Разыскивается ангел в форме офицера

Весной 1945 года чешской еврейке Зденке Фантловой исполнилось 23 года. Весила она 34 килограмма и, как сама теперь вспоминает, была похожа на скелет, а не на девушку. Впрочем, когда в середине апреля в концлагерь Берген-Бельзен на северо-западе Германии вошли солдаты британской армии, все выжившие узники с виду мало отличались от умерших.

Более 35 тысяч человек здесь скончались от тифа за несколько месяцев до освобождения. Эпидемия приобрела такие масштабы, что немецкое командование решило добровольно сдать лагерь войскам союзников. Зденка тоже болела и практически не могла передвигаться. Собрав волю в кулак, из последних сил она ползла к посту Красного креста на территории лагеря. Не сумев дотянуться до дверной ручки, девушка потеряла сознание и осталась лежать у входа. Даже очнувшись, она не смогла встать и поняла, что умирает. Внезапно рядом раздались шаги. Британский офицер разглядел ее в темноте и зажег фонарь над дверью. "Что вы здесь делаете? — спросил он. — Вам нужно вернуться в свой блок. Когда придет ваша очередь, мы вас эвакуируем".

"Если меня эвакуируют, я умру. Оставьте меня здесь — и спасете мне жизнь, — шептала Зденка. — Но если вы не можете, я не стану упрашивать. Пристрелите меня, это будет быстрее и проще". Английский язык она выучила еще перед войной вместе со своим двоюродным братом, который привил ей любовь к песням из фильмов Фреда Астера.

Британец стоял и слушал ее. Сначала его лицо было непроницаемым, похожим на маску, а потом изменилось и ожило. Только тогда Зденка поняла, что он совсем молодой, ненамного старше ее самой. "Хорошо, вы останетесь здесь, — сказал офицер. — Завтра я за вами вернусь". Девушка, изнывающая от жара и жажды, попросила пить, и он принес ей кувшин с водой, которая показалась ей пьянящей, как шампанское. Она выпила все до дна и закрыла глаза.

На следующее утро военный вернулся с санитаром. В фургоне, в котором они приехали, Зденка увидела несколько носилок и поняла, что он предназначен для эвакуации узников. Но британский офицер помнил о своем обещании. Он выгрузил из машины все носилки, кроме одних, велел девушке снять грязную, кишащую паразитами одежду и завернул ее в чистую простыню. Водитель-санитар доставил ее в бергенскую больницу и передал на попечение врачей. Из тех узников, которые остались ждать эвакуации, 13 тысяч умерли.

Читайте также: Кому "неудобна" правда об Освенциме?

Фото: AP

Зденка не сомневается в том, что какое-то шестое чувство подсказало ей тогда выбраться из барака и попросить британского офицера о помощи. Из своего родного города Рокицани, расположенного в 80 километрах от Праги, она была единственной еврейкой, пережившей войну. Теперь она хочет отыскать человека, которому обязана жизнью. Возможно, это был студент-медик или сотрудник британского медицинского корпуса — один из сотни мужчин, присланных на эвакуацию Берген-Бельзена. Фантлова посвятила ему свою автобиографическую книгу, но он так и не отозвался. "В моих воспоминаниях он похож на ангела, — говорит она. — Если мне не удастся его найти, он никогда не узнает, насколько я ему благодарна".

Ей недавно исполнилось 88 лет. Но ни возраст, ни страшные испытания военных лет практически не отразились на облике этой удивительной женщины. Она не пьет и не курит, регулярно занимается гимнастикой в спортивном клубе и разъезжает по всему миру, читая в университетах лекции о Холокосте. "Он не был стихийным бедствием. Его спровоцировали люди, а люди не меняются, — говорит Зденка. — И если такое случилось однажды, то может произойти снова".

Два года назад Фантлова была приглашена на прием в Виндзорский замок по случаю годовщины освобождения Берген-Бельзена и рассказала историю своей жизни самой королеве.

…Зденка родилась 28 марта 1922 года. Вскоре мать умерла от заражения крови, а отец женился на другой. В 1939 году его арестовали по доносу осведомителя — за то, что якобы слушал запрещенные радиопередачи ВВС, — и больше Зденка его не видела. Уже потом она выяснила, что ее отца отправили в Бухенвальд, затем судили и приговорили к 12-летнему тюремному сроку как политического преступника, но он умер на пути в Аушвиц.

Оставшись без отцовской поддержки, Зденка влюбилась в беженца-еврея по имени Арно, который был на пять лет старше ее. Но их роман был обречен. В середине января 1942 года всю семью молодого человека отправили в гетто Терезин, а несколько дней спустя туда же увезли Зденку с братом, сводной сестрой и мачехой. Влюбленные вновь встретились и обменялись оловянными кольцами в знак помолвки, а потом Арно перевели в польский лагерь Травники, где он был убит.

Фантловы оставались в Терезине еще два года. В сентябре 1944-го брата Зденки отправили в Гливице на строительство военного завода. Он пытался бежать оттуда и был застрелен охраной, а его родственниц перевели в Аушвиц-Биркенау. Когда они сошли с поезда, эсесовцы разделили их на две группы. Мачеха Зденки сразу попала в газовую камеру, а девушкам обрили головы и отобрали все личные вещи. Подаренное любимым кольцо Зденка спрятала во рту под языком. Она хранит его по сей день.

Фото: AP

"Я не могла с ним расстаться, это значило бы предать Арно и нашу любовь. Я понимала, что если его найдут, то меня, скорее всего, просто убьют на месте за неповиновение. Но мне было все равно. Потеря самых близких людей, потеря жизни… Какая, в конце концов, может быть разница. И я рискнула", — рассказывает Фантлова. Ей повезло: когда охранник запустил руку ей в волосы, чтобы проверить, не спрятала ли она там что-нибудь, вошел командир и приказал поторопиться.

Девушки провели в лагере несколько месяцев и вместе с тысячей других молодых женщин рыли траншеи. Как-то ночью сводная сестра призналась Зденке, что ждет ребенка, но они решили скрыть это от охраны. От кого Лидия забеременела, она так и не узнала. В декабре 1944 года их обеих отправили в концлагерь Гросс-Розен — 450 километров пешком. На путь ушло две недели, по дороге четыреста узниц умерли, но сестры умудрились выжить. Из Розена их с оставшимися спутницами на поезде перевезли в австрийский Маутхаузен, а оттуда — в Берген-Бельзен.

К тому моменту, когда этот концлагерь был передан британцам, в живых остались только семнадцать из той тысячи женщин. Лидия умерла от выкидыша несколькими днями ранее. Ей было всего 17 лет. "В Берген-Бельзене нас было около шестидесяти тысяч. К приходу союзников лагерь напоминал мертвецкую, 15 тысяч трупов валялись на земле. Не было ни крупинки пищи, ни капли воды, зато был сыпной тиф. Никто ни о ком не заботился. Нас бросили умирать, — рассказывает Фантлова. — Рядом была такая красивая березовая роща, и под деревьями тела, сваленные в кучи, как мусор. В бараках прямо на бетонном полу, теснясь, лежали больные. Половина из них были уже мертвы, остальные выглядели мертвыми, но все еще дышали".

"Холод, голод и жажда — вот три самых страшных врага. Можно немножко согреться, если обхватить себя руками и спрятать ладони подмышками или собраться всем вместе, прижаться потеснее друг к другу и так стоять, пока хватит сил. Без пищи можно жить долго, очень долго. Даже разговор о еде отчасти ее заменяет. Но вот вода — это сама жизнь, без нее мозг перестает работать. Организм сам настраивается на выживание. Пропадают все эмоции, на этом экономится много энергии. Нет печали, нет слез, никакого смеха, даже страха нет, да и надежды тоже. Вы просто перестаете чувствовать", — говорит Зденка.

Читайте также: Найдены уникальные документы о семье Анны Франк

После войны она уехала в Швецию, где работала в хлебопекарне, потом устроилась служащей в чешское посольство и через некоторое время эмигрировала в Австралию. Там Зденка познакомилась со своим будущим мужем — немецким евреем Чарльзом Эрлихом. Они поженились в сентябре 1950 года и прожили в Австралии еще двадцать лет, после чего перебрались в Лондон. Чарльз не дожил одного года до их золотой свадьбы.

"Когда меня пересылали из лагеря в лагерь, я боролась за свою жизнь как сумасшедшая. Я хотела выжить и воссоединиться с семьей, выйти замуж за Арно. Подаренное им кольцо стало для меня символом любви и надежды, — говорит Зденка. — Я ведь тогда не знала, что все мои близкие люди — мертвы. Узнав, я решила, что моя жизнь утратила всякий смысл. Но она продолжалась. И на мою долю выпало еще много-много счастья. Все-таки у судьбы есть воля. Даже когда мы отчаиваемся, перед нами всегда остается путь вперед. Надо об этом помнить".

Читайте самые свежие новости на главной странице

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить