Православие и программирование. "Каждый день, включая свой компьютер, программист прикасается к тайне Творения"

Услышав, что я назвал программирование православной профессией, мой сын-студент отозвался в недоумении:

 – Какая связь может быть между программированием и Православием?..

 Я не дал ему сразу исчерпывающего ответа, только сказал, что и там, и здесь речь идет об истине. Но мы обязаны давать исчерпывающий ответ обо всем, что в наших силах, в особенности, когда спрашивает молодежь. Вот тогда я и написал для него заметку-ответ, а сегодня предлагаю его вашему вниманию.

 

 + + +

 

 Программировать компьютеры я начал больше тридцати лет назад, еще когда их называли ЭЦВМ, куда раньше, чем мой сын увидел свет солнца. Сначала это была учеба, потом некая интеллектуальная игра с участием серьезных, уважаемых людей (точное название которой – лженаука ), потом работа, средство пропитания и даже материального процветания семьи. Потом семья была взорвана изнутри, и все это процветание с тяжким грохотом обвалилось мне на голову… С тех пор я перестал зарабатывать на хлеб программированием, но зато сумел увидеть и оценить в нем благородное ремесло, проявление творческого начала и средство развития души. Вероятно, то же самое может быть сказано о всяком истинном ремесле, – но я буду говорить о том, что знаю.

 Итак, в чем связь между программированием и христианской верой? Каким образом «программный продукт» может стать православным ─ или неправославным, если дело идет вкривь? Мне удалось обнаружить шесть пунктов сходства, по числу Шести Дней творения.

 

 1. В начале повторю, что я уже сказал сыну: все программирование, словно механизм вокруг оси, вращается вокруг истины . Изнутри это видно каждому, на всех уровнях, на всех этапах разработки программ. Как плотнику топор, как сапожнику шило, так программисту служит ясность мысли: в результате он лучше многих других распознает любой обман – почему и среди приходящих в Церковь столько программистов.

 Для тех, кто постарше, тут нет ничего необычного: с таким взглядом на истину, независимо от профессии, они и выросли. Но в нашу эпоху, эпоху Клинтона, Олбрайт и Нового Мирового порядка, истина стала товаром, удобством, развлечением, а кое-где уже и отбросом. Молодежь должна об этом помнить; кто забудет, тот заплатит дорогую цену – не рублями и долларами, а собственной душой.

 

 2. Укрепившись в истине, обнаружим следующие, близкие к ней черты: связь и согласие . В программировании, так же как и в христианском мировоззрении, нет места абсурду: все осмысленно, все имеет свою причину. Все сразу знать невозможно; но всегда возможно искать и найти. Работая над программой, ты изследуешь причины и связи, наблюдаешь и делаешь выводы, ищешь дефекты и устраняешь их – в точности так же, как в работе над самим собою.

 

 3. Вслед за этим у программиста вырабатывается особенное чувство ответственности . В программировании нет ничего скрытого, ничего безличного, ничего "как-нибудь" или "просто так". Твой программный "код" (текст программы) остается таким, как ты его написал: ни усадки, ни износа, ни ржавчины, ни тления. И хотя ты успокаиваешь себя, что-де никто кроме тебя не видит твоего кода, но говоря " никто ", ты кривишь душой.

 

 4. Лучше всякого другого программист понимает свою машину – компьютер. Не морочьте ему голову, не говорите: "компьютер сделал то-то или то-то" – это для него все равно как "отвертка повернула винт". А зная природу компьютера, программист достигает глубокого понимания природы человека . Из трех компонентов человеческой души – эмоций, разсудка и воли – эмоциями мы близки к высшим животным, и люди всегда это знали. Но только сегодня, вступив в ХХI век, мы осознаем, как близки мы разсудком к компьютеру – программируемому автомату примитивной конструкции.

 Тем самым на свалку истории катится тысячелетняя ересь рационализма : мы, наконец, убедились, что человек, ведомый одним разсудком, опускается до уровня хорошо знакомой нам машины – в точности так же, как, будучи ведом одними эмоциями, он опускается до уровня зверя. А заодно мы еще раз убедились в том, что основная, уникальная способность нашей души – это воля , посредством которой нам дается и свобода , и ответственность .

 

 5. Вместе со знанием человеческой природы программист приобретает такие профессиональные черты, которые отличают и всякого сознательного верующего: смирение и терпение . Почему твоя программа не работает так, как требуется? Потому что ты ее так написал. Это твое упущение, твой промах, твой грех . Ты тестируешь программу, вчитываешься в нее, и наконец видишь его, как на тарелке. Может статься, это мелочь, плюс вместо минуса или "=" вместо "=="; сияя от радости, быстро-быстро исправляешь ошибку, регенерируешь программу, тестируешь… и она по-прежнему не работает. Ты исправил один дефект, но есть и другие. Продолжай искать.

 А бывает и так: бьешься, бьешься, блуждаешь во тьме, и вдруг прояснение, словно луч солнца блеснет через тучи. Но вместо радости у тебя волосы на голове шевелятся от ужаса: ты нашел серьезную дыру у себя в проекте. Что ты наделал! Как ты мог?.. А выход один: трезво оценить обстановку и все переделать наново. Когда начинать? Прямо сейчас. Одним ли программистам знакомо такое?

 

 6. И наконец, есть в программировании нечто широко известное, но редко обсуждаемое, мало доступное и весьма удивительное для посторонних: красота . Красота и качество тесно связаны, однако качество программы люди видят и оценивают со стороны, а красоту нет. Красота – это человеческое измерение в программировании. Понятие красоты ставит программиста в то же отношение к созданной им программе, как Творца к Своему творению. Своей реальностью красота доказывает, что человек в самом деле есть образ Всевышнего.

 Каждый день, включая свой компьютер, программист прикасается к тайне Творения. Этот умопомрачительный факт требует крайней осторожности, но не случайно дар смирения дается программистам в избытке. Прими дар смирения, и дар красоты постепенно приложится тебе.

 Бог создал вселенную словом уст Своих. Невозможно? Спросите у программиста. Я сижу, опершись на кухонный стол, смотрю на стену перед собою и думаю. Встаю, подхожу к компьютеру и вызываю к бытию то, чего прежде не было. И се, добра зело.

 

  Иеродиакон МАКАРИЙ

 гор. Иваново

Другие статьи иеродиакона Макария в "ПРАВДЕ.Ру":

  "СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!.. ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОЖАЛЕТЬ ОБМАНУТЫХ ВАМИ ХРИСТИАН ЗАПАДА"

 

 Ссылки по теме:

  Комсомольская правда:

  Уроки духовности. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отвечает на вопросы наших читателей

Обсудить