Пираты XXI века

Ежедневно в море выходят тысячи российских моряков. Голодная жизнь на родине вынуждает их отдаваться внаем иностранцам . Плавая под так называемым «удобным флагом», чаще всего панамским, моряки здорово рискуют. Во-первых, командам приходится работать в тяжелейших условиях. Во-вторых, по всему миру их подстерегают пираты!

Морская чума

Вопреки распространенному мнению, что пиратство искоренили еще до Первой мировой войны, оно процветает и в наши дни. Недавно Международное бюро по мореплаванию опубликовало специальный доклад о пиратах. Цифры впечатляют. За шесть месяцев 2003 года зарегистрировано 234 случая пиратства на море. За тот же период 2002 года был лишь 171 такой случай. То есть активность джентльменов удачи возросла почти в 2 раза.

Возвращение «Веселого Роджера»

Как и в далекие, воспетые Стивенсоном времена, пиратство на море вновь стало обычным явлением. Даже старые символы снова в ходу. Морские разбойники, перед тем как идти на абордаж, все чаще вывешивают знаменитый «Веселый Роджер» - черный флаг, на котором изображен череп с костями. Настоящий разгул пиратства происходит в Юго-Восточной Азии - у берегов Филиппин и Вьетнама. Если японцы и китайцы в состоянии поддерживать порядок на своей прибрежной территории, то правительства менее развитых стран вынуждены смотреть на пиратов сквозь пальцы. Мол, грабьте на здоровье, только нас не трогайте...

Пиратская тактика

Пиратство процветает в территориальных водах стран со слабой экономикой. И понятно почему - доведенные до отчаяния люди пытаются прокормиться таким вот зловещим способом. В последнее время пираты все чаще выбирают мишенями суда с российскими командами на борту. Потому что они сегодня едва ли не самые беззащитные.

С развалом Советского Союза наши моряки стали наниматься на любые суда. Чтобы заработать деньги, они вынуждены экономить на всем. В том числе и на безопасности. Конечно, на борту всегда хранятся сигнальные пистолеты-ракетницы, но разве это аргумент против вооруженных супостатов?

Все нападения происходят по отработанной схеме. С разных сторон к сухогрузу или контейнеровозу подходят гораздо более быстрые и маневренные катера. Пираты палят в воздух из ружей и пистолетов, пытаясь вызвать панику на атакуемом корабле. Потом лезут на борт. Если захват удается, команду связывают и сажают в трюм, а все ценные вещи, естественно, отбирают. В открытом море у пиратов шансов мало. Поэтому нападения происходят в узких проливах или на прибрежных стоянках.

Единственное оружие - брандспойт

- Единственная защита моряков от пиратов - береговые службы, - говорит Александр Бодня, председатель Балтийского территориального отделения российского профсоюза моряков. - Но если они работают плохо, то команда самадолжна позаботиться о себе. Главное - вовремя заметить морских разбойников, для чего необходимо грамотно выставить вахтенных. Ну и, конечно, пожарные брандспойты должны быть всегда наготове.

Не имея на борту оружия, российские моряки давно научились применять против пиратов пожарные шланги. Это очень эффективный способ защиты. Сильными струями воды, подаваемой с помощью пожарных помп, моряки просто сбивают пиратов с бортов. В обороне, как правило, участвуют все до единого члены команды.

Рассказ очевидца

- Ощущение жуткое! - вспоминает петербуржец Николай Казаков, переживший стычку с пиратами. - Это случилось у берегов Филиппин. Поздно вечером мы встали на стоянку. И уже часа через полтора вахтенный высветил прожектором несколько лодок. Знаете, такие рыбацкие, удлиненные. Подходили они с разных сторон. Скрытно. Не запуская моторов. Когда объявили тревогу, все, даже кто в каютах спал, в одних трусах повыскакивали на палубу. Кто с топором, кто с багром. Брандспойты и пожарные шланги были у нас уже наготове - знали, что в этом районе очень неспокойно. Пираты эти прыгают отовсюду, палят во все стороны, орут что-то на своем языке. Я стоял на носу и сбивал их в море брандспойтом. На одну из пиратских лодок мы уронили нашу спасательную шлюпку. Пуля разбила фонарь над моей головой. Одного парня у нас легко ранили, а другой упал, поскользнувшись о пожарный шланг, и сломал себе руку. Минут 20 мы от них отбивались. Потом они взревели моторами и уплыли. Потому что патрульный катер подоспел. Но как-то очень уж неспешно он шел нам на выручку. Похоже, у них там патрульная служба в доле с пиратами и дает им определенное время на грабеж. Успели - молодцы, не успели - сматывайте удочки.

Безоружный флот

- Российский моряк теоретически имеет право на ношение оружия. Например, если он состоит в обществе охотников, - продолжает Александр Бодня. - Но таможня вряд ли выпустит его с ружьем из страны. А если и выпустит, то в другой стране у него могут возникнуть проблемы. А вот в Греции, например, капитану судна по форме положен пистолет. Какая-никакая, а от пиратов защита.

Пока нашим морякам приходится надеяться лишь на себя. Мужества россиянам не занимать. Наверное, поэтому наши команды и пользуются такой популярностью во всем мире. Но ситуация постепенно выходит из-под контроля. Нынешней осенью в знаменитой Макаровке даже были вынуждены пойти на беспрецедентный шаг - начали готовить специалистов по охране морских судов. В будущем именно они должны будут бороться с пиратами.

Никита РУБЦОВ
Источник:
Смена "> Смена

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/361/11491_piracy.html

Обсудить