Как спасти ребенка от одиночества

До года-двух мир ребенка ограничивается семьей. Но вот он впервые попадает в детский коллектив. Казалось бы, малыш должен легко найти общий язык со своими сверстниками. Ан нет - игра заканчивается ссорой и слезами, либо дети вообще отказываются вступать в контакт… В чем тут дело и как изменить ситуацию?

По мнению педагогов и психологов, современные дети просто не умеют играть вместе. Нынешние детишки – более домашние, они постоянно находятся под контролем взрослых. Это понятно: отпускать в наше время ребенка куда-то одного небезопасно. Вот и ходит малыш под ручку с мамой или вовсе сидит дома.

Ребенок может быть асом в развивающих играх, уверенно владеть компьютером, но при этом совершенно не уметь строить отношения с ровесниками, придумывать коллективные игры. А ведь это необходимо! Методист отдела сопровождения инноваций и педагогического эксперимента МОУ ДПО «Центр развития образования» (г. Самара) О.Г. Чеховских констатирует:

«Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника — игровая и познавательная. А между тем именно в игре ребенок активно познает мир, который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению, взаимодействию с окружающими людьми».

Ребенок может привыкнуть играть под контролем взрослых. Они умнее его, поэтому направляют, корректируют его поведение, советуют, как поступать в тех или иных игровых ситуациях. Кроме того, со взрослыми ребенок не слишком искренен: если он плохо себя ведет, его ругают. Постепенно он привыкает вести себя вежливо, говорить спокойным голосом, проявлять меньше эмоций…

Игры с другими детьми эмоционально окрашены, отсутствие надзора со стороны взрослых дает простор для самостоятельности, для фантазий. Таким образом, ребенок развивается, учится общаться на равных. Если к двум годам такого опыта нет, то в дальнейшем ему будет трудно привыкнуть к коллективной деятельности.

См. по теме: Как подготовить ребенка к детскому саду?

«Именно сверстник нужен ребенку как предмет эмоциональной или деловой оценки, для самовыражения, управления другими, - говорит психолог. - А при общении с взрослыми у ребенка вырабатываются другие умения: говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания».

Родители и воспитатели нередко жалуются на то, что дети не умеют объединяться в группы для игры, ждут инициативы от взрослых. А виноваты-то мы сами!

«Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество», - комментирует Чеховских.

Раньше дети перенимали игровые традиции у более старших по возрасту, разновозрастные дворовые компании были не редкостью. Сейчас в большинстве случаев родители не поощряют игры детей со старшими, опасаясь, что те научат их чему-то дурному. Результат соответственный.

Что же предпринять, чтобы адаптировать ребенка к детскому коллективу?

Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он с самого раннего детства привыкает играть с куклами или другими игрушками без вашего корректирующего участия.

См. по теме: Чтобы ребенок был сам с усам

Как можно раньше познакомьте вашего ребенка с другими детьми. Если даже он не ходит в ясли или детский сад, вы наверняка сможете найти ему товарищей по играм во дворе или на детской площадке. Попробуйте подружиться с соседями, у которых есть дети такого же возраста. Почаще приглашайте их в гости вместе с детьми.

Если ваш ребенок слишком робкий и стесняется сам заговаривать с другими детьми, вы можете ему помочь. В его присутствии подойдите к другому ребенку и спросите, как его зовут, поинтересуйтесь, во что тот играет…

Скорее всего, после этого чужой ребенок примет вашего в игру. Так же можно поступать и с группой детей. Обычно они из вежливости доброжелательны к новичку, если рядом находится кто-то из взрослых. А в процессе игры притрутся друг к другу.

Научите своего ребенка ладить с другими детьми - уступать в игре, делиться в случае необходимости сладостями, игрушками и т.д. Это залог успешного общения.

Без крайней необходимости не вмешивайтесь в игру, если вашего ребенка обижают или он кого-то. Делайте это лишь, когда ситуация стала критической. Впоследствии вы сможете устроить «разбор полетов» наедине.

Читайте все новости раздела

Обсудить