"В нашу задачу входила Вербовка работников ЦРУ..."

На вопросы корреспондента «ПРАВДЫ.Ру» отвечает Николай Леонов, генерал-лейтенант запаса, возглавлявший аналитическую службу КГБ

- Николай Сергеевич, Вы были специалистом по Латинской Америке. Насколько наши спецслужбы интересовались этим континентом, ведь, как известно, основное противостояние в годы Холодной войны было между Америкой и СССР?

- Противостояние между свехдержавами проявлялось в соперничестве за влияние в странах третьего мира. Тогда был сформулирован принцип: геополитическую победу одержит тот, с кем пойдет третий мир. С военно-политической точки зрения, наши позиции в третьем мире в то время были сильнее американских. Лидеры большинства стран, которые объединились в движение Неприсоединения, в большей степени разделяли социалистические идеи, чем идеи либерально-рыночного толка. Общественный характер производства социалистической формы ведения хозяйства, позволял сконцентрировать ресурсы государства в одном кулаке, и достаточно быстро решать национальные проблемы.

Но с экономической точки зрения, преимущество было на стороне Соединенных Штатов. Были страны, которые военно-политически были связаны с нами, получали от нас и мировоззренческую подпитку, и вооружения, а реальная экономическая связь их была с капиталистическим Западом.

Например, Сирия. Это очень близкая и дружественная нам страна, наш союзник. Наши корабли базировались в ее портах, но 98% ее экономических связей были с Западом.

В этом была разбалансированность отношений. Мы стремились укреплять свои позиции в Латинской Америке, это были Куба, Никарагуа, Чили, Перу и другие страны, которые пробовали повторить социалистический эксперимент. Мы много помогали панамскому народу вернуть под свой контроль Панамский канал, свою собственность. Мы тогда добились больших успехов. Если бы не произошло то, что произошло внутри нашего государства, то силы, которые были задействованы во внешнем фронте, были достаточно велики, чтобы гарантировать нашу конечную победу.

-Вашей главной задачей было влияние на правительство этих стран или вербовка сотрудников?

- Я бы даже не стал разделять эти вопросы. Перед нами всегда стояло решение комплексных задач. Вербовка работников Центрального Разведывательного Управления и американцев вообще, сотрудников других американских ведомств, дипломатических, экономических, военных - все это входило в нашу задачу.

Но параллельно с этим в тех странах, где открывалась возможность воздействовать на политическую ситуацию, мы работали с правительством, с видными политическими деятелями, с журналистами, с тем, чтобы подготовить почву для укрепления позиций Советского Союза и России.

- Почему встречи наших разведчиков с их агентами из спецслужб США происходили именно в Мексике?

- Мы действительно проводили встречи с нашей агентурой, которая приобреталась в Соединенных Штатах, в Мексике. Многие американцы предпочитали встречаться с разведчиками не на территории США, а выезжая за границу.

Мексиканско-Американская граница очень протяженная, достаточно прозрачная, ее ежедневно пересекают сотни тысяч людей. Контроль на ней не был эффективным на сто процентов. Эти встречи проходили успешно и не вызывали никаких проблем с точки зрения безопасности агентурной связи.

- Не так давно “ПРАВДЕ.Ру” дал интервью Ваш коллега, разведчик, специалист по Латинской америке - Олег Максимович Нечипоренко, полковник, бывший сотрудник ПГУ, управления «К». Вы слышали такую версию, что Олега Максимовича выслали из Мексики за подготовку переворота в этой стране?

- Это утверждение можно квалифицировать как выдумку. Никакого переворота ни в одной стране мы не планировали.

Олег Максимович Нечипоренко был выслан из Мексики по другим причинам. Американцам удалось завербовать и увезти на свою сторону одну молодую женщину, сотрудницу торгового представительства Советского Союза в Мексике.

Она не была им особенно полезной, поскольку никакой секретной или ценной информацией о положении в советской колонии она не обладала. Единственное, что она знала точно - это что Олег Нечипоренко является кадровым офицером разведки. Поэтому все стрелы этой предательницы попали в него. Он был объявлен персоной нон грата за то, что был сотрудником КГБ.

- Вы упомянули Чили. Скажите, пожалуйста, почему удался переворот 1973 года в Чили?

- Мы знали, что переворот в Чили не отвратим. Соотношение сил было не в нашу пользу, поэтому мы не оказали по государственной линии всей помощи. Были обсуждения этоговопроса. Давать ли Чили новый заем? Посылать ли оружие? Мы, разведка, всегда были против того и другого.

Президент Чили Сальвадор Альенде играл по демократическим правилам, он был в этом смысле наивным демократом. Он не решался применить какие-либо силовые приемы к своим противникам, развязавшим против него террор. Он все время обращался к Парламенту, к судам. Закончилось все тем, что «борцы за демократию», устроили военный переворот - с расстрелом президентского дворца и убийством самого президента.

Мы предупреждали Сальвадора Альенде о возможном перевороте, но он не прислушался к нашей информации. Он верил, что пришел к власти при помощи выборов. А встретился по существу, с военно-террористической бандой. Я не могу Пиночета назвать иначе. Вы знаете, какие были последствия переворота. Никто не скрывает того, что Пиночет был американским агентом. В данном случае к власти пришли просто убийцы.

- Есть такая книга «Кроты в США» - о наших агентах в Америке. Судя по этой книге, такие видные агенты, как Джон Уокер, Олдридж Эймс предложили сами свои услуги только из материальных соображений. Это так?

- Я не знаком с деталями вербовочных мероприятий этих людей. У нас было специальное подразделение, которое вело дела особо важных агентов.

Американцы на основании судебных процессов над теми людьми, которых вы называете, пришли к выводу, что в Соединенных Штатах имеется категория людей, уязвимых для вербовки с точки зрения их материальных затруднений.

Они провели обследование государственных служащих Госдепартамента, Пентагона и других важных государственных ведомств и выявили более четырех тысяч фамилий своих сотрудников, которые в той или иной степени испытывали материальные затруднения. Они имели долги, брали крупные кредиты под строительство домов. Американские спецслужбы всех этих людей поставили под колпак как потенциально уязвимых лиц. Однако говорить только о материальном факторе никогда нельзя. Деньги могли заплатить и спецслужбы других стран. Здесь был и политический компонент.

- Это правда, что именно Эймс сообщил в Москву о том, что такие офицеры КГБ, как Борис Юджин, Сергей Воронцов, Олег Гордиевский были американскими агентами?

- Есть вопросы, ответы на которые я просто не знаю. Что касается Гордиевского, то здесь, точно знаю, это не связано ни с одним американским источником. Наша разведка давно подозревала, что он сотрудничает с противником.

Любой предатель, который пишет какие-либо мемуары, не заслуживает доверия, потому что ему надо теперь оправдываться перед теми людьми, которые стали его новыми хозяевами. Любой предатель, обязательно преувеличивает свою значимость. Это обычная позиция предателя. Поэтому в литературе, они часто превращаются в супершпионов.

- Наверное, один из самых странных перебежчиков – это полковник Юрченко, который в 1985 году в Риме из резидентуры КГБ СССР сбежал в США, а через несколько месяцев неожиданно пришел «с повинной» в Российское посольство в Вашингтоне.

- Я хорошо помню этот случай, потому что сам отправлял Юрченко (а он был сотрудником первого отдела ПГУ) за границу. Сам формулировал ему задание и был готов взять на себя ответственность за его побег. Все, что он говорил на пресс-конференции в Москве после его возвращения из США, о том, что американцы его накачали наркотиками, все это ложь.

Как только Юрченко вернулся в посольство, мы взяли у него анализы. Все у него оказалось в норме, как у обычного человека. Его бегство и возвращение остается до сих пор загадкой. Его не подвергали судебному преследованию, потому что это произошло в политически выгодный для нас момент.

Он вернулся в СССР, когда Горбачеву предстояла первая встреча с Рейганом в Женеве. И нам было очень важно использовать ту версию, которую раздувал Юрченко о том, что его кормили психотропными средствами. Мы эту версию взяли на вооружение. Он сыграл свою роль как политический актер, очень выгодно для нас. В том, что он выдал противнику государственные тайны, которыми обладал, у нас нет никаких сомнений.

- А все-таки могли ли ЦРУ или ФБР использовать методы воздействия на психику человека?

- Я считаю, что все эти рассказы, эти жути, которые рассказываются в шпионских книжках - это литературный вымысел. Потому что если мы представим, что имеется технология воздействия на психику человека с эффектом разрушения, то тогда разведки всего мира умирают.

Потому что каждый разведчик, находясь в чужой стране доступен для контрразведки. Его можно напоить, избить, отвести вгости и одурманить. Тем не менееэтого не существует в реальности. Разведки работают. Добывают информацию, продолжают вербовать людей, и будет существовать нормальная шпионская литература.

Разведки договариваются, что нельзя переносить войну умов, в войну с чисто физическими и медицинскими воздействиями. Разведчик беззащитен в чужой стране. Его можно поймать и сделать с ним все что угодно и это откроет череду убийств. На это ни одна нормальная разведка не пойдет.

- Вы, конечно, знаете популярнейший в советские годы фильм «ТАСС уполномочен заявить» - о разведке и контрразведке. Там показан американец, которому в его делах помогали наркобароны. Возможно ли было подобное сотрудничество?

- Это возможно. Сотрудничество ЦРУ с преступными элементами было официально объявлено разрешенной политикой работы в ЦРУ. Это была специальная директива, разрешающая сотрудникам ЦРУ вступать в контакты и использовать преступные элементы.

Для нас это было запрещено. У нас было табу на связь с любым преступным элементом.

- Почему ФБР неуязвима ни для кого, даже для президента? Как показано в фильме «Выстрелы в Далласе», Джон Кеннеди хотел как-то усмирить это ведомство, за это в него и стреляли.

- Вы все время опираетесь на литературу и на киноленты, в которых говорится, что спецслужбы не уязвимы. Спецслужбы Соединенных Штатов, как и пресса, как и крупный капитал, время от времени начинают делать свою политику, по-своему влиять на руководство.

Президент Джимми Картер, когда пришел к власти в 1976 году, создал комиссию для расследования деятельности ЦРУ. Тогда и всплыли факты, что ЦРУ привыкло самостоятельно убивать государственных деятелей чужих стран. Оказывается, они были причастны к убийству Лумумбы, появились открытые планы убийства Фиделя Кастро. Тогда посыпались кошмарные факты о деятельности ЦРУ.

Решением президента Картера ЦРУ была сокращена численно, им запрещено было заниматься прямыми террористическими акциями. Было рекомендовано не давать деньги на добычу информации, потому что ее было сверх много, было рекомендовано усилить аналитическую работу с этими материалами.

ФБР менее уязвимая организация, потому что она работает внутри США. Она имеет достаточно славную историю. Она расследует не только политические конртразведывательные операции, на ФБР лежит задача расследования всех крупных преступлений в США.

В этом смысле американцы видят в ФБР эффективный орган защиты их безопасности. Авторитет, нажитый ФБР на внутренних делах, подкрепляется и теми успехами, которые имело ФБР в борьбе с иностранными разведками, в том числе и нашей.

- Недавно в Москве было открыто представительство ФБР. Как вы считаете, это ведомство может оказывать политическую или финансовую поддержку нашим псевдодемократическим СМИ? Газета «Версия» печатала письмо Олега Калугина, живущего в США, президенту Путину, где он утверждал, что Путин является самым опасным политическим деятелем нашей России, потому что он несет в себе угрозу демократии в нашей стране. Как, по-вашему, могут ли подобные публикации быть следствием поддержки ФБР?

- Я никогда не цитирую предателей, я им не доверяю. Калугин несчастный человек, он сейчас возит туристов, показывая им, где работала когда-то разведка. Он может утверждать все, что необходимо США.

Надо было тогда оказать психологическое давление на Путина, и они использовали все возможные способы. Идут годы, никакой угрозы Путин для демократии не представляет. Нормально работают все созданные Ельциным структуры и органы, он укрепляет суды, уважает Думу. То, что он выгнал Березовского с телевидения, это приветствует вся Россия.

- Все-таки можно ли говорить о поддержке, оказываемой российским СМИ иностранными спецслужбами?

- Эта поддержка есть. Вы же знаете, что газеты «Коммерсант», «Независимая» - это собственность Березовского. Другие газеты были под большим влиянием Гусинского.

У нас работает радиостанция «Свобода» на особом статусе. Это огромное бюро, с колоссальным штатом сотрудников по всей России. Иначе говоря, со своей разведывательной сетью. Мы помним, что подобные преимущества этой радиостанции дал Ельцин, когда он получил от нее помощь в 1992 году во время прихода к власти и в 1993 году, когда расстреливал парламент.

Сейчас на волне Маяка вещают иностранные радиокомпании. Вся информация идет из американских источников.

- Скандал с Бабицким накануне выборов Путина тоже был не случайным?

- Буш все время повторяет Путину, что он будет лично следитьза тем, как работает «свободная» печать в России. Им важно всегда иметь свое присутствие.

- Вы недавно вернулись с Кубы, как Вы считаете, что дает возможность Фиделю Кастро существовать, если наши базы на Кубе свертываются?

- Кубинцы своевременно выстроили свою экономическую политику, они развили туристическую индустрию до больших уровней, которая оказывает существенное влияние на стабильность экономики. На Кубу приезжает около двух миллионов туристов. Кубинцы развивают свою добычу нефти.

В этом году они уже добывают около четырех миллионов тонн собственной нефти. И все производство электроэнергии на острове они будут осуществлять за счет своих энергетических ресурсов. Прежде всего, это доверие народа. Надо быть Феделем Кастро, чтобы завоевать такое доверие народа, которое не гаснет год от года. Он находит решение в самых сложных ситуациях.

- Вы были в Нью-Йорке, когда Юрий Иванович Дроздов был там резидентом. Вы знали, что Шевченко пошел на сговор с врагом и стал сдавать агентуру?

- Я был тогда в США и познакомился с Шевченко на одном из светских мероприятий. Меня поразило, что Шевченко, который был заместителем генерального секретаря ООН по политическим вопросам в ранге чрезвычайного и полномочного посла СССР, обратился ко мне со словами «Здравствуйте товарищ генерал». Было такое чувство, что он говорил для микрофона ФБР. Меня поразила его бесцеремоннось, фамильярность и некорректность этого человека, который был пьян.

Мы знали, что Шевченко был личным другом семьи Громыко. Никаких отношений у нас с Шевченко не было, никакой агентуры он не знал. Потом он спился. Впал в депрессию и морально опустился.

Шевченко - это типичный продукт распада системы. Это человек устроенный по-блату. Он бежал от страха за свою карьеру, потому что его накрыли с проститутками, и грозили разоблачением. Из-за этого он пошел на предательство. Предатель – это подонок. Его жена покончила жизнь самоубийством, узнав о предательстве мужа. Это трагедия.

- Периодические явки сотрудников спецслужб в Советское посольство с предложением сотрудничества - это плохая работа ФБР или хорошая работа нашей контрразведки?

- Наша контрразведка здесь ни причем, потому что люди приходили и предлагали свои услуги. Это говорит о том, что ФБР работало плохо. Люди питали симпатию к нашему строю, к нашей культуре, к нашей истории, они добровольно предлагали свои услуги. Лучшая агентура была приобретена не за деньги, а за симпатии, на идеологической основе.

Наша контрразведка помогала решить вопрос кто перед нами сидит, доброжелатель или провокатор? Когда американцы узнали, что многие люди приходили к нам таким путем, они стали присылать провокаторов. Но мы научились отделять зерна от плевел. В этом заслуга нашей контрразведки. Мы каждого проверяем. Проверка агентуры - это святое дело разведки.

- Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям, и тем, кто приходит сейчас в нашу разведку?

- Я советую молодым людям, чувствующими себя патриотами, идти на службу в российские спецслужбы, нести с собой здоровый заряд. Потому что, если все наше общество будет думать о том, как бы откосить от армии, как бы отсидеться, то Россия не встанет на ноги. Я призываю молодежь, вспомнить заветы наших великих предков, усилиями которых Россия вставала на ноги в тяжелое для страны время.

Беседовал Илья Тарасов

«ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Николай Леонов: Москва - беззащитный город. Бывший главный аналитик КГБ СССР не исключает возможности бактериологической диверсии на российской территории

ПРАВДА.Ру:

АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ: ТАЙНЫЕ ВОЙНЫ РАЗВЕДКИ. В ЧЕРКАССЫ ПРИШЛО ПИСЬМО ИЗ... ФСБ

АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ: ТАЙНЫЕ ВОЙНЫ РАЗВЕДКИ. КУЗНЕЦОВ НЕ БЫЛ ТЕРРОРИСТОМ

АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ: ТАЙНЫЕ ВОЙНЫ РАЗВЕДКИ. СУПЕРРАЗВЕДЧИК НЕ МОГ СДАТЬСЯ ЖИВЫМ

АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ: ТАЙНЫЕ ВОЙНЫ РАЗВЕДКИ. ДВЕ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ НИКОЛАЯ КУЗНЕЦОВА

ОЛЕГ НЕЧИПОРЕНКО: ПЕРВЫМ РАЗВЕДЧИКОМ БЫЛ ЗМЕЙ, ИСКУСИВШИЙ ЕВУ

АМЕРИКАНСКИЙ РАЗВЕДЧИК ОСВОБОЖДЕН ИЗ РОССИЙСКОЙ ТЮРЬМЫ

Обсудить