Лишат ли школьников Пьера Безухова?

Прошла уже половина учебного года, а дебаты по поводу школьной программы по литературе все не утихают. Как же все-таки преподавать этот предмет школьникам и преподавать ли вообще — никак не могут сойтись во мнениях чиновники, учителя и ученики

Большинство претензий высказываются в отношении преподавания литературы XX века. Многие согласны с удалением из программы "Поднятой Целины" и "Молодой Гвардии", но вот со значительным сокращением часов, отведенным на изучение, например, Маяковского, выходит сложнее. Преподаватель литературы в школе №1503 Галина Михайловна Чеснокова с грустью сказала нам, что Маяковского теперь принято рассматривать больше как просто революционного поэта, что неправильно: ведь Маяковский в первую очередь — патриот своего народа! А с этой точки зрения сокращать его выглядит даже кощунственным.

Единственное, пожалуй, произведение, которое не хочет убирать из программы почти никто — это "Тихий Дон". Теперь школьников не заставляют искать в нем хвалу революции и рассматривают его как правдивое и разностороннее произведение о событиях тех лет. Что, в общем-то, делает творение Шолохова оптимальным для изучения.

Преподавание творчества других писателей и поэтов двадцатого века тоже вызывает множество вопросов. Некоторые преподаватели считают, что Платонова с его стилем школьникам лучше вовсе не преподавать, да и Цветаева, вынувшая икону из киота и поставившую туда Наполеона, вряд ли сможет послужить детям хорошим примером.

И вообще, как нам прокомментировала Наталья Петровна Федорова, преподаватель литературы старших классов в школе № 610, "...вся программа двадцатого века какая-то сумбурная. Она не цельная, по ней нельзя составить общую картину советской литературы. Произведения либо даются слишком субъективные, либо даются отрывками, либо вообще дается не то, что надо. Какие-то кусочки, частички... ребенок просто не поймет смысл всего этого".

Программа по литературе XIX века тоже не обходится без вопросов и трений. И, если раньше детей можно было заставить прочесть "Войну и Мир" полностью и даже что-то выписывать из текста, то теперь школьники ограничиваются ужасным "кратким изложением" и в итоге остаются без знаний. А ведь, по словам Елены Станиславовны Кара-Мурзы, доцента факультета журналистики МГУ, кандидата филологических наук, "в действительности "Война и Мир" детям просто неподъемна; и в то же время у Толстого есть очень личностные, пронзительные, интересные молодому человеку вещи как "Детство, Отрочество, Юность" и повесть "Казаки", которая показывает, что жизнь русских на Кавказе — это очень большая историческая проблема. А того, что могло бы зацепить сегодняшних молодых людей — нет". Но решительности на то, чтобы убрать из программы уже привычных Андрея Болконского и Пьера Безухова, не хватает...

Или же, например, "Евгения Онегина" изучают девятом классе. И все почему-то забывают, что эти великие произведения писались не для детей вообще и что детскому уму тяжело понять их" - говорит преподаватель литературы в школе № 1306 Татьяна Викторовна Михайлова, — "Надо рассчитывать на детское восприятие, и тем более — на прошедшие двести лет. Программу более младших классов нужно планировать на воспитании нравственности на тех вещах, которые понятны ребенку и задевают его лично". Действительно, раз уж молодежи неинтересны отношения Кутузова и Наполеона, то почему бы не оставить их на факультативные занятия для тех, кто этим действительно интересуется? Иначе дети просто ничему не научатся, а ведь главное в школе — все-таки учеба, а не освоение четырех томов "Войны и Мира".

Также высказываются сомнения в целесообразности преподавания литературы по стандартной схеме "биография — произведения", говорят, что биография школьникам не нужна, что, чем меньше знаешь о личной жизни человека, тем лучше. Кто знает, может, оно и так?

А школьники в этом вопросе проявляют удивительное безразличие к собственной судьбе. Им эта программа по литературе совершенно безынтересна. Причины ясны. Отличники говорят: какой бы ни была программа, все эти произведения мы и так прочитаем. А троечники все равно будут иметь свою "тройку" независимо от того, будут они проходит Маяковского или не будут...

Андрей Чиж

Обсудить