Шведские военные парусники опоздали на 300 лет. Теперь им остается довольствоваться Визитом вежливости

На Английской набережной в Санкт-Петербурге пришвартовались два корабля ВМС Швеции - учебные парусники "Гладан" и "Фалькен". Визит шведов неофициальный, они прибыли в гости - и вели себя соответственно.

Строгая морская дисциплина - удел тех, кто в море. Причалив к берегу (особенно чужому), можно расслабиться и как следует повеселиться. Курсанты ВМС Швеции, прибывшие в Петербург, развлекались как и подобает молодым людям, знакомились с городом и людьми, гуляли, пили национальные русские напитки, курили толстые сигары и громко смеялись. А командующий дивизионом и капитан яхты "Гладан" Бенгт Фрёберг за них радовался и, кажется, даже завидовал.

Командир другой яхты - "Фалкен" - Карстен Хэдлунд заявил, что больше всего его интересует Зимний дворец, но интерес этот был исключительно эстетическим - брать Зимний шведы не собирались. "К сожалению, отношения между Россией и Швецией не всегда были хорошими, - говорит Бенгт Фрёберг. - Мы давно могли бы посетить Петербург, но получилось только сейчас, когда в отношениях между нашими странами стало меньше льда".

Несмотря на это, российскую публику на борт шведского корабля не пустили. Приглашенные лично командиром гости прошествовали через импровизированную "таможню", а остальным пришлось довольствоваться съемкой с набережной.

"Гладан" и "Фалкен" неразлучны - вместе они побывали в Америке, бороздили Северное и Балтийское моря. Это - единственные в ВМС Швеции парусники. Они были построены 55 лет назад для учебных целей. Каждый год здесь проходят практику порядка 200 курсантов. В течение месяца они обучаются командованию судном, навигации, живут полноценной морской жизнью. В Швеции нет ни одного флотского офицера, который бы в свое время не был курсантом одного из учебных парусников. Оборудование, обеспечивающее безопасность экипажей, и навигационные приборы на яхтах современные, но все работы курсантам приходится делать вручную, как много лет назад. "Спортом заниматься здесь негде, корабль очень маленький (длина едва достигает 40 м вместе с бушпритом), - говорит Бенгт Фрёберг. - но такая служба сама по себе требует очень серьезной физической подготовки".

В это легко верится. Драить палубу и подниматься по вантам - это еще ничего. Но вручную поднять якорь который весит 350 кг... 10 курсантов за один оборот поднимают его на 10 см. Длина цепи - 150 м. Число оборотов подсчитать легко. Как ни странно, за столь тяжелым занятием можно застать и девушек - каждый десятый курсант шведских ВМС принадлежит к "слабому" полу. Все работы курсантки выполняют без послаблений и скидок.

В шведской армии женщин-офицеров немало. Так что, кто знает, как повернулось бы дело под Полтавой, если бы во времена Карла ХII в ней служили не только мужчины?

Марина Романова

ПРАВДА.Ру

Санкт-Петербург

Обсудить