Газета как осознанная обходимость

"Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?.." Эти строчки из знакомого с детства стихотворения Самуила Маршака "Почта" уже давно стали такой же литературной классикой, как пушкинские: "Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…"

В современных деревнях, наверное, позабыли, что такое дровни. А мы точно знаем, что в дверь к нам никто с толстой сумкой на ремне не постучится.

Почтальоны звонят в дверь, только когда приносят деньги пенсионерам на дом. В другие дни корреспонденции у них кот наплакал. Почтовые ящики в моем подъезде, как правило, пусты. В остальных подъездах дома, в котором я живу, они тоже пусты.

Что же произошло? Почему опустела сумка почтальона? Похоже, люди перестали читать газеты и гораздо реже писать письма.

А ведь в моей трудовой практике, начавшейся с работы одном почтовом отделении, было время, когда в десятке домов микрорайона, который я обслуживал, жители выписывали тысячи экземпляров разных газет и журналов.

Чтобы довезти эту массу печатной периодики до адресатов, приходилось пользоваться услугами специально нанятых почтамтом такси. Да и писем тогда хватало.

Сегодня жители моего дома, четырехподъездной пятиэтажной "хрущобы", не получают ни одной газеты (!) по подписке.

Немногие печатные издания, которые порою оказываются в наших почтовых ящиках, – бесплатные рекламные газеты. Раньше приносили бесплатные окружные газеты, но с наступлением кризиса их выпуск прекратился.

Так что вряд ли сегодня центральные газеты могут похвастать подписными тиражами. Впрочем, как и розничными…

В начале девяностых годов газетные киоски с утра осаждали толпы страждущих газетных новостей читателей. Сегодня, забитые разноцветным печатным глянцем, эти киоски представляют грустное зрелище для издателей. Если раньше газеты в розницу покупали тысячи читателей, теперь их единицы.

В вагоне метро еще лет пять назад минимум десять человек читали "МК", пять – "Спорт-экспресс", еще несколько пожилых людей сидели, уткнувшись в "Советскую Россию". Сегодня можно увидеть в лучшем случае трех читателей с газетой в руках, а иногда и ни одного.

Постоянный рост стоимость бумаги и полиграфических услуг, запредельные тарифы почтового ведомства привели к тому, что для значительной части читательской аудитории, которую составляют наши пенсионеры, подписка на газету становится непозволительной роскошью. Главным источником информации для них остались радио и телевидение.

В то же время наиболее активная часть общества в возрасте до сорока лет предпочитает интернет с его скоростной подачей информации и интерактивной реакцией на прочитанное в сети.

К тому же издатели бумажных газет, создавая одноименные порталы и дублируя содержание своих изданий в интернете, с одной стороны, пытаются сохранить хоть какие-то позиции в провинции, где центральная печать значительно уступает место местной периодике, а с другой - сокращают и без того съёжившийся до лоскутка сегмент подписчиков.

Можно перечислять десятки субъективных причин, ведущих к агонии бумажной газеты, но суть не в этом. Как мне кажется, главная причина в утрате читательского интереса к газете в России.

Как человеку, отдавшему половину жизни служению газетному делу, мне, с одной стороны, обидно, что бумажные газеты теряют читателей и находятся в положении, близком к исчезновению, но с другой стороны, - понимаю - процесс умирания бумажных газет – объективный. И во многом виноваты в нем сами издатели и редакторы этих изданий.

В газетах и журналах времен застоя серость официоза искупалась очерками журналистов, каждый из которых был личностью. В девяностые годы читатели находили на страницах газет яркие полемические заметки, дискуссии по самым актуальным темам политики и экономики.

Сегодня многие газеты сознательно скатились до уровня таблоидов, где уже не встретишь ни долгожданного очерка, ни яркой полемики, ни умной дискуссии. Стоит ли удивляться, что в когда-то самой читающей стране мира произошла печальная метаморфоза.

Количество читателей уменьшается пропорционально увеличению названий различных газет, журналов и книг. Полки книжных магазинов ломятся от всё новых и новых книг, глянцевые журналы глядят на нас отовсюду. Но читать все эти монбланы печатной продукции не хочется.

Потому что неинтересно. Потому что всё это мы уже где-то и когда-то читали. Потому что описаний жизнедеятельности нашей светской тусовки, о которой только и пишут в газетах и журналах, уже тошнит.

Виктор Притула: Газета как осознанная обходимость
Виктор Притула: Газета как осознанная обходимость

Вот и получается, что сами же издатели и распространители печатной периодики в погоне за прибылью сделали всё для того, чтобы газета стала "осознанной обходимостью". И это, действительно, печально.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить