Автор Правда.Ру

АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ: ОБЫКНОВЕННЫЙ БУДДИЗМ, ИЛИ КАК БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ В ЭТОМ МИРЕ

«Так живет он, созерцая сознание в сознании внутри; или живет он, созерцая сознание в сознании извне; или живет он, созерцая сознание в сознании внутри и извне. Он живет, созерцая в сознании факторы возникновения; или он живет, созерцая в сознании факторы растворения; или живет он, созерцая в сознании факторы возникновения и растворения. Или его внимательность установлена на мысли: «Сознание существует!» — в той мере, в какой это необходимо лишь для познания и внимательности; независимым он живет в мире, и ни к чему в мире не привязан он. Так, о монахи, живет монах, созерцая сознание в сознании».

(«Сатипаттахана — Сутта»)

Ум обычного человека, с точки зрения буддизма — невротический ум, пребывающий в хаосе неведения и заблуждений. Обладая таким умом, человек склонен отождествлять себя с событиями и конфликтами внешнего мира и стремиться к химерам, что приносит ему страдание. Но что есть ум? «В буддизме ум является отличительным признаком живых существ; именно в нем заключено различие между живыми существами и камнями, деревьями и водными массами, — пишет знаменитый буддистский учитель, последователь учения тибетского ордена Кагью Чогьям Трунгпа в своей книге «Аспекты практики». — То, что обладает различающим сознанием, то, что обладает чувством двойственности, желает или отвергает нечто внешнее, — это и есть ум. В своей глубокой основе это есть то, что может связываться с «другим», с любым «чем-то», воспринимаемым как нечто отличное от воспринимающего. Таково определение ума. Традиционная тибетская фраза, определяющая ум, — йул ла семс пена семс — означает в точности: «то, что может думать о другом, проекция, — есть ум».

Итак, для буддиста ум — нечто весьма конкретное, это восприятие внешнего. Ум пользуется внешним для утверждения собственного существования, в чем уже содержится ошибка: «именно факт сомнительности существования личности оказывается мотивом для уловок двойственности». Являясь причиной заблуждений, ум одновременно является рабочей основой для практики медитации и развития сознания: «…выходя за пределы ума, мы достигаем просветленного состояния; и оно может иметь место только благодаря практике медитации», — отмечает Ч. Трунгпа.

Именно об этом говорит Будда в «Сатипаттхана-сутте», сохраняющей «аромат раннего буддизма». Это учение о внимательности (шаматха), без чего, по выражению великого учителя ХI века Атиши, можно безрезультатно медитировать хоть тысячу лет. В соответствии со школой тибетского ордена Кагью, есть четыре основания внимательности.

Первое: внимательность к телу. «Практика внимательности к телу связана с потребностью ощущения бытия, ощущения прочной основы». Наше обычное тело (то, что мы считаем таковым) — психосоматическое явление, это «ум-тело», основанное на наших представлениях. Достигший просветления имеет дело с другим телом, которое можно назвать «тело-тело». Это уже не фантазии, не эмоции, а само тело. Для нас это кажется невероятным, что взаимоотношения с собственным телом у нас запутаны и ошибочны. Но что есть внимательность к телу? Если кратко: когда вы сидите и медитируете — «вы просто сидите». Только не подумайте, что «просто сидеть» — просто…

Второе: внимательность к жизни. Эта техника основана на принципе «прикоснись и иди». Не нужно привязываться даже к медитации, необходима спонтанность и уверенность, что медитация — не упражнение, а просто часть жизни, часть нашей жизненной ситуации. «Вы здесь; вы живете: пусть так и будет — вот это и есть внимательность». Но не стоит задерживаться на этом переживании присутствия жизни — «только прикоснитесь к нему и идите». Не думайте, что вы поняли!

Третье: внимательность к усилию. «Традиционная буддийская аналогия правильного усилия — это шагающий слон или черепаха». Это значит: уверенно, безостановочно, с большим достоинством. Это усилие без какой-либо словесной формулировки вроде: «Я должен это сделать». Это усилие без наименования. Его нельзя вызвать преднамеренно, но и нельзя просто надеяться, что оно придет само — необходимо создать для этого «атмосферу», чему служит медитация. Но к ней следует отнестись серьезно, исключив возможность отвлечения. «Поскольку мы уже включили в свою практику утомление и скуку, нам не приходится бежать от чего бы то ни было, и мы чувствуем себя вполне устойчиво и прочно», — пишет Ч. Трунгпа.

Четвертое: внимательность к уму. Смысл техники в том, чтобы… находиться со своим умом. «По существу, весь процесс очень прост, — отмечает Ч. Трунгпа. — К несчастью, для объяснения простых вещей требуется множество слов (…). Однако само дело очень просто; и это касается вас и вашего мира. Ничего более». Если очень кратко, то следует понять, что мы находимся «здесь и сейчас» и оперируем этим малым отрезком, даже — точкой времени и пространства.

«Легко вообразить, что две вещи происходят одновременно, потому что наши переходы от одной к другой могут быть очень быстрыми. Но даже тогда мы делаем только одну вещь за раз. Мы прыгаем взад и вперед, а не находимся одновременно в двух местах, что невозможно, — пишет Ч. Трунгпа. — Идея внимательности к уму состоит в том, чтобы замедлить это пульсирование, эти прыжки вперед и назад».

В мире сансары — то есть в нашем «невротическом» мире — «дела совершаются без внимательности». И все сделанное «оказывается разъединенным». Даже в счастливые времена «в действительности никто не чувствует себя хорошо». Внимательность к жизненному процессу позволяет увидеть связь между вещами иначать расшифровку «схемы мира». Зачем? Чтобы стать независимым от него и порождаемого им страдания. «Рождение есть страдание, старость есть страдание, смерть есть страдание, заботы, горести, боль, печаль, отчаянье — все это страдание; соединение с нелюбимым есть страдание; несоединение с любимым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание; короче говоря, пять групп привязанностей суть страдание» — гласит «Сатипаттхана-сутта». Будда учил пути преодоления страдания («восьмеричный путь») — это правильное познание, правильное размышление, правильная речь, правильное действие, правильные средства пропитания, правильное усилие, правильная внимательность, правильная сосредоточенность. Здесь мы говорим только о правильной внимательности (была ли при этом правильной наша речь?). Закончить же хочется цитатой из «Аспектов практики» Ч. Трунгпы, которая поможет нам быть внимательными: «На самом деле мы действуем на очень малой основе. Мы думаем, что мы велики, необычайно значительны, что мы занимаем все обширное пространство. Мы видим себя, имеющими прошлое и будущее. И мы присутствуем здесь своей «значительной частью». Но если мы возьмем на себя труд ясно вглядеться в себя в этот самый момент, мы увидим лишь песчинку, увидим всего лишь маленьких людей, занятых только этой крошечной точкой существования, которая называется «данным моментом».

Вот этот-то «данный момент» — все наше существование! — и лишен почти всегда нашего внимания…

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Ссылки по теме:

ПРАВДА.Ру:

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. Репортаж из колыбели буддизма

ЗАВТРА:

Андрей Девятов: КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА (Страна иных измерений)

Независимая газета

"Веда" означает "знание"

Славное 50-летие Тибета

Буддисты склонны к насилию

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Прокуратура Грузии требует Киев выдать Саакашвили
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Лодка-невидимка
Новый постпред президента Украины займется "де-оккупацией" Крыма
"Крокодил Данди": скандальный развод после счастливого брака
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Месть 90-х: России грозит депопуляция
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Таксист зарезал москвича за поездку без денег
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Естественная убыль россиян серьезно выросла
Самолеты-разведчики стали чаще появляться у российских границ