Ювенильное море и русское счастье

Нужна работа. Листаю страницы рекрутеровских сайтов. И почти везде в качестве условий для соискателей – ограничения по возрасту: в лучшем случае требуются работники до сорока лет, но чаще – до тридцати и даже двадцати пяти. Причем, что парадоксально, с опытом работы, высокой квалификацией и личными связями с известными публичными деятелями.

Ясная, всем очевидная и уже почти никого не удивляющая дискриминация по возрастному признаку. Ювенильное море?

В одноименной повести Андрея Платонова герой, работающий в засушливой степи, мечтал докопаться до подземного ювенильного моря, чтоб напоить всех коров с телятами, и тогда расцветет его мясосовхоз "нумер сто один" и настанет всеобщее счастье.

Какое же счастье наступило теперь в России?

На смену советской геронтократии пришла постсоветская ювенократия. В прежние времена в "молодых" часто ходили лет до сорока, а начальствующие должности полагались "зрелым мужам", зрелость коих наступала лет в пятьдесят.

А до тех пор следовало "не соваться", потому что все страдания происходят оттого, что люди "неустанно суются, нарушая размеры спокойствия", как говорится у того же Андрея Платонова.

Люди, конечно, бывают разные: кто-то с детства старичок, а кто-то и в старости фонтанирует энергией и новыми идеями. И в словах одного великого остроумца - "расцвет творчества происходит тогда, когда наступает старческое половое бессилие" - есть какая-то своя правда.

Но что самое интересное: в каждом возрасте повторяются все другие возрасты. Традиционно выделяют детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Но и в детстве есть свои детство детства (0 – 1), отрочество детства (2 – 3), молодость детства (4 – 5), зрелость детства (6 – 8), старость детства (9 – 10). Через такие же этапы проходят молодость и зрелость.

"Новые молодые", преуспевшие в этой жизни, становятся начальниками среднего звена в 22 – 24 года, а топ-менеджерами – к 28-ми – 30-ти. То есть это граница старости молодости и детства зрелости (понятно, что речь идет о приблизительной схеме, ибо у конкретного человека может не быть корреляции между биологическим, психологическим и ментальным возрастом).

Людьми все чаще, в особенности в сферах новейших технологий, определяющих уровень развития страны, управляют "старые молодые" и только-только вылупляющиеся из яйца "зрелые".

Иными словами, можно с полным основанием говорить о ювенократии, или педократии, как выражались в античные времена, считая такие порядки тяжелейшим бедствием для народа.

К тому же, как хорошо известно психологам и социологам, всякая "граничность" чревата неустойчивостью, срывами, регрессиями в более ранних возрастах.

Но самое поразительное, с чем мне самой приходилось сталкиваться, в том, что вот эти русские "новые молодые" менеджеры каким-то чародейственным способом склонны перенимать худшие стороны советских руководителей, властвовавших эдак годов с тридцатых. Культура, по определению Ю.М. Лотмана, есть ненаследуемая память общества.

Здесь же бывает такое сходство, что невольно закрадывается мысль о генетической передаче высокомерия, чванства, безответственности, чинопочитания, безжалостности к подчиненным, трудоголизма, вынужденного или по велению души, и просто русского самодурства.

Эти "новые молодые" успели перенять внешние приметы европейского управленца: деловитость, требовательность, отсутствие амикошонства, карьеризм, дресс-код. Но они же, бывает, содержат штатного астролога и нанимают работников только по его рекомендации, отказывая тем, кто астрологу не понравился.

Они же способны уволить сотрудника без всякой законной причины, просто потому, что человек не нравится, и по процедуре - без соблюдения требований закона, создавая ему невыносимые условия на службе.

И, конечно, они обычно не любят работников, которые старше их по возрасту, приписывая им собственные качества: стремление подсидеть, заняв чужую должность, недалёкость и непрофессионализм, ошибочность действий…

Или ставят им в вину ошибки, совершенные из-за странных – выражусь мягко – руководящих указаний самого же менеджера. И т.п.

Доказать, что соискатель не принят на работу или же что сотрудник уволен по признаку возрастной дискриминации, практически невозможно: официально в качестве причины это не указывается, зато всегда находятся мелкие просчёты, раздуваемые до размеров космического масштаба, или еще что-то в этом роде.

Анна Яковлева: Ювенильное море и русское счастье
Анна Яковлева: Ювенильное море и русское счастье

Не все молодые менеджеры таковы. И да не подумает читатель, что я против идеи "молодым везде у нас дорога". Меня беспокоят особенности складывающейся у нас молодой элиты, странным образом сочетающей в себе византийскую жадность к деньгам, азиатское отрицание ценности человеческой жизни, кроме своей собственной, при декларируемой ориентации на Европу и внешнюю европейскость.

Нынешнее разливанное ювенильное море, боюсь, не принесет нам чаемого русского счастья.

Автор Анна Яковлева
Анна Яковлева — философ, культуролог, редактор, журналист, внештатный автор Правды.Ру