Кукушонок

"Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка", — писал Достоевский. "Закон суров, но это закон", — говорили древние римляне. В обычной сельской глубинке двухмесячный малыш проронил уже не одну слезу от "любви" непутевой матери, но закон не позволяет забрать его без ее согласия...

"Счастье" материнства

В конце июля у юной жительницы корочанского села Плоское Нины Погореловой родился сын. Обычно появление ребенка — большое счастье для всей семьи, но в данном случае все было совсем иначе. Самой мамаше едва исполнилось 17 лет, ее бойфренд вот уже несколько месяцев сидит в тюрьме за убийство. Родители Нины нигде не работают и большую часть времени проводят в попойках. Вся семья живет на пенсию бабушки, которая также водит дружбу с "зеленым змием". Подсобного хозяйства у Погореловых нет, огород давно зарос бурьяном. Отдавать младенца в такую семью было страшно, и в Белгородском роддоме Нине предложили написать отказ от ребенка. Однако Нина решительно отвергла предложение медиков, заявив, что сама способна вырастить малыша.

Как и следовало ожидать, хорошей мамы из Нины не получилось. Мало того, что ребенок родился с недовесом, так девушка еще и отказалась кормить его грудью — боялась за свои формы.

Уже через пару недель после выписки из роддома Нина... пропала. В пьяном угаре родители сначала даже не заметили ее исчезновения, в то время как участковый милиционер сбился с ног, разыскивая мать-кукушку. Нашел ее в соседнем селе. Оказалось, девушке надоело возиться с пеленками и распашонками, и она сбежала от житейских проблем к очередному ухажеру. Однако на угрозы отобрать ребенка Нина отреагировала мгновенно:

- Кто отберет? Не имеют права!

С первых же дней мальчик находится на искусственном вскармливании: сухую смесь "Малютка" бесплатно выдает отдел социальной защиты. Впрочем, чтобы получать эту смесь, нужно периодически ездить за ней в райцентр, а у Нины и ее родителей нет денег даже на билет до Корочи. Сердобольные соседи, иногда снабжающие малыша молоком, первое время занимали и деньги на проезд, но убедившись, что средства тратятся исключительно на алкоголь, махнули на это дело рукой. А неразумная мамаша, оставшись без "Малютки", не нашла ничего лучше, как накормить сынишку манной кашей — другого у нее просто не было. Результат получился ожидаемым: у малыша случилось расстройство желудка.

- В июле — августе я ежедневно заходил к Погореловым и всякий раз видел там одно и то же: грязь, вонь, пьяные лица домочадцев, — рассказал корреспонденту "М" местный фельдшер Дмитрий Клюев. — Каждый день звонил районному педиатру — докладывал обстановку. Кончилось тем, что папаша Нины попросту стал посылать меня на три буквы.

В середине августа к Нине наведались двое нетрезвых молодых людей и предложили вместе пойти куда-нибудь "оттопыриться". Она отказалась, и тогда оскорбленные парни побили в доме все стекла. Денег на то, чтобы вставить новые, у семьи, естественно, не было.

- Шел я как-то на работу, глянул на дом Погореловых — а он пустыми проемами на меня смотрит, — говорит Дмитрий Клюев. — Я как представил, что ребенок всю ночь там мерз, — мне самому плохо стало.

Тогда, несмотря на протесты семейства, фельдшер отвез ребенка в районную больницу. Там малыш пролежал около месяца, после чего родственники забрали его домой. Стекол в окнах по-прежнему нет, зато есть заменяющий их целлофан, натянутый на оконные рамы.

"Ему с нами хорошо!"

Корреспондент "М" побывал в доме Погореловых. Из мебели в нем только два стула, стол да старая кровать. Запах гнилых овощей перемешивался с алкогольным душком. Небритый отец Нины сообщил, что она уже пять дней не появлялась дома. На дворе стояло бабье лето, и в доме было относительно тепло. Малыш радостно лопотал что-то осматривающему его врачу. Похоже, пережитые испытания только закалили его.

- Ему у нас хорошо! — убеждена бабушка Нины.

Совсем иначе считают соседи Погореловых.

- Мы даже его имени не знаем: кто Максимкой называет, кто Геной, — поведала нам не пожелавшая представиться старушка. — А я его про себя кукушонком называю — при живых родителях сиротою остался?...

- Семья Погореловых — это наша боль, — говорит глава сельской администрации Людмила Ивановна Потапенко. — Сколько лет работаю — она всегда считалась у нас неблагополучной. В настоящее время мы готовим документы для лишения Нины Погореловой родительских прав. Участковый милиционер уже составил протокол осмотра домовладения, в котором говорится, что растить ребенка в таком доме нельзя. В принципе, Нина уже не против написать "отказную", но для этого нам нужно найти ее, а это совсем непросто. Забрать же ребенка без разрешения суда мы, к сожалению, не имеем права.

Между тем подготовка к судебному заседанию может занять несколько недель и даже месяцев. Вот только доживет ли маленький кукушонок до этого дня в неотапливаемом доме с вечно пьяными родственниками?..

Василий САВЕЛЬЕВ
Источник:
Меридиан "> Меридиан