Акции в защиту арестованного депутата завершились на юге Киргизии человеческими жертвами

В выходные дни прошлой недели (17 и 18 марта) сразу в нескольких селах Аксыйского района Джалал-Абадской области вспыхнули массовые беспорядки, в результате которых погибли, по предварительным данным, пять человек, а еще десятки раненых попали в больницу. В районном центре Кербен разгромлено здание районной администрации, сожжено несколько помещений отдела внутренних дел.

Поводом для этого послужил судебный процесс над членом Законодательного собрания Жогорку Кенеша — киргизского парламента — Азимбеком Бекназаровым, который как раз на днях завершается в селе Токтогул. Вышедшие на улицу земляки депутата требовали его освобождения и прекращения суда, который давно уже объявлен политическим.

Формально Азимбеку Бекназарову предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением, которое он совершил… почти восемь лет назад, когда будущий депутат работал следователем Токтогульской районной прокуратуры. Тогда он якобы незаконно освободил одного из участников пьяной драки, в результате которой погиб человек. Сторонники же Бекназарова считают, что вытащенное из архива дело власти используют для того, чтобы наказать депутата за его политическую деятельность. Последние годы он выступал последовательным критиком нынешней политики президента Аскара Акаева.

И особенно громким здесь стало так называемое «земельное дело». А суть его состоит в том, что группа депутатов во главе с председателем комитета Жогорку Кенеша Азимбеком Бекназаровым выступила против решения о передаче соседним государствам (Китаю, Узбекистану и Казахстану) солидных участков земли, которые давно считались спорными. Депутат объявил этот шаг «распродажей Родины» и даже потребовал возбудить процесс импичмента против главы государства.

Важным аспектом этого дела является тот факт, что уточнение границы и передачу части территории власти делали втайне от парламента, нарушая тем самым киргизскую Конституцию. Выступление же Азимбека Бекназарова остановило процесс ратификации уже подписанных соглашений. И тут как раз очень вовремя «нашлось» старое, многолетней давности дело бывшего следователя. Ему срочно дали ход, а строптивого парламентария сразу же посадили за решетку. Ведь киргизские депутаты еще в 1998 году были лишены неприкосновенности. Такое решение принял республиканский референдум, инициированный лично Аскаром Акаевым.

Сразу же вслед за арестом депутата 5 января нынешнего года на его родине в Аксыйском районе начались массовые акции протеста. Скоро они перекинулись на другие районы Джалал-Абадской области и даже в столицу республики. В митингах, пикетах и голодовках тогда участвовали сотни людей. А один из них — Шералы Сыдыков — даже умер на двадцать второй день после отказа от приема пищи. Фактически это была первая жертва противостояния властей и сторонников депутата Бекназарова.

А новые жертвы, как уже говорилось, появились на минувшей неделе. В конце ее жители нескольких сел Аксыйского района решили отправиться — пешком и на лошадях — в Токтогул, где на 19 марта было намечено оглашение приговора Азимбеку Бекназарову. Однако около села Боз-Пиек колонна была встречена милицейскими пикетами. Собравшиеся — примерно 500 человек — попытались прорвать заграждение, после чего ОМОН открыл стрельбу. Несколько человек были ранены и в тяжелом состоянии отправлены в районную больницу.

Когда об этом стало известно жителям других сел района, они стихийно стали собираться в районном центре Кербен. Но там их уже тоже ждали. Вооруженные милиционеры не пустили представителей митингующих в здание районной администрации, и толпа ответила на это градом камней. Говорят, что у собравшихся в центре Кербена людей появились винтовки и бутылки с зажигательной смесью. В ответ и здесь прозвучали выстрелы.

Распаленная толпа, не допущенная к зданию райадминистрации, все свое зло выместила на районном отделе внутренних дел. Там было сожжено несколько помещений, выбиты окна. Срочно собранные со всего района милиционеры (около 500 человек) сумели остановить погромы и разогнать толпу. Однако итогом этой акции стало пять трупов, десятки раненых. Причем большинство их составляли сами стражи порядка. Они получили многочисленные ушибы (от камней), колотые и резаные раны, ожоги (от бутылок с зажигательной смесью).

Воскресной ночью по тревоге были подняты отряды милиции в Бишкеке. Почти две тысячи вооруженных бойцов самолетами срочно переправили в бунтующий район. В самом Кербене после этого удалось установить относительный порядок. Однако остались очаги мятежа в многочисленных селах горного района. На дорогах замечены отряды вооруженных всадников. А один из них даже перекрыл главную автомобильную магистраль республики — дорогу Бишкек-Ош.

Сразу же после кербенских событий в Бишкек был созван брифинг для журналистов, в котором участвовали премьер-министр Курманбек Бакиев, министр внутренних дел Темирбек Акматалиев, генеральный прокурор Чубак Абышкаев. Случившемуся они дали жесткие и однозначные оценки. Массовые беспорядки, по их мнению, спровоцировали оппозиция и правозащитные организации с целью дестабилизировать обстановку в республике. А глава МВД даже заявил, что «оппозиция Киргизии стала на путь политического экстремизма и предприняла попытку свержения существующей власти».

В этот же день (понедельник 18 марта) по республиканскому телевидению с обращением кнародувыступил президент Аскар Акаев. Он выразил соболезнование семьям погибших и свою крайнюю озабоченность обострением обстановки на юге республики. Но в целом глава государства повторил оценки руководителей правоохранительных органов. И заявил, что будут продолжены меры по пресечению любых попыток давления на власть и судебные органы.

Совсем другую оценку событиям на юге республики дали депутаты Жогорку Кенеша. Следует отметить, что значительная часть Законодательного собрания — нижней палаты Жогорку Кенеша — с первых дней ареста Азимбека Бекназарова считала эти действия властей политическим преследованием. Наиболее активно отстаивали такую позицию Адахан Мадумаров и Омурбек Текебаев, лидеры оппозиционного Аскару Акаеву левого центра. Они и сейчас расценивают кровавый конфликт в Кербене как свидетельство бессилия властей перед решением острейших социальных и политических проблем. Ведь митингующие в Кербене требовали уже не только освобождения депутата, но и устранения из власти коррупционеров, решения экономических проблем, сокращения безработицы, справедливого передела земель.

Но в любом случае, считает Адахан Мадумаров, «власть не имела права стрелять в свой народ». А Омурбек Текебаев выразил опасение, что теперь преследование оппозиции только усилится. Тем более, что министр внутренних дел, выступая в парламенте, прямо сказал, что «организаторы беспорядков сидят и в этом зале».

В беседах с журналистами оппозиционные депутаты говорили, что арест Бекназарова был только толчком для выражения глубокого недовольства большей части населения действиями властей. И не случайно акции протеста начались именно на юге. Этот регион живет сегодня наиболее трудно. Здесь самый высокий уровень безработицы, почти полностью разрушена промышленность. Те небольшие инвестиции, которые иногда все-таки приходят в республику, оседают на севере, в карманах правительственных чиновников, среди которых очень мало представителей южной половины республики.

Вполне объяснимо, что именно южане и их представитель в парламенте так остро реагировали на попытку «уступить» соседям часть киргизских земель. Многие тысячи жителей Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областей не могут получить хоть маленький клочок земли, чтобы прокормить свои семьи. А рядом городские чиновники владеют целыми плантациями плодородных поливных земель.

Видят люди и то, что творится на юге с наркотиками. По данным статистики, последнее время резко сократилось количество задержанного правоохранительными органами героина. Между тем все свидетельствует о том, что поток его из Афганистана с каждым днем нарастает. Его задерживают… и перепродают тем же наркобаронам. Стоит ли удивляться, что в Оше и Джалал-Абаде, как грибы после дождя растут казино и игорные дома. А основную массу клиентов этих заведений составляют местные чиновники и работники правоохранительных органов, официально получающие 50-100 долларов в месяц.

Представители властей, как уже говорилось, события в Кербене объясняют подрывной деятельностью оппозиции. Действительно, в ходе столкновений и до них там постоянно были представители правозащитных организаций, некоторые депутаты. Подвозкой людей из дальних сел в райцентр, например, руководил известный правозащитник Турсунбек Акунов. Была в Кербене и бесплатная водка. Однако вряд ли только эти обстоятельства подняли бы на многодневные акции протеста тысячи людей из самых отдаленных сел и аилов. К экстремистским действиям людей толкает крайняя нищета, безработица, беспросветность, абсолютное равнодушие властей к их бедам и нуждам.

Так что вполне реальны прогнозы некоторых аналитиков, которые предсказывают дальнейшее обострение обстановки в республике. Ведь, судя по выступлениям властных чиновников, они не собираются хоть как-то реагировать на социальные требования людей, решившихся на штурм государственных учреждений. Опять речь идет только о подавлении оппозиции, наказании виновных.

Между тем, можно было бы напомнить, что именно такие меры уже применялись, когда люди пытались защищать Феликса Кулова, лидера партии «Ар-Намыс», бывшего вице-президента, попавшего в немилость из-за своих политических взглядов. Жесткое давление на оппозицию закончилось тогда осуждением Кулова. Но через год недовольство людей прорвалось в другом месте, на родине Азимбека Бекназарова.

Можно предположить, что и на этот раз у властей хватит сил и ресурсов, чтобы нейтрализовать гражданское неповиновение джалал-абадцев. Милицейские меры там сейчас применяются по полной программе. Сегодня в Кербене с населением в десять тысяч человек размещено около двух тысяч вооруженных милиционеров. Перекрыты все дорог, ведущие к областному центру, на блок-постах круглосуточно проверяют документы. Но обстановка все равно остается напряженной. Тем более, что приговор опальному депутату так и не объявлен. И очень вероятно, что оглашение его может стать поводом для новых акций протеста и даже беспорядков.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Демократия выстрелов

В Киргизии нарастает напряженность

Утро:

"Виновник" массовых беспорядков освобожден из-под ареста

Обсудить