О том, что современные основы современного рекламного искусства повторяют изложенные однажды Гитлером основополагающие принципы пропаганды, сказано немало. Конечно, довольно смешно представить студентов профильных учебных заведений или слушателей курсов по рекламе и маркетингу яростно штудирующих "Майн кампф" и т.п. литературу. Гитлер и Геббельс были не первооткрывателями, а всего лишь грамотными эксплуаторами вечных как мир законоы человеческой психологии, которые можно повернуть как во вред мировой цивилизации, так и ей же на пользу. Другое дело, что созданный в гитлеровской Германии образ эстетствующего нациста, к тому же превосходно раскрученный в СМИ, привлекает внимание рекламистов, вольно или невольно переносящих его на свою продукцию.
Образ Гитлера для рекламы шляп решила использовать немецкая шляпная компания Hut Weber. На плакате изображены 2 пары знаменитых гитлеровских усиков. Первое изображение символизирует печально знаменитого диктатора, а вторые усики, к которым добавлен чарли чаплиновский котелок, сопровождаются надписью: "Это шляпа". По сути, шляпная компания нарушила табу на использование образа Адольфа Гитлера. Однако немецкая молодёжь довольно положительно отнеслась к неординарному рекламному ходу.
Ещё более откровенны в своих симпатиях оказались сотрудники бразильского агентства TBWA, поместившие Адольфа Гитлера на рекламный плакат собачьего корма Pedigree. Фотография фюрера с его любимой овчаркой Блонди сопровождалась комментарием: "Они не судят. Они не ненавидят. Они не бросают. Из любви к собакам.". Подразумевалось, что собаки не могут ни осудить, ни предать, если регулярно кормить их Pedigree. Но если можно предположить, что Джордж Буш и Владимир Путин, образы которых также использовали бразильские креаторы, иногда балуют своих питомцев Pedigree, то подобная уверенность в отношении немецкого диктатора несколько сомнительна.
Там же, в Бразилии, немецкий фюрер стал лицом рекламной кампании зубоврачебной клиники, прошедшей под лозунгом "Улыбка может изменить мир".
Удивили своих посетителей и владельцы сети пиццерий "Hell's Pizza" в Новой Зеландии, разместившие в трех крупнейших городах страны рекламные щиты с изображением Адольфа Гитлера. Рекламщики решили обыграть слово "Hell" ("ад", — пер. с англ.) с помощью вождя Третьего Рейха. На баннере Адольф Гитлер одну руку вскинул в традиционном нацистском приветствии, а в другой держит кусок пиццы. Венчает эту креативную композицию слоган: "Можно заставить людей поверить в то, что рай — это ад", перефразирующий знаменитое изречение нацистского диктатора: "Искусной и продолжительной пропагандой можно заставить людей поверить в то, что ад или отвратительная жизнь — это рай". "Мы надеялись, что в глазах людей Гитлер с куском пиццы должен выглядеть смешно", - заявил официальный представитель компании, отвечающий за рекламу
В Италии владелец одной из винодельческих компаний решил привлечь к себе внимание, начав выпуск вина в бутылках, на этикетках которых изображены диктаторы прошлого - Муссолини, Гитлера, Франко, Сталина и других. Особых нареканий, впрочем, эта инициатива ни у кого не вызвала. Исключение составила, пожалуй, лишь Германия, министр юстиции которой Бригитта Циприс выразила протест в связи с использованием в рекламных целях изображений диктаторов и лозунгов типа "Зиг хайль!" или "Дойчланд юбер аллес!".
Почитают Гитлера и в Индии. Правда хозяева открывшегося в Бомбее ресторана "Крест Гитлера" недоумевали, за что на них ополчилась еврейская община Индии. Один из менеджеров ресторации объяснял, что "это место не связано с войной и преступлениями, сюда люди приезжают, чтобы расслабиться и поесть", а свастика уходит корнями в древние индусские традиции и остается священным символом для индусов. И всё же хозяин заведения Пунит Шивалок был вынужден поменять название на "Ресторан креста" и изменить интерьер, поменяв свастики на христианские кресты.
Не являются исключением и крупные корпорации. Так, недавно удостоился внимания международного Фонда Симона Визенталя известный южнокорейский производитель косметики Coreana. В рекламном ролике лосьона для кожи девушка, облаченная в серый военный френч и юбку, сидит на столе, держа в руках похожую на нацистскую фуражку, с кокардой в виде орла, несущего в когтях свастику. На заднем плане изображаются боевые действия. Звуковой ряд включает разрывы снарядов, пулеметные очереди, звуки маршей,
А в 2006 году Британский комитет по надзору за рекламой обвинил компанию Sony в прорасистском характере рекламной кампании консоли PlayStation Portable, поясняющей превосходство белой версии приставки над черной с помощью весьма щекотливой иллюстрации: белая женщина морально и физически доказывает свое преимущество перед черной дамой, при этом сцена сопровождается слоганом "white is coming" (белые идут). Представитель Sony Computer Entertainment пояснил, что в их рекламе нет никакого расизма и люди на плакатах "призваны показать контраст между черной и белой версиями приставки". Тем не менее, от столь смелой рекламной кампании в Великобритании Sony отказалась.
В России также есть свои антигерои. В своё время критики обрушились на московский завод "Кристалл", использовавшего в дизайне этикетки для "народной" водки "Гражданская оборона" рабочего с фашистского плаката времен 1932 года: "Рабочие голосуют за фронтовика Гитлера!".
Используется образ нацисткого фюрера и в антирекламе. Как правило - политической.
Например, когда начались дискуссии о переходе на Евро, противники введения единой европейской валюты в Англии выпустили рекламный ролик: британский комик Рик Мэйал, загримированный под Гитлера, вскидывает руку в нацистском приветствии и произносит "Ein Volk. Ein Reich. Ein Euro" ("Единый народ. Единый рейх. Единый евро") - чуть перефразированное известное выражение Гитлера (в оригинале вместо последнего слова стояло Fuerer и эффект строился на том, что немецкое слово "фюрер" созвучно английскому произношению слова "Euro" v "юро"). Несколькими секундами позже Мэйал появляется снова и многозначительно спрашивает: "Евро? О да, конечно".
Не менее громкий скандал разразился и в США во время прошлых президентских выборов. На сайте продемократической организации MoveOn.org появился видеоролик, в котором поочередно появлялся фашистский диктатор и американский президент. В течение 30 секунд черно-белые хроникальные кадры речей Адольфа Гитлера перемежаются кадрами выступлений Джорджа Буша на тему защиты США от терроризма, борьбы с "Аль-Каидой" и оправдания войны в Ираке. На последних секундах на экране появляется Гитлер, и сторонники фюрера приветствуют его восторженным ревом и криками. За кадром же диктор задает риторический вопрос: "Не правда ли, звучит знакомо?"
Участие исторических персонажей в производстве рекламных продуктов уже само по себе является своеобразной гарантией успеха продвигаемой товарной марки. Ведь если потребителя не удастся умаслить качеством продукта, то используемый в рекламе исторический бренд или образ вполне может стать материалом для анекдотов, пародий и т.п. Но если использование тех или иных исторических, историко-литературных личностей (Иван Теркин на пачке сигарет "Давай закурим!" или Иван Грозный в рекламе банка "Империал") в рекламе концентрирует внимание потребителя на определённых исторических событиях, то сюжеты из истории нацисткой Германии в большей степени направлены на эпатаж публики.
Хотя, надо признать, есть и положительные примеры участия в рекламе А. Гитлера etc. Великолепной рекламой отметился производитель нити для зубов "Lider" компания Seda Dental. На полке стоят книги белого цвета с биографиями знаменитых людей: Махатмы Ганди, Хуана Пабло II, Авраама Линкольна и Далай Ламы, а между ними вклинился тонкий коричневый томик "Адольф Гитлер", явно выбивающийся из общего ряда на полке. Авторы не стали загружать плакат слоганом, предоставляя зрителю самому додумать представленный визуальный образ.