить с соревнований.

Самый знаменитый вид спорта из "ударных" единоборств — это, конечно, бокс. И хотя его популярность в последние годы пытаются затмить виды восточные — карате, таеквон-до, у-шу — бокс твердо удерживает свои позиции. Бокс имеет древнюю историю, идущую от кулачных боев древности. За это большое время он превратился в высокотехничный и сложный вид боя.

Следующим несомненно надо назвать кикбоксинг. Соединение сильной и привычной боксерской техники ударов руками с разнообразной техникой ножных ударов, позаимствованной чаще всего из разных видов восточных единоборств создало новый вид спорта с красивым и захватывающим рисунком боя. Но родился кикбоксинг именно как спорт, который должен привлекать зрителей и демонстрировать им захватывающее зрелище. В европейских странах и Америке соревнования по кикбоксингу находятся в первой десятке самых посещаемых спортивных мероприятий, в зависимости от страны поднимаясь до 4 места, но нигде не опускаясь ниже 7-го. Кикбоксинг совсем ещё молод и развитие этого вида спорта продолжается. Все чаще в кикбоксинг приходят люди, добившиеся значительных успехов в пришедших с Востока боевых искусствах и их знания обогащают технику кикбоксинга.

Вот мы и подошли к собственно восточным единоборствам. Так называют большую группу спортивных и боевых искусств, пришедших к нам с Дальнего Востока и стран Юго-Восточной Азии: Китая, Японии, Кореи, Вьетнама. Объединяют их в одну общую группу потому, что все они имеют примерно общие методы преподавания, а главное — глубоко проработанное и многими столетиями проверенное знание глубоких законов боя. Европейские страны широко познакомились с этими единоборствами лет 50 назад и с тех пор их победное шествие по миру продолжается. К этим видам относятся карате, таеквон-до, различные виды у-шу, вьет-во-дао, эскрима, силат и многие другие. Некоторые из них за это время приобрели все привычные черты спорта, другие сохранили древние традиции. Все названные мною сейчас виды имеют в основном ударную технику. Использование ударной техники обозначает, что победа достигается использованием различных ударов руками, ногами, локтями и коленями, а также другими частями тела, которыми можно бить. Это не значит, что здесь совсем не используются броски или болевые приемы, но они не являются главными. Еще разница заключается в предпочтении ударов руками ударам ногами. Если в карате это соотношение примерно равно один к одному, то в таеквон-до удары ногами преобладают, а направление таеквон-до, вошедшее в олимпийскую программу почти полностью отказалось от использования рук и фактически превратилось в "бокс ногами". У-шу, в большинстве своих школ, предпочитает "засыпать" противника градом ударов, а традиционное карате ориентируется на лозунг "иккен хисацу" - "одним ударом — наповал". Зато в недрах того же у-шу родилось таинственное и смертоносное искусство поражения особых точек тела. Легенды гласят, что мастера смертельного касания "дим-мак" могли убить прикосновением одного пальца, более того — назначить время этой смерти через часы и недели после удара. Мне, к счастью, не довелось встречаться с умельцами этого мрачного искусства, да и люди, владеющие подобными знаниями, не вывешивают объявлений на заборах.

Здесь мы сделаем шаг в сторону, необходимый для правильного понимания всего, что написано дальше. Несмотря на то, что внешне все восточные единоборства очень не похожи друг на друга, у них, кроме "родины" есть и другие общие черты. Дело в том, что все они опираются на "двух китов" - на "учение о всеобщей энергии" ( в разных странах эта энергия называется по-разному — КИ, ЦИ, ЧИ) и на внимание к "настройке" бойца, его умению полностью сосредоточиться на бое, отбросив лишние мысли и колебания.
Учение о всеобщей энергии — дело сложное и запутанное. Забивать тебе этим голову я не буду — если захочешь в этом разобраться сам, то на эту тему написано достаточно сложных и подробных книг. Но в нескольких словах все-таки попытаюсь объяснить основную идею.

На Востоке считают, что человек живет потому, что в его теле течет Универсальная энергия — Ци. Ци течет по специальным каналам и пока её течение ровное, а каналы заполнены равномерно — человек здоров. Эта же энергия пропитывает все тело и окружающее пространство, а научившись управлять ею, человек может наносить удары на расстоянии, лечить наложением рук и совершать другие чудеса, о которых рассказывают легенды. Современная наука не знает способа измерить или сфотографировать или ещё как-нибудь изучить эту энергию, поэтому недоверчиво относится к рассуждениям на эту тему. Мы не будем спорить с учеными, но широкое использование в современной медицине иглоукалывания, целиком основанного на древнем восточном учении, и методов диагностики по биологически активным точкам, дающих точные результаты, заставляет всё-таки думать, что какая-то правда в этой теории есть. Во всяком случае, представляя себе, что эта энергия похожа на поток воды, вам будет легче понять многие из объяснений учителя. На этом пока и остановимся.

Что касается способов "настройки" ума, то здесь все несколько проще. За последний век европейская наука достаточно продвинулась в изучении способов человеческого мышления и механизмов его поведения. Теперь многие из тайн, передаваемых под большим секретом от одного патриарха к другому, тайнами быть перестали. С каждой спортивной командой ездит специально обученный психолог, который может очень и очень многое. Это не значит, что изучено всё, что хранили в секрете восточные единоборства. Просто многие из этих знаний нам сейчас понятней и ближе.

Хочу сразу сказать, что подобные способы тренировки нельзя использовать ребятам до 16-17 лет. Они уже в состоянии понять все, что должно делаться, но их личность ещё растет и развивается, а это опасно. Заниматься ни энергетическими, ни психологическими тренировками до достижения возраста 16 — 17 — 18 лет противопоказано. Есть отдельные элементы этих знаний, которыми можно пользоваться всем без исключения: это навыки концентрации внимания, управления дыханием, понимания собственного тела. Но обучение и этим методам должно происходить под пристальным личным вниманием наставника, а ни в коем случае - не самостоятельно. Это вопрос психического здоровья, восстановить которое потом ещё труднее, чем физическое.

Не примите всё сказанное за недоверие. Просто, когда подросток развивается, его занятия штангой могут при неправильной нагрузке остановить рост костей — и он никогда уже не будет высоким. Тоже касается и нашей психики — она развивается так же, как и тело, и нагрузки должны соответствовать возрасту. А теперь давайте снова вернемся к видам единоборств.

Посередине между видами, использующими только борцовскую технику и преимущественно ударную технику стоят "универсальные школы". Это чаще всего школы прикладного, боевого направления и для того, чтобы боец мог сражаться в любых условиях, они используют самые разнообразные приемы. К таким школам относится большинство традиционных школ дзю-дзюцу (именно так они называются правильно, а нет тем исковерканным словом "джиу-джицу", как мы привыкли), хапкидо и другие. "Выпускники" подобных школ одинаково уверенно владеют ударами руками и ногами, бросками и болевыми приемами. Кроме этого, в программу обучения раньше обязательно включалось умение обращаться с различными видами холодного оружия — ножами, мечами, копьями. Современные боевые и "синтетические" (т.е. образовавшиеся сложением, "синтезом", различных техник) стили очень похожи на эти древние клановые школы. В их числе необходимо назвать российскую "систему Кадочникова", которая сама по себе заслуживает целой книги, или французское "Айкибудо", образовавшееся сложением техник айкидо, карате, дзюдо и оружейной школы "Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю". Цель подобных исследований — найти удачное сочетание техник, которое позволит бойцу такой школы побеждать.

Раз уж мы затронули тему "оружейных школ", надо сказать о них еще несколько слов. Все эти школы имеют древнюю историю, например "Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю" насчитывает более 650 лет. Зародились эти школы в те времена, когда владение мечом, луком и копьем было единственной защитой человека. Одни из этих школ специализируется в каком-то одном виде оружия — мече, копье, алебарде, другие стараются подготовить воина-универсала, способного сражаться с любым оружием в руках. Кроме того, в Японии культивируется уникальное искусство "быстрого выхватывания меча" - иай-дзюцу, подобного которому не существует в мире. Говорят, что настоящий мастер в этом деле успевает выхватить меч, разрубить падающую каплю и вернуть меч обратно в ножны, раньше чем капля коснется земли.

Сегодня фехтование на мечах существует как вид спорта — кендо. Бой идет в защитном снаряжении на бамбуковых мечах. Этот вид прекрасно развивает скоростные качества, реакцию и координацию движений. К сожалению, в нашей стране он мало распространен, в первую очередь — из-за крайней дороговизны защитного снаряжения. Кстати, в обучении элитных подразделений американских морских пехотинцев относительно много часов отведено на "свободный бой на палках". Американские армейские инструктора считают, что это закаляет дух будущих спецназовцев, улучшает реакцию и скорость движений.

Нынешнее спортивное фехтование на шпагах, рапирах и саблях тоже является продолжением славной боевой традиции, но к сожалению сейчас во многом утратило свою популярность. Мне, честно говоря, очень жаль... Но может, вернется ещё мода на Д`Артаньянов?

Кроме того, обучение умению владеть оружием ведется и в школах рукопашного боя. Например, многие стили карате включают в свою программу владение традиционным окинавским оружием — тонфой, нунтяку, саями. Практически любой стиль у-шу имеет свое "коронное" оружие — шест, копье, меч, а иногда и совсем удивительное — что-нибудь вроде боевых грабель или "железной метлы". Надо сказать, что владение подобными предметами доводится в школах у-шу до уровня самого настоящего искусства. Кстати, от подобных знаний идут моменты во многих фильмах Джеки Чана, где он виртуозно пользуется лопатой, скамейкой, лестницей и другими неожиданными и повседневными предметами. Подобные "оружейные" школы раньше существовали и в Европе, где в рыцарские времена умение владеть мечом и копьем ценилось очень высоко. Существовали и "народные" школы, где передавались знания по обращению с луком, дубинкой, шестом, а также приемы боя без оружия. К сожалению, за прошедшие века эти знания в европейских странах за ненадобностью позабылись и были утеряны. Сейчас отдельные энтузиасты из военно-исторических обществ в разных странах пытаются восстановить как рыцарское вооружение и навыки рыцарского боя, так и приемы "городской" борьбы. В этой работе они опираются на летописи, картины, сохранившиеся образцы вооружения.

Осталось рассказать о самом необычном искусстве, пришедшем с Востока, чтоб мой читатель смог увидеть общую картину. Это так называемые "внутренние" или "энергетические" школы. Их навыки и методы обучения надежно скрыты тайной, но известно, что основное значение они придают не развитию физической силы, а внутренних возможностей человека, его жизненной энергии. Широко известны три таких школы: Багуа-чжан, Синъи-цюань и Тайцзи-цюань. Все они китайского происхождения. Ещё очень часто упражнения и формы Тайцзи-цюань используются с оздоровительной целью и в этом виде ими занимаются миллионы людей во всем мире.

На самом деле перечислить все виды единоборств не представляется никакой возможности. Каждая страна и народ имеет свои традиции и свои школы, потому что умение защищать себя, свою семью и своих близких всегда было нужно и по-прежнему остается необходимым.

Осталось разобраться еще с одним вопросом — какое различие между спортом и боевым искусством. Это очень сложный вопрос для начинающих, но поэтому очень важно получить на него ясный ответ. Разница между спортом и боевым искусством состоит в цели занятий. Если человек приходит на тренировки и занимается только развитием своего тела ради одной только цели — побеждать, то он занимается спортом. Если человек занимается ради того, чтобы развивать свое сознание, так же как и тело, научиться владеть своими эмоциями и желаниями так же просто и надежно, как руками и ногами — он занимается боевым искусством. Можно сказать и короче — если мы хотим стать просто сильнее, мы занимаемся спортом, если мы хотим стать лучше — мы занимаемся боевым искусством. При этом зачастую бывает неважно, каким именно из единоборств мы занимаемся — гораздо важнее, какой смысл мы вкладываем в эти занятия и какие цели ставим.

Теперь, когда ты немного знаешь об единоборствах, пришло время выбирать. Дело за тобой...

Родителям мне бы хотелось сказать следующее: при выборе вида единоборств и секции, в которую вы собираетесь отвести своего ребенка, руководствуйтесь прежде всего здравым смыслом. Чем младше ваше чадо, тем более мягкое и терпеливое отношение к нему нужно. Если на тренировках ваш ребенок постоянно получает травмы, особенно связанные с ударами в голову, подумайте о его будущем. Спорт, это конечно, прекрасно. Но после тренировок в голове должны еще оставаться и мозги. Во времена советские существовало разумное ограничение возраста занимающихся борьбой и боксом — не младше 12 лет. Сейчас этих норм многие не придерживаются. А жаль.

Восточные единоборства более предпочтительны для детей младшего возраста. Это связано с большим "удельным весом" в тренировочных программах упражнений на развитие координации, пластики, гибкости, что гораздо важнее в этой возрастной группе в противовес увлечению силовой подготовкой, имеющему место в "европейских" соревновательных видах. Но при этом помните: несмотря на то, что почти все виды восточных единоборств имеют программы для работы с любой возрастной группой, способствующие развитию ребенка, не факт что этими методиками владеет каждый преподаватель карате, айкидо, таеквон-до и так далее. Вы приводите ребенка в секцию чтобы он окреп и стал смелее, а не для того, чтоб он боялся сверстников и лечился от травм...

Вы, несомненно, лучше знаете своего ребенка и пользуетесь его доверием. Окажите ему помощь при выборе .

Вам же при предварительной беседе с тренером или руководителем секции советую обратить внимание на следующие моменты:
1. Опрятность формы тренера и вообще её присутствие.
2. Участвует тренер в тренировочном процессе или просто присутствует в зале.
3. Уровень физической формы самого руководителя секции.
4. Манера общения тренера со своими учениками, умение излагать свои мысли и общаться.
5. Финансовые условия, правила и порядок внесения средств, наличие каких-либо дополнительных платежей или взносов.
6. Возможность и порядок приобретения формы, необходимой для занятий.
7. Опрятность зала и степень его оборудованности необходимым тренировочным инвентарем.
8. Соответствие зала требованиям занятий. (Не секрет, что многие группы работают на базе школьных или других физкультурных залов. Их состояние мы помним ещё по своим школьным годам. Но если, к примеру, группа карате занимается в зале, где полы в таком состоянии, что ученикам вместо занятий босиком приходится тренироваться в кроссовках — это зал однозначно не подходит. Какой бы золотой и заслуженный тренер не вел такую группу.)
9. Не постесняйтесь расспросить тренера об уровне его аттестации, как давно она сдана, как часто он тренируется сам.
10. Выясните, с какой федерацией или организацией он сотрудничает, часто ли он и его ученики принимают участие в учебных семинарах и соревнованиях.(Если местная, провинциальная секция участвует в 3-4 турнирах в течение учебного года, принимает участие в одном-двух семинарах, 3-5 показательных выступлениях — это вполне высокий показатель).
11. Побеседуйте с родителями других учеников, особенно тех, кто занимается не первый-второй месяц.
12. Попросите разрешения поприсутствовать на 1-2 тренировках, посмотрите, как они проходят.
13. Обратитесь за справкой о деятельности интересующей вас секции в органы управления физической культурой и спортом местной администрации.
Только после этого принимайте решение.
Вы должны доверять человеку, к которому вы привели тренироваться своего ребенка — потому что нет ничего дороже здоровья вашего ребенка. Если у вас не возникло такого доверия — лучше пойдите в другое место и к другому тренеру. И будьте достаточно скептичны к рекомендациям своих знакомых — то, что подходит соседскому мальчику, может не подойти вашей дочери. Лучше посмотрите сами. Точно так же пусть вас не обманет громкое наименование международной федерации на рекламном объявлении. В каждой организации встречаются плохие работники. Верьте своим глазам.
Помните, если ребенку в школе попался плохой учитель математики — он приобретет отвращение к математике на всю оставшуюся жизнь. Плохо, но у него остается шанс стать великим писателем. Если ваш ребенок попал к неквалифицированному, недобросовестному или просто равнодушному тренеру — вы ставите под угрозу его здоровье. Этот ущерб может оказаться невосполнимым.
И ещё одно. Существует определенная проблема, связанная с преподаванием единоборств детям. Условно её можно назвать боязнью физического контакта. Зачастую эта ситуация не имеет ничего общего с трусостью, а связана с простой брезгливостью прикосновения к чужому телу. Если вы знаете о возможности такой реакции у своего ребенка, выберите для него вид занятий, где такой контакт на первых порах будет сведен к минимуму. Хорошим вариантом выбора здесь будут все ударные виды восточных единоборств — карате, таеквон-до, у-шу. Кроме того, принятая форма для занятий в этих видах не позволяет плотного телесного контакта даже при моментах борьбы. Если же вы замечаете, что ребенок неохотно работает на тренировке с партнерами, поговорите с ним об этом. Обратите на это внимание тренера, попросите его дать вашему ребенку больший объем самостоятельной работы. Со временем это пройдет.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры