Единственный частный самолет на русском Севере может больше не взлететь

Владелец единственного в Поморье частного летательного аппарата Виктор Белухин дошел до “штопора” -- если срочно не вмешается губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов, то его ЯК-18Т, гордость региона, придется продать… Сами понимаете, покупателей много. В столицах, Москве и Питере, эскадрильи “частных” летчиков прирастают год от года. А в целом регионе, равном по площади трем Франциям, он остался единственным “независимым” пилотом. Впрочем, почему остался? Он и был один, других не замечено...

 Как на Севере подняться малой авиации? Ответа не знает даже он сам, единственный законный самолетовладелец в Архангельской области. Об этом воздушном судне и его хозяине ровно десять лет назад восторженно писали все газеты — и “Северный рабочий”, и областные, и центральные, и даже иностранные. В 1991 году в составе группы русских частных пилотов Виктор Белухин из Северодвинска и Сергей Корнилов из Каргополя, на своем легком пятиместном самолете ЯК-18Т совершили трансконтинентальный перелет “Россия — Австралия — Россия”, установив мировой рекорд дальности для машин подобного класса.

 Пролетев почти 56 тысяч километров (из них 10 тысяч — над морями) через Китай, Вьетнам, Таиланд, Сингапур и Индонезию, облетев вокруг Австралии, семь “Яков” и АН-2 вернулись домой без единой поломки. Кстати, нашей авиатехнике, даже не новой, тогда была сделана великолепная реклама на весь мир!

 Между прочим, “белухинский” ЯК-18Т был куплен за 600 рублей в 1990 году на аэродроме летного училища в Сасово под Рязанью. Деньги по тем временам не такие уж и большие. Всего энтузиасты летного дела со всего СССР (да-да, тогда у нас еще была другая страна!) купили… точнее, “спасли от уничтожения” (так говорит сейчас пилот Белухин), около сотни ЯКов, использовавшихся в училище для полетной отработки курсантов-пилотов. Две сотни остальных самолетов пошли под нож бульдозера. А вся “малая авиационная промышленность” – под пресс “товарища перестройки”, которой некогда было разбираться с мелочами вроде легких самолетов…

 Вернувшись из рекордного “австралийского” полета, наши пилоты летали на этом “ЯКе” по области и за ее пределами, в 1997 году сделали текущий ремонт со сменой двигателя на заводе в Смоленске. На днях я позвонил Виктору Белухину, предложил встретиться, поговорить о судьбе знаменитой машины. Согласился он неохотно. И отвечал на мои вопросы с нескрываемой болью за русскую малую авиацию:

 — В России за последние 10 лет появилось не больше двух сотен владельцев частных самолетов легкой авиации. И это на нашу огромную страну! Для сравнения: в одном австралийском Сиднее их около трех тысяч. За рубежом почти 60 процентов всех видов работ по патрулированию лесов и береговой черты, спасению, перевозкам пассажиров и грузов выполняется именно легкими самолетами и вертолетами. Там деньги считать умеют... Возьмите, к примеру, лесопатрулирование. При высокой скорости (около 300 километров в час) и расходе топлива в 40—45 литров в час — у АН-2 он аж 150 литров, Як-18Т успевает облететь в два раза большую территорию, чем АН-2. Он в три раза экономичнее! А у нас на Севере именно АН-2 для этого используется. Не говорю уже о стоимости одного часа работы вертолета Ми-8. А ведь идеальный вариант, когда АН-2 с командой пожарных или спасателей ждет на земле и вылетает только по сигналу летчика-наблюдателя с ЯКа! Еще пример рентабельного использования малой авиации на Севере: перевозки пассажиров в Петрозаводск, Лешуконье, на Соловки и т.д. “Як” домчит туда людей быстро, не нужно гонять, скажем, тот же АН-2 из-за нескольких пассажиров. Но... у нас, на Севере, по-видимому, деньги считать не умеют. Вот в столице умеют, там малая авиация хоть как-то и развивается!

 Самым добрым словом вспомнил северодвинский пилот тех, без чьей помощи его “Як” давно пришел бы в негодность — руководство аэропорта “Васьково”, “Архангельских воздушных линий”. Особо благодарил командира Архангельского учебно-тренировочного центра М. Добросоцких, совместно с которым Виктор создал учебно-методический класс. Обучены преподаватели, пилоты-инструкторы, техники, получена лицензия на обучение пилотов-любителей с 16 лет. Сделано все для создания настоящего аэроклуба. Но...

 Рекордный Як-18Т, соскучившийся по небу, так пока и стоит в ангаре в Талагах, летает не часто. Авиабензин подорожал, машине требуется уход. Трудно назвать должностных лиц на всех ступенях власти, к которым не обращался бы Виктор. Все кивали головами, цокали языками, желали покататься в небесах, а что до дела... Браться за использование малой авиации на Севере никто не рвется. Забывая, что именна малая авиация — это отличный бизнес. Взять, к примеру, “Газели”, которые успешно заполнили пустующую нишу в “малых” пассажироперевозках. Сейчас без “Пони-Экспресс” дорогу в Архангельск представить невозможно... Деньги, что ли, у области лишние? Кстати, к губернатору Архангельской области пилот-энтузиаст не может пробиться уже года два.

 Лишь пару дней назад появилася проблеск надежды: депутат областного собрания Михаил Гмырин, вникнув в проблему, обещал помочь Виктору в организации личной встречи с губернатором А.А. Ефремовым и спикером поморского парламента В.С. Фортыгиным. Ну что ж, будем надеяться...

 Специально фотографироваться Виктор наотрез отказался даже для публикации на нашем сайте (а "Правду.Ру" пилот от души уважает!) Дело в том, что есть у пилотов такая примета: не сниматься, пока с техникой не все ладно. И подарил для "Правды.Ру" снимок 10-летней давности: его самолет в далекой гостеприимной Австралии. Уж там-то малую авиацию уважаю, а?

 

  Андрей МИХАЙЛОВ,

 Специально для "Правды.Ру",

 Северодвинск

 

  На снимке: звездный час поморского Як-18Т в далекой Австралии (крайний слева — В. Белухин)

  Фото из архива В. Белухина

Обсудить