Автомобилю "Победа" - 55 лет

Сегодня исполнилось 55 лет со дня выпуска первого автомобиля «Победа». Такое название он получил не случайно – первые испытания машины (в 1943 году) на Горьковском автозаводе проходили, когда уже наступил перелом в Великой Отечественной войне, и победа была не за горами.

Даже после бомбежек 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работа над машиной не прерывалась. Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года, 19 июня его осматривал Сталин. После его одобрения первые партии автомобилей были за-пущены в производство.

21 июня 1946 года с конвейера сошел первый серийный экземпляр автомобиля.

Но после выпуска первых 700 "По-бед" дефекты стали обнаруживаться один за другим: конструкция глушителя была неудачной, кузов иногда прогибался, садились рессоры.

Модернизация автомобиля производилась прямо во время производства. Для советских военачальников, которые использовали "Победу" в Западной Европе, была на 5 см уменьшена толщина заднего сиденья – иначе они не могли ездить в машине, не снимая папахи.

Однако конструкция машины все-таки было удачной, настолько, что многие иностранные фирмы начали копировать нестандартные технические решения, а английская фирма "Standard" просто скопировала ее. В этой машине впервые были реализованы технические новшества, ставшие стандартом в современных автомобилях. Именно на "Победе" появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы. Впервые на машине появились электрические стеклоочистители.

Впрочем, новизна технических решений не была единственным достоинством "Победы". Эта машина была символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных ограничениях) рядовому потребителю. В первом советском автосалоне в Москве можно было выбирать между "Москвичом-401", который стоил 9 тыс. рублей, "Победой" (16 тыс.) и умопомрачительно дорогим "ЗИМом" (40 тыс.). Именно эти машины можно было взять напрокат в пер-вых появившихся пунктах проката. А проблема ремонта автомобиля решалась в те времена очень просто – владелец забарахлившей машины отвозил ее на авторемонтный завод и, заплатив небольшую сумму, получал возможность выбрать понравившийся ему автомобиль из уже отремонтированных,

Конечно, сегодня "Победа" уже не рассматривается как автомобиль, на котором можно ездить. Скорее – это игрушка для коллекционеров, и наиболее реальный способ сохранения "Победы", как автомобиля и как предмета старины.

Ирина Кострюкова

ПРАВДА.Ру

Обсудить