Костяная нога против железной дороги

Для тысяч жителей Подмосковья электрички – такой же привычный вид транспорта, как метро – для москвичей. Каждый день пригородные поезда возят людей на работу-с работы, и в час пик на вокзалах не протолкнуться. И перроны, и площадки перед турникетами – источник повышенной опасности.

Можно поскользнуться на плитке, а зимой и осенью – на наледи, которую вовремя не счистили. Скользкие ступеньки у многих вызывают панический страх. Сотни людей падают, набивают синяки и шишки, а то и получают более серьезные травмы.

Жительница города Железнодорожный Лилия Л. в марте этого года поскользнулась на ступеньках перед турникетами одного из московских вокзалов. В плотном людском потоке было не разглядеть, что на них лед. Он подтаял и под воздействием веса "поплыл".

В последний момент поняв, что падает, Лилия не смогла даже схватиться за поручень, он был на недосягаемом расстоянии. Сильная боль в правой ноге обожгла сознание. Не в состоянии пошевелиться, пассажирка минут 20 сидела на ледяных ступеньках, пока сотрудник вокзала на кресле-каталке не отвез ее в травмпункт.

"В Москву на работу я езжу каждый день, - рассказала "Правде.Ру" Лилия. – И зимой, и весной не раз видела, как на ступеньках падают бабушки. По специальности я врач, и часто на этом отрезке пути оказывала первую помощь пострадавшим, которые в гололед получали множественные ушибы и травмы.

Но и представить не могла, что со мной случится то же самое. Попутчики сразу обратились к дежурному по турникету, тот связался с травмпунктом и дежурным по вокзалу. В травмпункте вызвали "скорую", сделали мне обезболивающий укол.

Дежурный по вокзалу спросил, есть ли у меня билет. Хорошо, что езжу по проездному документу. Тот проверил его и попросил подписать бумагу, в которой говорилось, что претензий к перевозчику и качеству предоставленных им услуг я не имею.

Я ответила, что поскользнулась на льду, который должны были убрать ради безопасности пассажиров. Так что подписывать бумаги не стала. Более того, написала заявление на имя начальника вокзала, в котором изложила свои претензии.

В нем говорилось, что мой случай - следствие халатного отношения администрации вокзала к обеспечению безопасности перевозки пассажиров. Она обязана организовывать в гололед особо тщательную уборку территории, делать специальные противоскользящие настилы.

Тем более в тот период на этот счет было особое распоряжение мэра города. Здесь явно все эти нормативы соблюдены не были. Вскоре приехала машина скорой, отвезла меня в дежурную больницу. Пациентов там было валом, не хватало анестезиологов, поэтому мною заняться было некому.

Пришлось за свой счет ехать в больницу по месту жительства".

Там Лилии поставили диагноз "сложный двухлодыжечный перелом с подвывихом стопы". Пока она добралась до места оказания помощи, драгоценное время было потеряно. А при переломе важна каждая минута, ведь чем быстрее оказана помощь, тем больше шансов, что кости срастутся без осложнений.

Лилию отправили на больничный, затянувшийся на четыре месяца. Обратиться в суд она не могла: со сломанной ногой по инстанциям не побегаешь. Только через три с лишним месяца Лилия сумела встретиться с начальником вокзала. Приехала с тростью, сильно прихрамывая.

Тот объяснил, что это дело не в их компетенции, и переадресовал пострадавшую в Центральную дирекцию по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Он передал туда все документы - заявление с жалобой на нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и ходатайство об оказании помощи в реабилитации здоровья.

Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров молчала целый месяц, пока пострадавшая не отправила жалобу в Роспотребнадзор. Лилия заявила, что пойдет в суд, если никакие меры не будут приняты. Это возымело действие.

Дирекция уверила, что закупила антигололедную жидкость, которую применяют в аэропортах. Если эффект будет хорошим, ею станут пользоваться постоянно. Кроме того, Лилии приобрели 4-х месячный проездной на скоростной электропоезд.

Сейчас она собирается отправить письмо в Комиссию по рассмотрению предложений и обращений по оказанию материальной помощи общественным и религиозным организациям с просьбой о содействии в получении путёвки в один из санаториев РЖД.

На суд она особо не надеется: уверена, что доказать вину перевозчика будет очень сложно.

"Пострадавшая действовала абсолютно правильно, - прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк . – Поскольку любой вид транспорта представляет собой источник повышенной опасности, ответственность за безопасность пассажира несет перевозчик.

В данном случае - Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров, если инцидент произошел на платформе и прилегающей к ней зоне. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса, перевозчик несет ответственность за ущерб здоровью пассажира, даже если сам не виноват.

Когда пострадавшему пытаются внушить, что он должен доказать вину перевозчика, то, с точки зрения закона, это неправомерно. Он ничего доказывать не обязан, главное – зафиксировать сам факт причинения вреда здоровью. Для чего нужно вызвать дежурного по станции и привлечь как можно больше свидетелей.

Активно просите о помощи, хотя люди, как показывает практика, в таких случаях  начинают разбегаться. Потом следует обратиться за медицинской помощью.

И затем потребовать от перевозчика возместить физический и моральный ущерб. Если он не хочет делать это добровольно, обращайтесь в суд. Федеральный закон не ограничивает срок подачи искового заявления с момента инцидента, однако в Правилах железнодорожных перевозок этот срок лимитирован месяцем.

Что касается санаторно-курортного лечения, необходимо назначение врача. Если у перевозчика есть возможность оказать помощь такого рода, но он отказывается сделать это полюбовно, требуйте через суд компенсировать расходы на реабилитацию здоровья.

У РЖД прекрасная сеть санаторно-курортных учреждений, так что им проще решить проблему без судебного разбирательства".

Главное в защите "прав сломанной ноги" – знание законов, настойчивость и терпение. И помните, в каком бы виде транспорта вы ни получили травму (в метро, автобусе или самолете), закон для всех перевозчиков един. 

Читайте самое интересное на главной странице сайта

 

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить