Андрей Лубенский: бывший бундесверовец пытается помочь детям Чернобыля. Ему мешают украинские бюрократы

Вот уже который год подряд от немецких семей земли Бавария поступают на Черкасщину тонны гуманитарных грузов для детей, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС. Организует эту помощь бывший служащий Бундесвера Эрвин Кох. Военную службу он покинул, заболев болезнью Бехтерева. Сам инвалид, Эрвин Кох считает своим долгом оказывать помощь больным украинским детям. Возглавив Немецкий комитет фонда помощи детям Чернобыля, он развернул бурную деятельность по сбору средств, убеждая соотечественников не забывать о тех, кто нуждается в помощи. В этот раз (а это его пятнадцатый приезд в Черкассы) он привез более 10 тонн лекарств и различного медицинского оборудования, которое попадет в детские и «чернобыльские» отделения больниц и санаториев области. В мэрии в торжественной обстановке он передал детям подарки от немецких семей и вручил призы участникам конкурса рисунка, посвященного 15-летию Чернобыльской катастрофы. Призы достались всем, кто принял участие в конкурсе.

Как сказала глава областной организации «Дети Чернобыля» Ольга Янчук, «переоценить заслуги Эрвина Коха просто невозможно». Летом прошлого года он организовал поездку в Германию группы детей, в которой были три ребенка, страдающие онкозаболеваниями. Одной девочке в Германии изготовили протез руки, один мальчик прошел курс реабилитации после операции на щитовидной железе. Черкасских детей в Кенигсберге (Бавария) окружили трогательной заботой. Мэр города Курт Зибер лично сопровождал их в поездках, а когда праздновал свое 60-летие, предупредил всех: «Не надо делать мне подарки. Лучше отдайте деньги, которые вы готовы на них истратить, украинским детям».

Право, многим украинским чиновникам стоило бы поучиться у немецкого бургомистра благородству. Но чиновники верны себе. По словам самого Эрвина Коха, ему с каждым годом становится все труднее помогать детям-чернобыльцам. Препятствия чинит… украинская бюрократия, которая, как заметил меценат, крепнет год от года. Крепнут и бюрократические завалы на пути гуманитарной помощи на Украину. Например, уже год на Черкасской таможне пылится тонна немецких лекарств, предназначенных для единственной в стране бесплатной аптеки при организации «Дети Чернобыля». Аптека работает уже шесть лет, все эти годы семьи ликвидаторов, эвакуированных и переселенцев получали здесь препараты, которые реально им помогали. Но в прошлом году груз медикаментов на общую сумму более чем 130 тысяч марок «застрял» на таможне.

—Таможенники здесь не при чем, — говорит заведующая аптекой Зоя Ключка. — Причиной задержки груза стал приказ Минздрава Украины N 175 от 22 июля 1999 года. Этим приказом запрещен ввоз в страну медицинских препаратов, не зарегистрированных на Украине и не получивших здесь сертификата качества. Все правильно, но есть одно «но»: гуманитарные поставки лекарств приравняли к коммерческим. Те препараты, которые поступают к нам от комитета Эрвина Коха, давно апробированы в Германии, имеют немецкие сертификаты качества и доказали свою эффективность. Теперь люди приходят и просят то или иное лекарство, которое им помогает, но мы не можем им его предоставить. Многие препараты просто нечем заменить — их аналогов не только не производят на Украине, но и не завозят в страну. Кроме того, разве Украина настолько богата, чтобы отказываться от партии медикаментов ценою 130 тысяч марок? Или государство возместит больным детям эту потерю? Мы писали и пишем о создавшейся ситуации во все инстанции, обращались к бывшему премьеру Виктору Ющенко, к Анатолию Кинаху (тогда еще не премьеру), к народным депутатам. Результат нулевой… Мы понимаем, что правила есть правила, но при этом не должен страдать и здравый смысл.

Эрвин Кох не намерен прекращать свою гуманитарную миссию на Украине из-за бюрократических препон. Часто бывая в нашей стране, он «все понимает». Но в организации «Дети Чернобыля» совсем не уверены, что ему удастся донести свое понимание до соотечественников. «В мире происходит много катастроф, и далеко не все страны отличаются такой «переборчивостью» в принятии помощи, — считает Ольга Янчук. — Объяснить немцам, почему собранные ими и безвозмездно переданные нашим детям лекарства просто пропадут, будет довольно сложно. И вполне вероятно, что в следующий раз они предпочтут помочь кому-то другому».

Время идет, вопрос не решается, срок годности медикаментов вот-вот закончится, ликвидаторы и их дети не могут получить необходимого им лечения. По непроверенным слухам, кое-какие препараты «без сертификата» стали появляться на черном рынке… Все как обычно. Все хорошо. Все так по-украински. Куда уж немцам это понять, если мы и сами только делаем вид, что понимаем?

Между тем совершенно ясно, что Украине одной не под силу справиться с последствиями атомной аварии. По официальным данным (их приводит «Зеркало недели»), под наблюдением в медицинских учреждениях находятся 2 608 354 человека, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, из них 529 189 детей. «По сравнению с теми, кого беда обошла стороной, у «чернобыльцев» возросла частота перехода острых форм болезней в рецидивирующие и хронические, увеличился срок их течения, прослеживается склонность многих болезней к осложнениям, — пишет «ЗН». — По наблюдениям медиков, у взрослого пострадавшего населения уровень заболеваемости возрос более чем в четыре раза за счет заболеваний органов дыхания, мочеполовой системы, болезней крови и кроветворных органов. Среди ликвидаторов этот уровень превышает аналогичный показатель пострадавшего населения в полтора раза по болезням эндокринной, нервной системы и системы кровообращения, болезням органов пищеварения. У ликвидаторов также самая высокая заболеваемость злокачественными образованиями. Как показали исследования, заболеваемость этой группы пострадавших зависит от дозы облучения».

Что до детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях, то за 15 лет, прошедших после аварии на ЧАЭС, их заболеваемость возросла почти в три раза, почти в восемь раз увеличилось количество детей с врожденными пороками развития. Эти цифры приводились на состоявшейся в Киеве международной конференции «Медицинские последствия чернобыльской катастрофы: итоги 15-летних исследований». Хорошо бы изучить также социальные, политические и моральные последствия аварии. Например, в Черкассах выделенные несколько лет назад бюджетные средства на создание центра по пересадке костного мозга в областном онкодиспансере были просто нагло украдены. Имена воров и их пособников в чиновных кабинетах всем известны, но они, что говорится, слишком высоко сидят, чтобы быть посаженными. Публичные клятвы руководителей милиции и СБУ «разобраться» остались пустым сотрясением воздуха. Часть оборудования, поступившего для онкоцентра из-за рубежа, до сих пор пылится на таможне — рядом с лекарствами Эрвина Коха.

Во сколько жизней обходится отмеченное бывшим бундесверовцем «усиление украинской бюрократии» — Бог знает…

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

«Зеркало Недели»

Обсудить