Тайны Божьих кастратов (они не могли производить потомство, но любовниками были идеальными)

Ни один из современных контр-теноров не может даже попытаться соперничать с соловьем, подобно тому, как это делал Фаринелли в арии из оперы Иомелли "Соловей"
Последний из них умер в 1922 году, но многие исполнители вернулись к репертуару Фаринелли, не потеряв при этом своих репродуктивных способностей.

Вмешательство в половые функции организма никогда не было настолько уж значимой преградой для кастратов прошлых веков, несмотря на все существующие на эту тему легенды и естественную брезгливость, которую вызывает мужская неполноценность. Кастраты не были способны воспроизводить потомство, но могли вступать в сексуальные отношения. И действительно, сам Карло Броски, прозванный Фаринелли, присутствует в воспоминаниях Джакомо Казановы в качестве одного из довольно известных любовников

О туманном происхождении Фаринелли (Farinelli) не вспоминают на кухнях итальянских крестьян. Причем, старое значение слова "кастрат" - голос ребенка в теле взрослого — уже не имеет ничего общего с сочным блюдом, которое обычно готовят зимой: тушеной бараниной (бараны, пригодные для этого блюда обычно лишаются своего мужского достоинства — прим. пер.).

И все же, факт этого вырождения не говорит нам о том, что память о кастратах полностью растворилась в гастрономических пристрастиях неотесанных невежд. Любители барочной музыки, например, систематически обращались к репертуару, принесшему славу Фаринелли. Иногда эти произведения воспринимались как ключ, дававший доступ к удивительному музыкальному наследию, находившемуся в состоянии каталепсии. А иногда возвращение к репертуару Фаринелли были знаком уважения и преклонения перед самым знаменитым оперным певцом XVIII-го столетия.

Истины ради, стоит сказать, что стремление к исторической точности не привело к тому, что пению обучали только тех, кто добровольно дал себя кастрировать. Напротив, сегодня вокальные пируэты старых кастратов живут в репертуаре целого ряда контр-теноров и сопрано, репродуктивные органы которых остались нетронутыми.

Вмешательство в половые функции организма никогда не было настолько уж значимой преградой для кастратов прошлых веков, несмотря на все существующие на эту тему легенды и естественную брезгливость, которую вызывает мужская неполноценность. Кастраты не были способны воспроизводить потомство (impotenza generandi), но могли вступать в сексуальные отношения. И действительно, сам Карло Броски (Carlo Broschi), прозванный Фаринелли, присутствует в воспоминаниях Джакомо Казановы (Giacomo Casanova) в качестве одного из довольно известных любовников. "Хотя он и не был очень расточителен" на ласки и предпочитал растворяться в простынях какого-нибудь скрытого от любопытных взглядов ложа.

Папское распоряжение

Фильм Жерара Корбье (Gerard Corbiau, режиссер фильма "Фаринелли-кастрат" - прим. пер.) воздавал должное славе Фаринелли спустя почти 200 лет после его смерти, но поколение кастратов официально существовало до 1903 года, когда Папа Римский Пий Х, motuo propio (по собственному побуждению), принял решение об упразднении практики кастрации, посчитав ее отвратительным обычаем, идущим против природы человека. (В фильме Корбье голос Фаринелли воссоздали смешением двух голосов: контр-тенора Дерека Ли Реджина (Derek Lee Ragin) и сопрано Эвы Маллас-Годлевска (Ewa Mallas Godlewska). Однородность звучания была достигнута при помощи цифровых методов. Этот процесс длился 17 месяцев).

Семьи бедняков незамедлительно почувствовали на себе последствия указа папы, потому как многие из них жили на дотации Церкви, пожертвовав ей одного из своих отпрысков мужского пола, имевшего певческий дар. В самом Ватикане был своего рода отряд священников и кастраторов, находившихся на службе у Сикстинской Капеллы, где и появился на свет божественный голос Алессандро Морески (Alessandro Moreschi, 1853-1922).

Последний кастрат родился в Монтекомпатри (Лацио), ему дали имя Л'анджело ди Рома (Римский ангел); и он даже успел оставить после себя записи 17 исполненных им музыкальных произведений, сделанные на старинных восковых цилиндрах. Изысканная дискография находится в распоряжении звукозаписывающего лейбла Pearl/Opal, но она разочарует тех, кто надеется услышать великого кастрата, прежде всего потому, что голос звучит тоскливо, печально, слишком раздражительно для нашего, современного, уха.

Ничего общего с лечебными свойствами рулад, которые выводил Фаринелли, струнами, "всегда звучащими как кифареда Орфея", как гласит первая официальная биография певца, написанная в 1784 году. Не даром ведь Филипп V (Felipe V) каждый вечер приглашал кастрата в свои покои в Паласио Реал (Королевском Дворце), потому как пение его было единственным способом излечиться от меланхолии. Четыре арии, всегда одни и те же, каждый день в течение девяти лет.

Благодаря усердным стараниям музыковедов и исполнителей музыки эпохи барокко сегодня воссоздана опера, существовавшая в XVIII-ом веке, ее можно было бы сравнить с маленькими Помпеями, вписанными в пентаграмму. Рано или поздно должно было произойти рождение нового поколения кастратов, среди которого найдется какой-нибудь наследник, способный занять трон Фаринелли.

Так вот, Карло Броски превосходит своих современных эпигонов, потому как природа звука, который он мог издавать, была иной. У кастратов звук шел из нижнего отдела диафрагмы, так, как это обычно происходит у всех современных оперных певцов, в то время как сегодняшние контр-теноры придумали новую технику, при которой голос идет сверху, от фальцета (вибрации внешних связок гортани).

По сути дела речь идет о проблеме физиологического развития, которое невозможно обмануть. Кастрация останавливала формирование голосовых связок на ранней ступени развития (в детстве), но грудная клетка при этом продолжала расти как у нормального взрослого. Так что воздуха в легких кастратов было столько, что певцы могли держать одну ноту часами, так как это часто делал маэстро Фаринелли во время своих грандиозных выступлений.

Другими словами, Броски прибегал к тесситуре естественно, спонтанно, в то время как современные исполнители, делают это резко и могут придерживаться лишь монотонной линии пения. Кроме того, их почти всегда подводит назальная и не достаточно внятная эмиссия.

Ни один из современных контр-теноров не может даже попытаться соперничать с соловьем, подобно тому, как это делал Фаринелли в той арии из оперы Иомелли "Соловей", который, полюбив, пел свою песню, в то время как зрители растворялись в ложе бенуара или своими возгласами приветствовали певца как матадора на корриде.

Случай Манзотти

Анджело Манзотти (Angelo Manzotti), похоже, одержим идеей стать реинкарнацией Фаринелли, не потеряв при этом репродуктивных способностей. Речь идет не об обычном контр-теноре, а о мужском сопрано. Дело в том, что ему удалось приспособить свою мужскую гортань к тому, что звуки, издаваемые им соответствуют сопрано. Это стало возможно, благодаря особой методике, объяснять которую мы не будем, потому как для этого необходимы специальные знания врача-оториноляринголога.

"Таким образом, — объясняет Манзотти, уточняя некоторые нюансы, — тесситура очень похожа на тесситуру кастрата, голос имеет оттенок, отличный от женского, потому как я продолжаю оставаться мужчиной и могу использовать преимущества моей грудной клетки, чтобы послать звук".

Творчество этого певца привело к тому, что на нескольких звукозаписывающих лейблах второй категории была создана довольно внушительная дискография. Анджело Манзотти прибегает к наследию Фаринелли: он без страха обращается даже к таким малоизвестным операм, как "Меропа" Николло Иомелли и "Артаксеркс" Хассе (Hasse) и не опасается исполнять арии, принесшие славу Божьему кастрату.

Рубен Амон / Ruben Amon ("El Mundo", Испания)

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить