"Трамп лично позвал меня заснять его с Валуевым"

Знаменитый нью-йоркский фотограф любит русские свадьбы

Николай Комиссаров считается одним из лучших фотографов в Нью-Йорке. Его снимки публикуются на страницах самых престижных газет и журналов, его зовут на все мероприятия, праздники и события. Политики, голливудские звезды, спортсмены и просто интересные личности — кто только не попал в объектив американского фоторепортера. О своей работе Николай Комиссаров побеседовал с корреспондентом Pravda.Ru.

— Как пришла идея получить профессию фотографа?

— Идея стать фотографом пришла не сразу. В России у меня была профессия радиоинженер, фотографией баловался, как и все, на обычном уровне. А когда приехал в Америку, увлекся и втянулся так, что просто не выпускал фотоаппарат из рук.

Когда за мою работу начали хорошо платить, я полностью ушел в эту область. Кстати, не люблю, когда меня называют профессионалом, потому что любой человек, который может нажимать на кнопку и делать фотографии на документы, называет себя профессионалом. Про себя говорю, что я любитель, потому что люблю свое дело, вкладываю всю душу, все свое мастерство. Правда, у меня самая лучшая профессиональная техника, которую постоянно обновляю. Это пылесос, когда он барахлит, можно починить, а линзу, которая выработала свою резкость, уже не починишь. Приходится тратиться по полной программе, честно говоря, удовольствие не из дешевых. Недаром существует старая поговорка: "Хочешь разорить своего друга — подари ему фотоаппарат".

— С каким газетами вы работаете, кто публикует ваши снимки? И простите за нескромный вопрос, как простому русскому фотографу удалось туда прорваться?

— На постоянной основе работаю с газетами The New York Times, с The New York Daily News. А также со всеми русскоязычными газетами. Еще часто приглашают делать фотоссесии на русскоязычных радиостанциях. В The New York Times я не обращался специально и никуда не прорывался, они нашли меня сами и предложили сотрудничать. Вот уже много лет освещаю все политические и культурные мероприятия в Нью-Йорке, снимаю разные тусовки.

В русскоязычном комьюнити обычно модно приглашать меня, так что не удивительно, что редакторов местных газет заинтересовали мои снимки, им тоже надо знать, что происходит в русской общине. Сначала они предложили мне сотрудничество в качестве фрилансера, а затем позвали работать в штат. Я отказался, не могу привязываться к одной редакции, люблю свободный график, там больше творчества. Но с удовольствием продолжаю работу с газетой как свободный художник. Снимать для The New York Times престижно, не сочтите за хвастовство, они с плохими фотографами работать не станут, там серьезный отбор.

— Еще один нескромный вопрос, фотографов в Нью-Йорке тысячи, почему именно вы? Что такого уникального в ваших снимках?

— У меня своя специфика и секреты, выработанные за долгие годы, которыми могу поделиться. В фотографии главное не гламур, а момент, а я считаюсь мастером уникальных моментов. Я не студийный фотограф, как я уже сказал, не признаю это за настоящую профессию, кто-то тебе правильно установил технику, пришла красивая девушка, ей сделали прическу, макияж, и она полдня попозировала перед камерой. Нажимай на кнопку, из ста фотографий пять выйдет удачными. Я отношу себя к новостным, а мастерство новостного фотографа ценно именно тем, что он не только умеет поймать момент, а тем, что заранее предвидит, когда момент случится.

Если ты его не в состоянии засечь, грош тебе цена. Пока ты вскинешь камеру, пока поймаешь ракурс, считай, что ты безнадежно опоздал. Нужно заранее предчувствовать ситуацию, оказаться в нужном месте в нужное время. Успеть подготовить аппаратуру и точку съемки, поэтому профессиональными качествами новостного фотографа считаются мобильность и беспроигрышное чутье на уникальный снимок. Всего два простых и несложных качества…

Вот, скажем, пару месяцев назад был случай. Мне позвонили постоянные заказчики и попросили сделать фотографии для их бизнеса в Нью-Джерси. Я поехал на съемку и увидел в небе вертолеты. Почувствовал, что что-то происходит. Поехал по направлению вертолетов и оказался в Хобокене. Оказалось, что только что поезд сошел с рельсов, произошло крушение. Хотя я не люблю фотографировать катастрофы и аварии, но все-таки заснял лица людей. Эти эмоции невозможно имитировать. Это реальная жизнь, снимки получились неподдельными. Я практически был первым.

— Вы берете за образец кого-то из известных фотографов, или есть свой собственный стиль?

Со мной часто в Нью-Йорке делают интервью и тоже интересуются, кого я знаю из известных фотографов. А я, к сожалению, никого не знаю. Если я буду интересоваться, как кто ставит свет, с какого расстояния работает, какая линза в ходу, я невольно начну подражать. Я вам больше скажу, не очень люблю ходить по выставкам и презентациям, но этим летом пришел с девушкой в музей Метрополитен, и пока она смотрела картины, направился в зал, где выставлялись фотографии.

Неожиданно понял одну вещь: как стать знаменитым фотографом. На любом компьютере в нижнем правом углу есть мусорная корзина, и когда бывает, что-то некачественно снимаешь, то без сожаления выбрасываешь в эту корзину. А оказывается, эту корзину нужно переименовать в "Арт-проект" и все, что там накопилось за годы, выставлять на обозрение. Я подумал, какой же я дурак, выкидывал в мусор чудные снимки, надо было сохранять, а потом устроить выставку. (смеется)

А что касается стиля, недавно решил не гонять машину в Манхэттен, где вечные проблемы с парковкой, а поехать на метро. Вижу, сидит рядом человек в вагоне и листает какой- то гламурный журнал, взгляд упал на одну фотографию. Смотрю, — похоже на мой стиль, присмотрелся и вижу подпись "Николай Комиссаров". Мне, конечно, стало приятно, значит стиль есть, я всегда его узнаю.

— Кого из знаменитостей вы снимали, с кем работали, кто больше всех запомнился?

— Всех не перечислишь, я переснимал очень многих. Запомнился случай с голливудским актером Ричардом Гиром. Его пригласили на благотворительный вечер, который проводился на Манхэттене. Устроители мероприятия позвали меня, но поставили одно условие — ни под каким соусом не подходить к Гиру. Его уже достали несдержанные фанаты, тыкающие в лицо своими телефонами, и я пообещал, что даже близко не подойду к звезде. Весь вечер спокойно снимал гостей, в сторону Гира даже ни разу не направил камеру. Устроителям показываю, мол смотрите, нет ни одного не разрешенного снимка, а все остальное — пожалуйста. Они охают, ахают, им все нравится. В конце вечера Ричард Гир подходит ко мне и спрашивает: "А что насчет меня? Где мои фотографии?" А я вдруг осмелел и отвечаю: "Конечно, я вас сфотографирую, но у меня есть условие, я тоже хочу фотографию с вами". Начал его снимать, и в этот момент подошел посол России и тоже попросил снимок. Пришлось сказать, что это мой друг (смеется). Гир с удовольствием с нами снялся и получились отличные снимки. Я их выложил на Фейсбук, после посыпались предложения и заказы как из рога изобилия. У меня даже появилась поговорка: "Хочешь стать знаменитым — фотографируй знаменитостей".

А вот фотоссесия с певицей Ларисой Долиной не удалась, она мне показалась, мягко говоря, немного высокомерной. Я перед тем как с ней познакомиться, прилетел из Майами, меня туда позвали на одну вечеринку, где был Микки Рурк. Он мне очень понравился. Нормальный, раскрепощенный человек, который уважает чужой труд, поэтому после такого сравнения гастролирующих звезд снимаю избирательно. Но мне очень понравились Леонид Агутин и Анжелика Варум. Когда они увидели свои снимки, благодарили меня. Сказали, что это лучшее, что они видели за последнее время, и просили еще их поснимать.

— А как насчет политиков, есть авторские снимки с новым президентом?

— Вы не поверите, но у меня есть снимки и с Дональдом Трампом, и с Хиллари Клинтон. Во время предвыборного выступления Клинтон зачитывала выкладки по цифрам, потом взяла бутылку воды, чтобы сделать глоток, а там оказалось пусто. Она не могла прервать речь и показывала глазами, что мол в бутылке ничего нет, но никто не отреагировал. Я понял, что она хочет пить, взял с другого стола воду и отдал ей. Она на меня посмотрела, заулыбалась, поблагодарила и продолжила свою речь. Так что, можно сказать, русский фотограф не дал умереть от жажды бывшему кандидату в президенты.

А Дональд Трамп лично пригласил меня сфотографировать его с известным боксером Николаем Валуевым на их приват встрече в Waldorf Astoria, в этом отеле останавливаются все короли и президенты. Мы были на завтраке вчетвером, был еще приглашен посол РФ. Трамп очень интересуется боксом и планировал тогда какие-то грандиозные спортивные мероприятия. Моя задача была заснять их во время переговоров, так, чтобы они не позировали, а как бы забыли о камере. Получились интересные фотографии. В русском посольстве снимал бывшего госсекретаря Генри Киссинджера. Не поленился, взял пленочный фотоаппарат, — а там другое качество, другая зернистость. Когда отдал ему фотографии, он был поражен, черно-белые фото смотрятся, как кадры из фильма.

— У вас есть какие-то свои фирменные места? И если честно, кого больше любите снимать, звезд или простых людей?

— Одно издательство попросило меня сделать снимки для календарей, я стал искать интересные места. Потратил кучу времени на поиски, и вдруг посмотрел на Манхэттен совершенно другими глазами, просто влюбился в него. Нашел свои фирменные места, вычислил интересные ракурсы, виды из окон, виды с крыш билдингов. И когда, например, во время свадебной фотоссесии мне говорят: "Снимите нас, пожалуйста, на пляже", я отвечаю: "На пляже вы можете сняться у себя в Костроме, а вы все-таки в Нью-Йорке, давайте сниматься на фоне мегаполиса. Предложу вам уникальные объекты".

С гордостью могу сказать, что делаю такие свадебные романтические фотографии, которые никто не повторит, чтобы найти такой ракурс, надо годами изучать город. Кстати, пусть вам не покажется странным, я очень люблю снимать свадьбы. И когда меня приглашают снимать свадьбы и ставят перед выбором — снимать американскую свадьбу или русскую, я, конечно, предпочту снимать русскую. Объясню, почему. Американские свадьбы, в основном — это очень простые и аскетичные мероприятия, там скромная кухня, мало веселья. У американцев все очень красиво, стильно, невеста и жених в дизайнерских нарядах, гости одеты великолепно. Но если честно, скучно… Русские свадьбы более помпезные, многолюдные, всегда полно разношерстных гостей, за которыми любопытно наблюдать. Если русские гуляют, то угощение от души. Русские свадьбы всегда хлебосольные. Столы ломятся от разных блюд, выпивка на любой вкус, живая музыка, кабаре, куча вокалистов, цветы, украшения, красота такая, что невозможно оторваться. И когда американцы попадают на русскую свадьбу, то в конце они говорят, что это самая лучшая свадьба в их жизни. Если русские устраивают праздник — это настоящий праздник, на котором все отрываются. У американцев все очень сдержанно, нет такого размаха и безудержного веселья, как у наших.

Фотографии на наших свадьбах получаются очень динамичные. А я "охотник" только за живым снимком. И бывает такое, что когда прихожу снимать элитные пати, то сразу вижу, что будет скучно, пресно, глаз ничего не зацепит. Я не могу работать, когда мне самому не нравится, начинаю давать команду: переместить ди-джея в центр, переставить мебель, добавить рисующего света, убрать все, что мешает чистому кадру. Ко мне прислушиваются, потому что знают, что я гарантирую качество. И отвечая на вопрос, кого больше люблю снимать, простых людей или знаменитостей, если честно, предпочту простых.

Я люблю и уважаю звезд, но их уже столько раз снимали, они столько уже раз позировали, что я не сделаю открытий своими снимками. А я люблю неожиданные фотографии. Там, где хлещут эмоции: боль, радость, испуг, восторг, то, что больше не повторится. Только тогда я считаю это удачным снимком.

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Последние материалы