Энергия древнего Теотиуакана, Какакстлы и Чолулы

B Мексике существует своеобразное средство от недостачи энергии и жизненных сил: Пирамида Солнца в древнем, обкусанном ветрами, высушенном жарой и пропитанном рыжей пылью Городе Богов, Теотиуакане, располагающемся недалеко от столицы. И есть особый день, 21 марта, День Весеннего Равноденствия, - Праздник Прихода Весны, а ритуальные площадки и пирамиды служат местом рандеву Весны и многотысячной массы паломников. Бытует мнение-предание, что древние жители Мексики строили свои пирамиды в специально вычисленных местах, наиболее благоприятных для отправления религиозных церемоний. Свидетельством тому могут служить многочисленные археологические находки, когда выяснялось, что найденная пирамида являлась лишь верхушкой, более современной надстройкой над ещё более древними ярусами культового сооружения. Непосвящённым могло бы показаться кощунством такое вроде бы пренебрежительное отношение индейских народов к достижениям предков, но существует версия, объясняющая подобные надстройки избранностью, вычисленностью наиболее благоприятного места для культовых служений. Среди современных мексиканцев бытует также мнение, что четырёхгранная форма пирамид служит своеобразным аккумулятором положительной космической энергии. Так почему бы не прибегнуть к её целительным свойствам? Почему не прислониться к многовековому камню, что был обтёсан и уложен здесь задолго до возникновения империи ацтеков?.. И прибегают к свойствам, и прислоняются к камню тысячи и тысячи облачённых в белое паломников и любопытных туристов.

С самого утра на подъездах к Теотиуакану выстраиваются нескончаемые ряды уличных торговцев: клеёнчатые навесы, тенты, обширные парасоли, разнообразнейшие кепи и сомбрэро, просто пластмассовые козырьки и украшающие ленты, - зелёные, белые и красные – цвета мексиканского государственного флага, кои, впрочем, предназначены также и для продажи; ярусом ниже – море-окиян занятнейших и пестрейших сувениров из природного камня и даже просто стекла; чёрный оникс, а также серый, розовый и желтоватый приобретают формы обязательных пирамид, увесистых шаров, разнообразнейших шкатулок, пепельниц, подставок для авторучек, салфетниц, отрядов слонов, пантер и черепах, а также досок для шахмат и китайских шашек, а уж всяческим бусам, серьгам и чёткам из крашеного оникса и вовсе числа нет. Богато представлена глиняная керамика на манер древних индейских статуэток, масок, флейт, сосудов, ваз и просто столовых сервизов. На поролоновых прямоугольниках бледно посверкивает вездесущее серебро, а рядом, на деревянных перекладинках кучкуются ремесленные украшения из кожи, бусинок, гладких круглых семян «оленьего глаза» величиной с крупную монету, которые, будучи вставлены в детские браслетики вместе с миниатюрной «рукой» из красной пластмассы или камня и сжатой в кулак, призваны беречь младенцев от сглаза. А изделия из кожи! Толстенные ремни, сумы, портфели, шляпы, сандалии-«уарачес», кошельки и портмоне кремового, натурального цвета, привлекают взгляд своей тяжеловесной солидностью и самобытностью, а дамские сумочки и обувь из тонкой, крашеной кожи, - утончённостью и качеством.

На этих торговых рядах, тянущихся, кажется, несколько километров, можно запастись живительной влагой и едой. Несметное количество местных кулинаров стряпают, жарят, варят, пекут, продают и охотно жуют сами свои собственные изделия. От жаровенок разносится ветром призывный дух свежих томатных соусов, зелёного и красного, когда они лениво стекают с кукурузных лепёшек на раскалённую поверхность. Сладострастно сжимаются желудки не только пустые, но и, казалось бы, весьма упитанные за завтраком. Некоторые паломники не выдерживают искушения и заворачивают со своего пути к пирамидам на этот многообещающий аппетитный запах. А остальное множество ботинок, туфлей, уарачес и кроссовок продолжают топать по запылённому асфальту, по рыжеватой высушенной земле, по многовековым ступенькам и переходам Города Богов.

Кто оказался пошустрее и приехал пораньше, осаждает вершину столь вожделенной в этот день Пирамиды Солнца, по убеждениям – центра сосредоточения живительной солнечной энергии. До самой вершины могут добраться далеко не все желающие: ещё до наступления полудня макушка пирамиды уже укрыта плотным шевелящимся ковром человеческих тел, а лестница представляет собой подобие туго набитого автобуса, только что без стен и без крыши. Наиболее нетерпеливые и уверенные в цепкости своих рук карабкаются к вершине а-ля скалолаз, опираясь на камни, выступающие из стен пирамиды.

А у подножия дежурят «неотложки» на случай чего, - перегрева на щедром солнышке или же падений скалолазов, в основном; вытянула своё серебристое длинное тело огромная «сосиска»-цистерна с бесплатной питьевой водой молочной фирмы «Альпура» (альтруизм – это здорово, хоть и в рекламных целях, как всегда); чуть в отдалении установлены санитарно-гигиенические кабинки и бочки для мытья рук.

21 марта вход на территорию археологической зоны Теотиуакана – свободный. Любителям экономить на входных билетах нет никакой необходимости прыгать через ограду и приземляться в монументально разросшиеся кактусы... Кстати, это не просто шутка: некий молодой предприимчивый человек, у которого в один прекрасный, но увы, платный день, зов предков совпал с призывом кошелька о помиловании, горько пожалел о своей предприимчивости после одного такого приземления...

Посетители спешат попасть к пирамидам до наступления полудня и начала представления. Появляются группы смуглокожих танцоров с фантастическими по роскоши коронами-плюмажами из павлиньих, фазаньих и даже орлиных перьев; они занимают свои места в центре обширной площадки у пирамиды Пернатого Змея. Энтузиасты в белополотняных индейских одеяниях простого покроя становятся вокруг них широким квадратом. Дымятся чаши с ароматической канифолью, артисты поправляют наряды, пробуют свои изукрашенные тамборы, шелестят большими погремушками в руках и бубенцами на щиколотках, переговариваются. Туристы неторопливо вьются вокруг них с фотоаппаратами и видеокамерами, такие же белофутболочные, как и подавляющее большиство посетителей...

Наконец всё готово. Ровно в двенадцать ноль-ноль раздаётся трубное гудение большой морской раковины – индейского музыкального инструмента. Все шевеления и гомон смолкают, тысячи рук воздеваются к безоблачному зениту и застывают так на одну минуту: Bienvenida, Primavera! Добро пожаловать, Весна!

О, энергия! Пробегись мне по коже своими щекочущими пятками, вонзись мне в вены щетинистым ершом, будоражащим и молодящим кровь, натяни мускулы мои высоковольтными проводами и запусти насос моего сердца мощным неудержимым мотором! О, энергия!..

Что на самом деле думает каждый из посетителей, неизвестно. Может быть, вместо придумывания какой-нибудь языческой молитвы люди просто молчат и думают каждый о своём. Но кажется, солнечная энергия, впитанная Теотиуаканом, и впрямь передаётся людям, стоящим на его земле, вспыхивает неудержимой жаждой движения. Под рокот тамборов зажигаются индейские танцы, возвращаемые к жизни далёкими потомками и во многом, вероятно, выдуманные этими современными теотиуаканцами. Каждый желающий может влиться в пляшущие ряды. Не желающие глазеют с любопытством, клацают фотоаппаратами да заслоняют лица видеокамерами.

По всему Городу Богов тянутся цепочки посетителей, к Пирамидам Солнца и Луны, к пирамиде Пернатого Змея, между многочисленными возвышенностями, площадками и алтарями, а также над невидимыми подземными камерами-залами, в одной из которых много веков назад были принесены в жертву и замурованы более 100 юношей, вероятно захваченных в войне с неприятельскими племенами.

К моменту возникновения ацтекской цивилизации, Теотиуакан уже был побеждён и сожжён одним из неприятельских племён. Среди различных гипотез встречается и та, которая считает, что это воинственное племя было скорее всего из Какакстлы, штат Тлакскала, располагающегося километрах в 200-х, где всего двадцать лет назад был обнаружен похожий город. Однако не все согласны с этой теорией.

Диего Муньос Камарго, историк XVI века из Тлакскалы, утверждал, что город Какакстла был построен группой племён ольмеков – кшикаланков, куда входили три народности: науа, микстэкос и чочо-пополокас. Считается, что эти народности пришли из Кшикаланко, располагающегося на территории штата Кампэче. Какакстла имела долгую жизнь, и её расцвет пришёлся на года 650 – 900 нашей эры, а в 1000-м году Какакстла была покинута своими обитателями. Развитие Какакстлы пришлось на эпоху бурных общественных изменений, политической нестабильности и серьёзных изменений в существующих структурах, вызванных падением великого городского центра Теотиуакана. Ольмеки-кшикаланки, пришедшие в это время, взяли под свой контроль юго-западную часть штата Тлакскала у большую часть территории Пуэблы, а между веками VII у IX их влияние распространяется ещё дальше.

Какакстла располагается на естественной возвышенности, что позволяло городу иметь культурные связи с другими районами и народностями, с майа в том числе, однако это же положение делало её уязвимой для покушений со стороны неприятельских племён. Поэтому местность была укреплена рвами и крепостными стенами, что, в сочетании с оврагами, делало Какакстлу труднодоступной для врагов.

Главное сооружением Какакстлы - это культово-жилой многоярусный комплекс, «Великий Цоколь», с площадками, переходами и комнатами. Когда начиналось строительство последнего яруса, в жертву были принесены около 200 детей, чьи останки были обнаружены при раскопках. «Великий Цоколь» знаменателен своей полихромной настенной росписью. Роспись, приходящаяся на года 650 – 700, и повествующая историю сражения племени Ягуара с племенем Птицы, носит ярко выраженные художественные и тематические характеристики искусства майа того же периода.

В «Красном Храме» имеются две настенные росписи, посвящённые плодородию почвы, воде и смерти. На одной из них, на фоне кукурузных стеблей с початками в виде человеческих голов, шествует огромная зелёная лягушка с задумчивым взглядом...

Яркая настенная роспись, богатая бирюзой и коричневато-красными тонами, имела мистически-религиозное значение, и, чтобы защитить её от вражеских воздействий, около стен в жертву приносились дети.

Одним из особо почитаемых племенем Какакстлы божеств был Тлалок, Бог Дождя.

В День Весеннего Равноденствия праздник приходит и в Какакстлу. Посетители в белых одеяниях собираются на церемониальной площадке между двумя пирамидами, удалёнными от «Великого Цоколя» на пару километров, чтобы посмотреть танцевальное представление, инсценирующее человеческое жертвоприношение, постоять на вершине древней пирамиды или же присоединиться к экзотическому ритуалу-молитве, возносимой всем индейским и католическим богам и святым. «...Всемогущий Всевышний, просвети все наши нейроны и наставь нас на путь истинный...», - эти слова из весьма и весьма экстравагантной молитвы действительно были произнесены самодеятельным жрецом и повторены более чем сотней богопослушных граждан!..

И по сей день грандиозные пирамиды из камней, соединённых цементом, несут в себе напоминание о грозной мощи и величестве предков мексиканского народа, и бурные массовые посещения Теотиуакана, Какакстлы, Чолулы, Тахина, Чичен-Ицы и других древних индейских городов и пирамид вряд ли можно объяснить чисто кошачьим любопытством да экстравагантностью. В этих обычных на взгляд, в большинстве своём низкорослых мексиканцах живёт гордость и даже ностальгия по прошлому своей земли, когда Америка ещё не была открыта Колумбом для «белого» мира, и мнящая себя венцом культуры и мощи средневековая Испания не надругалась над достижениями индейских народов.

Наталья МАЛИНКО.

"ПРАВДА.Ру".