Горбачев не любил реформ, его задачей было очистить систему от грязи

Горбачевы: "ассенизаторская" функция вождя

Никогда ни один руководитель в российском государстве не приходил к власти в столь благоприятной обстановке — не в смысле ситуации в стране, а в смысле всеобщей эйфории граждан. В ЦК потоком шли поздравительные телеграммы, в которых Горбачева называли "Михаилом Долгожданным". Некоторые особо восторженные граждане писали стихи…Даже краткосрочное правление Черненко после смерти Андропова, поначалу грозившее пошатнуть авторитет и влияние Горбачева в Политбюро, сыграло ему на руку.

Читайте предыдущие главы о Михаиле и Раисе Горбачевых:

Чета Горбачевых: миссия — разрушить СССР

Чета Горбачевых — партячейка общества

Горбачевы: идеальная жена для разрушителя

Чета Горбачевых: под парусом судьбы

Горбачев страдал манией величия Раисы

Горбачевы: Тэтчер была соперницей Раисы?

Приход молодого "вождя" после бесконечный череды похорон, уже само по себе воспринималось народом как благо. Проблемы начались позже, когда выяснилось, что кроме слов, никакой конкретной программы реформ нет. Было искренне желание изменить жизнь, понимание, что "так жить нельзя". Уже после путча и отставки Раиса Максимовна скажет нескольким оставшимся близким людям символичную фразу: "Мы всегда хотели лучшего и делали для этого все, что могли. Неужели это непонятно?" Правда, смысл, который вкладывался в понятие "лучшее", "лучшая жизнь", у всех оказался разным.

У Михаила Горбачева — гласность, свобода слова, открытие России миру. Поэтому политические реформы опережали экономические. У народа — полные прилавки. А ситуация в стране становилась все хуже. Помощник генерального секретаря Андрей Черняев описывал совершенно сюрреалистическую ситуацию, когда он — в черной "волге" с мигалкой и спецсвязью — объезжал булочные в поисках хлеба, а хлеба не было.

Свое представление о лучшей жизни было и у номенклатуры, точнее, весьма многочисленного и влиятельного слоя советской бюрократии, которая в результате перестройки оказалась выброшенной за борт, за что и не замедлила отомстить. За 6 лет правления Горбачева сменилось четыре состава Политбюро, почти полностью обновился состав Центрального Комитета: в 1989 году он уволил 74 кандидата в члены ЦК. Несколько лет спустя после своей отставки он напишет в мемуарах: "Надо было найти другие оптимальные решения для номенклатуры. Не надо было ее целиком отталкивать".

Но это позже, а тогда он был уверен, что "кадры решают все". И во время работы в Ставрополе неоднократно перетряхивал структуру крайкома, объединял и разъединял райкомы и горкомы, а также совхозы и колхозы, благодаря чему за ним и закрепилась слава реформатора (влияние Урана, заставлявшее все время что-то менять, "перестраивать" — когда важен не результат, а сам процесс) .

Вот и на новом месте он начал с чистки старых кадров, полагая, что стоит поменять людей, как дело пойдет само. Кстати, его пресс-секретарь Андрей Грачев вспоминает, что Горбачев, любивший цитировать Наполеона, на свой лад переиначил его крылатую фразу: "Надо ввязаться, а там видно будет". Вот откуда его знаменитое: "Главное — начать (с ударением на первом слоге), и процесс пойдет".

Но недаром в то время появился популярный анекдот про сантехника, заявлявшего, что "тут не трубы, тут систему менять надо". Все начинания того времени носят явно популистский характер (влияние сильного Юпитера, дающего огромное количество идей, по преимуществу "рекламного" характера). "Превратим "жигули" в лучший автомобиль", "каждой семье отдельную квартиру"… Пресловутая антиалкогольная кампания была из того же популистского ряда, недаром ее организаторы ссылались на многочисленные письма в адрес ЦК от жен алкоголиков.

"Никакой глобальнойхаризматической идеи у Горбачева не было, хотелось по-крупному чего-то нового", — писал Андрей Черняев. "Экономический чемодан генсека был пуст", — считал его помощник по экономике. Когда госсекретарь США убеждал Горбачева, что нельзя откладывать социальные реформы, он отмахивался: "Ждали 20 лет и еще подождут, 2-3 года ничего не изменят".

И ведь с точки зрения своей натальной карты он был совершенно прав! Реформы — это точно не его дело (вспомним тау-квадрат к Сатурну). Его задача — сломать старое. И с ней он справился великолепно — оказался самой подходящей кандидатурой для митингового периода перестройки. Так что свою кармическую задачу он отработал полностью.

Правда, никто этого заранее не знал, в том числе и сам Михаил Горбачев, до сих пор испытывающий вину за то, что его проект под названием "перестройка" захлебнулся и пошел "не тем путем". И что он был призван только для разрушения, а строить будут другие. Не знал этого и народ, после нескольких бесплодных лет ожидания "новой счастливой жизни" страшно разочаровавшийся в вожде. И вместо "Михаила Долгожданного" он стал "Михаилом Меченым". Прозвище, намекающее на некие темные силы, приведшие его к власти, чтобы разрушить Советский Союз.

Как всегда, народная интуиция не подвела. У Горбачева — Солнце в соединение с Черной Луной (вспомним гороскоп его жены: Уран с Черной Луной). В этом случае на теле или лице человека всегда имеется яркая отметина — как родимое пятно на лбу Горбачева. Солнце — это Я, воплощение сущности человеческой личности. Черная Луна, как уже говорилось, — грязь, негатив или в самом человеке, или вокруг него.

Кроме того, это соединение находится на МЦ (точка, обозначающая начало 10-го дома гороскопа, отвечающего за карьеру и социальную реализацию). То есть, чем выше поднимался Михаил Горбачев, тем больше грязи он вытаскивал вокруг себя. Он буквально не мог пройти мимо этого. Его задача — поднять всю советскую грязь, открыть шлюзы. Такое вот "ассенизаторство" для очистки системы.

Но грязи оказалось столько, что в ней захлебнулись все, в том числе и сам "ассенизатор". Этот же аспект дает быстрое разочарование в лидере. Если на Западе его еще продолжали любить, то в своей стране очень скоро наступило разочарование и к концу своего пребывания у власти ничего, кроме раздражения, он не вызывал.

В апреле 1991 года приехавший в Москву по заданию Джорджа Буша-старшего Ричард Никсон поставил "окончательный" диагноз: "Советский Союз устал от Горбачева". "Мавр сделал свое дело" и должен был уйти. Горбачев сопротивлялся до последнего, искал обходные пути, чтобы остаться в большой политике — например, в качестве президента обновленного Союза без прибалтийских республик. Путч расставил все точки над "I". И он ушел не в результате проигранных выборов или вотума недоверия, а как мученик, преданный своими ближайшими соратниками. Что с точки зрения истории безусловный плюс — эмоциональные моменты запоминаются гораздо ярче сухих фактов.

Как ни странно, но сильнее всего его отставка ударила по Раисе Максимовне. Впрочем, что тут странного. Перестройка — это ведь был и ее проект, ее детище. Она также посвящала ему все силы, работала, пусть и не в Кремле. Хотя в ЦК — на Старой площади — у нее тоже был свой кабинет, куда ей доставлялись различные документы, необходимые для подготовки к зарубежным поездкам. И вот все рухнуло. Весь смысл ее жизни — карьера мужа и не просто карьера, а историческая миссия. И вот теперь страна в них не нуждалась.

"В этой женщине горела жажда мщения. Она хотела поквитаться со всеми, кто по ее мнению, их предал, — писал о Раисе Горбачевой Георгий Пряхин в своей книге "Дом скорби". — Это была совсем другая женщина. Она была надломлена, была больна. Видно было, что все случившееся, включая отставку мужа, переживалаболезненнее,чем он сам". "Он теперь моя поддержка", — сказала она в интервью о муже.

Конечно, Михаил Горбачев по-прежнему оставался культовой фигурой для Запада (и остается ей до сих пор, собирая полные залы на свои выступления). Она всегда была рядом с ним в поездках, и сама придумывала себе дела: занялась благотворительностью, основала женский фонд. Но все это было не то — ни по масштабу, ни по результату. Дело в том, что аспект оппозиции Марса с Плутоном, который давал ей невероятную энергию и силы в борьбе, при неблагоприятном стечении обстоятельств дает онкологию.

В астрологии вообще не бывает однозначно плохих или хороших аспектов, каждый может нести как негатив, так и позитив — в зависимости от того, как человек его реализует. Пока в ее жизни была цель, которая требовала колоссальных затрат энергии, этот аспект работал во благо, когда этой цели не стало, эта же энергия сожгла ее изнутри. И вот тогда ей впервые довелось испытать поистине народную любовь. В онкологический центр в Мюнстере, где лежала Раиса Максимовна, шли письма — как когда-то в ЦК ее мужу — с выражением поддержки, любви и сострадания. "Неужели я должна умереть, чтобы заслужить их любовь?" — спросит она у мужа…

…Все ушло, осталась только любовь. Искренность и глубина отношений проверяются на таких вот моментах истины, когда жизнь дает трещину и только поддержка и любовь близкого человека способны удержать на краю. Тяжелая болезнь и смерть жены изменили отношение и к самому Горбачеву. Его если не полюбили, то, по крайней мере, простили и попытались понять. Время прошло, перестроечные страсти улеглись, страна решает совсем другие проблемы, и Горбачев уже не "предатель Родины", а историческая фигура.

Он всегда был непоколебимым оптимистом (спасибо Юпитеру!). И даже когда казалось, что все рушилось, и у его помощников опускались руки, он, по выражению Андрея Грачева, поражал их "безмятежным спокойствием и неизвестно на чем основанной вере в успех: "Не переживай, увидишь, все образуется".

И, действительно, он все-таки счастливый политик: не эмигрировал, не сбежал из страны, как ему предрекали недоброжелатели. Он по-прежнему в хорошей форме — следит за здоровьем, как это всегда было принято в их семье. Ему — единственному человеку из России — открыты двери во все лучшие дома Европы и Америки, где его с семьей принимают как дорогих и почетных гостей.

Ни один российский олигарх со своими миллиардами не смог этого добиться. О нем пишут книги и снимают фильмы, он по-прежнему востребован как консультирующий политик и в этом смысле не ушел на пенсию. Зато дожил до ухода на пенсию и в мир иной своего "заклятого друга" — Ельцина. Сказано же: в России надо жить долго. И Горбачев это знает: "Всю мою жизнь меня сопровождает желание жить".

"У нас счастливая судьба — по большому счету. Нам повезло. И мне, и ей…", — признался он как-то в интервью.

И еще одно необычное признание: "С детства хотелось всех удивить…".

И ведь это у него получилось!

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру