Почему случаются убийства в "благополучных" семьях?

"Благополучные" семьи: любовь до гроба

В новостных лентах нередко появляются сообщения о преступниках, убивших своих жен и детей и покончивших с собой. Среди них вполне благополучные мужчины из разных социальных слоев. Подобные трагедии происходят как за рубежом, так и у нас в России. Можно ли говорить о некоем мировом кризисе семьи, об очередной примете гибели "ячейки общества"?

Несколько дней назад в США произошла трагедия — 33-летний Келли Томпсон застрелил жену и двоих детей, а при виде полицейских совершил самоубийство. Ведется следствие, но мотивов пока не нашли. У Томпсонов не было финансовых проблем, соседи не замечали ссор и скандалов, а самого Келли, работавшего водителем грузовика, окружающие считали хорошим человеком. Единственное "пятно" семейной истории — щенок, которого по непонятой причине изъяла у Томпсонов служба по контролю над домашними животными, но вряд ли исчезновение питомца могло привести к последующим событиям.

Читайте также: Тульская бойня: версии и подробности

В июньском случае с 44-летним Кристофером Мойером, который убил спящих жену и сына, затем сообщил о преступлении в полицию и бросился под поезд, следствие выдвинуло в качестве мотива — деньги, точнее, их отсутствие. Дом Мойеров годом ранее арестовали за долги, и финансовое положение семьи все ухудшалось. Моейеров, как и Томпсонов, соседи тоже называли приветливыми, и они тоже производили на окружающих благоприятное впечатление.

Формально причиной жестоких преступлений часто становится ревность. Массовые убийства членов семьи и родственников неоднократно совершались под угрозой предстоящего развода. Во Флориде пару лет назад мужчина убил жену, дочь, жениха дочери и его бабушку, поджег свой дом и покончил с собой. Знакомые сообщили полиции, что жена собиралась уйти от него. Накануне судебных слушаний о разводе расстрелял жену, ребенка и родственников Кевин Гарднер из Алабамы — и тоже совершил самоубийство.

Читайте также: Жестокое убийство ради вечеринки

В России в Волгоградской области этой зимой 44-летний Иван Сиволобов неожиданно решил, что жена родила дочь не от него, убил обеих и повесился. А москвич Федор Гонта зарезал двух спящих дочерей после ссоры с супругой и выбросился из окна. Жену он тоже ударил ножом, но женщина выжила. Родственники говорили следствию о ревности, но в то же время отмечали любовь Федора к семье, к обеим дочерям. Реальные мотивы остались загадкой — самоубийца не оставил записки.

Это, кстати, объединяет все подобные трагедии — никаких объяснений. Преступники спешат умереть следом за жертвами, оставляя полицию, родственников, друзей и знакомых в недоумении о причинах и мотивах. Детали, "выплывающие" после, — гадание на кофейной гуще. Десятки тысяч людей в разных странах сталкиваются с финансовыми трудностями и проходят через развод, но лишь единицы берут в руки оружие и убивают собственных детей.

Когда 43-летний Крис Бенуа, один из лучших рестлеров в мире, на пике славы убил свою семью и повесился, то говорили о воздействии анаболиков, вызывающих вспышки агрессии. На психическое заболевание, вызванное специфической работой с заключенными, ссылались и в случае со священником из Ростова-на-Дону, который в 1999 году убил жену и восьмилетнего ребенка, а потом застрелился сам. И опять — все характеристики преступника положительные, уверяли даже, что он очень любил домочадцев, был прекрасным мужем и отцом. До "часа икс".

Читайте также: Проблема отцов и детей решается кардинально

Большинство мужчин, уничтоживших собственные семьи, не имели криминального прошлого, считались вполне адекватными, благополучными — в общем, никто и представить себе не мог. Даже оружие, из которого они расстреливали детей, покупалось на законных основаниях, то есть о наркомании, алкоголизме и психических расстройствах речь не идет.

В 2004 году одно из самых загадочных, с точки зрения мотива, преступлений произошло в Ивановской области. 44-летний мужчина из охотничьей двустволки убил всю семью, а потом принялся за домашних животных и птиц. Только покончив с собакой, кошкой и курами, он позвонил брату, сообщил о случившемся — и застрелился. Правоохранительные органы так и не сумели найти объяснения случившемуся — в отличие от американских случаев, долгов у мужчины не было, развод ему не грозил, анаболики он не употреблял, психиатра не посещал. Вечером супруги спокойно легли в постель, а с утра пораньше муж уже зарядил ружье.

Возможно, удастся узнать, что движет этими людьми, когда состоится суд над жителем Нижней Туры, который недавно застрелил четырех человек, в том числе жену и сына. Потом он пытался покончить с собой, но неудачно.

О возможных причинах такого поведения говорит психолог Варвара Попова: "Естественно, каждый случай надо разбирать отдельно, свою роль могут играть и алкоголь, и наркотики, и душевные болезни, и так далее. Но и общее у всех этих убийц есть — кризисный возраст — возраст, когда идет переоценка ценностей. И если уровень жизни не соответствует амбициям мужчины либо амбициям членов его семьи — начинаются проблемы. Развод — выход далеко не для всех, есть и внешние запреты, например религиозные, и внутренние.

Прессинг чем-то недовольных родственников с годами усиливается. Пожалуй, каждому знакомы выпады а-ля "ну и что это у тебя за работа такая" или "ты не в состоянии содержать семью". Близкие прекрасно знают наши "болевые точки" и умеют четко и быстро попадать именно в них в самые сложные моменты жизни. И вот человека не уважают его мать, жена, теща, естественно, следом и от детей не приходится ждать уважения. Когда самые родные люди его в грош не ставят, возможно, еще и на работе проблемы или просто нет никаких перспектив, нет надежды на удовлетворение амбиций — к кому идти? И деться человеку некуда, он доведен до отчаяния, а ситуация не меняется, только усугубляется. Так и происходит взрыв.

Читайте также: Я тебе не папа? Тогда ты - труп

Я бы не сказала, что это кризис семьи — это кризис общества в целом, когда человек никем и никак не защищен, ему негде искать поддержки. Если даже у жены и детей он поддержки не находит, то начинает постепенно воспринимать семью как еще один источник проблем. Причем как тот источник, от которого проще всего избавиться. От общества или от государственных структур избавиться не получится, и агрессия находит выход именно в семье.

А когда аффект проходит (подобные вещи всегда совершаются именно в состоянии аффекта), то приходят понимание и страх, и "пуля в лоб" кажется единственным верным поступком. Жить с мыслью, что ты — убийца собственных детей, родителей, супруга, невозможно. Либо это путь в серийные маньяки. Совершенно интернациональная ситуация под названием "нечего терять".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить