И все-таки он популярен! Путин в искусстве

Информационная война против России и нашего президента приобретает на Западе все новые и новые черты

Порой гротескные, а чаще неуклюжие и смехотворные. Тут каждое лыко в строку. От обвинений с правами человека в Чечне, преждевременных поздравлений Януковичу и продажи ракет Сирии. Что только не идет в ход: от пророчеств ветхозаветных иудейских пророков до предсказаний Нострадамуса, от картинных галерей до анимации. Путина - то объявляют антихристом, то сравнивают с мультяшным Добби. Отныне в Альбионе (если правильно — в Украине , может статься, на британских островах тоже согласятся поменять предлог) новая "фишка".

В Национальной галерее на Трафальгарской площади английской столицы множество шедевров живописи. Здесь есть и великий Леонардо, и знаток мужской красоты Микеланджело, и поклонник пышнотелых женщин Рубенс, и отечественный Тернер, и отец импрессионизма Моне. Однако больше всего посетителей замечено возле "Портрета четы Арнольфини" ( Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife ) ( 1434 г. Дерево, масло. 82 x 60 ).

На картине нидерландского живописца Яна Ван Эйка (1390/95 — 1441) изображен человек, поразительно похожий на президента России. Полотно пользуется такой бешеной популярностью, что на днях дирекция лондонской Национальной галереи перевесила его на самое видное место. В путеводителе по Национальной галерее портрет занесли в число 20 "самых великих произведений" лондонской коллекции.

Бесспорно, "Портрет четы Арнольфини" (другое название "Свадьба Арнольфини") считается первым в истории европейской живописи парным портретом. Этот шедевр Ван Эйка знаменит еще и тем, что доказывает существование такой собачей породы как гриффон.

У президента Путина, кстати, лабрадор по кличке Кони. Долгое время они были в России одной из самых модных пород. Эта тенденция началась в 2000 году и только сейчас пошла на спад. Тогда все бросились обзаводиться "настоящей собакой для настоящего мужчины". Но не многим известно, что Кони — не самый "центровой" в путинской семье. Намного больше забот и хлопот требует карликовый пудель Людмилы Путиной Тося.

Между прочим, ранее считалось, что на "Портрете семейства Арнольфини" ван Эйка изображен никто иной, как писатель Михаил Афанасьевич Булгаков . Причем, портрет и физическое тело писателя разделяют по синусоиде Скалигера 500 лет. Вот неисчерпаемая тема для носовских и фоменко, а также разделяющего их новохронологические пристрастия Гарри Каспарова .

Живописец
Ян Ван Эйк — главный представитель и один из основоположников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. Будучи художником и дипломатом, в 1422 — 1425 он служил при дворе голландского графа Иоанна Баварского в Гааге, а затем (с 1425) — Филиппа Доброго, герцога Бургундии; по поручению последнего побывал в Испании (1427) и Португалии (1428-1429). Работал в Лилле, а с 1430 и до конца жизни — в Брюгге.

Известен как автор знаменитого "Гентского алтаря" - полиптиха в соборе Святого Бавона в Генте. Писал монументальные алтарные композиции, органично включая в них портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт.

Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма.

Картина
На картине изображено бракосочетание богатого итальянского купца Арнольфини и Джованны Ченами ( Giovanna Cenami ). Картина полна символических деталей. На люстре горит единственная свеча — символ всевидящего ока Господня. Висящие на стене хрустальные четки — обычный подарок жениха невесте — символизируют чистоту, добродетельность и благочестие.

Апельсин, лежащий на подоконнике, напоминает о средиземноморском происхождении четы. Оба супруга стоят на полу без обуви, что, согласно поверьям того времени, должно способствовать плодовитости. На спинке кровати вырезана фигурка женщины с драконом. Это может быть св. Маргарита, покровительница рожениц. Возможно также, что это св. Марфа — покровительница домохозяек (рядом висит метелка).

Красные драпировки символизируют любовную страсть. Надпись над зеркалом, выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: "Ян ван Эйк был здесь" ( Johannes de Eyck fuit hic ).

В зеркале можно рассмотреть изображение художника. Некоторые исследователи предполагают, что он выступил в качестве свидетеля на бракосочетании. Строгую торжественность картины нарушает веселая собачка — олицетворение преданности и любви.

В начале XVI века "Портрет четы Арнольфини" принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Во время наполеоновского нашествия один французский генерал увез ее в Брюссель, где она в 1815 году была куплена генерал-майором Геем. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. И весь этот долгий путь собака на картине привлекала свое внимание не меньше, чем главные герои картины. Недаром, подтверждая близость этой породы к королевскому двору, художник Жакобо де Эмполи написал портрет монарха Генриха III Валуа с собакой, конечно, породы гриффон.

Арнольфини
Банкир или, по другим сведениям, купец Арнольфини из итальянского города Лукки проживал в Брюгге с 1419 года (возможно, до своей смерти), где представлял фирму Портинари. Мог встречаться с Эйком при бургундском дворе, с которым он вел торговые дела. Позднее Эйк нарисовал еще один портрет негоцианта — Арнольфини в красном тюрбане.

Беременная супруга
Данные отсутствуют

Собачка
Маленькая рыжая собачка на переднем плане — это брюссельский гриффон ( Brussels Griffon ). "Гриффон" в переводе с французского означает жесткошерстный. В те времена нос гриффона еще не приобрел современный укороченный вид, но голландские бюргеры уже называли этих милых псинок "обезьянками". Это очень подвижные, любознательные и неприхотливые собаки , которые уничтожают грызунов. Они в состоянии сторожить дом и поддерживать компанию. В основном их содержали простые люди: рабочие, ремесленники, коммерсанты. Вплоть до конца XIX века порода развивалась без вмешательства человека. Настоящий успех пришел к гриффонам после победы на бельгийской выставке собак в Брюсселе. Гриффоны становятся любимцами королевской семьи и объявляются национальной бельгийской породой.

Обсудить