Почему в наше время неохотно подают нищим?

Многие из нас предпочитают не подавать нищим. Объясняя свои действия тем, что большинство просящих члены тайных цыганских банд или рабы, на которых наживаются бандиты. И даже если они работают «от себя», все равно эти деньги пропьют или вовсе потратят на наркотики.

Да и не всегда благодарны за подаяние: мало некоторым уже пяти рублей, хотят не меньше десяти. А кто-то сталкивался и с таким: одна женщина у вокзала подала булочку нищей девочке, так та плюнула на доброхотку и отшвырнула от себя хлеб ногой.

Статистика отмечает довольно приличное количество тех, кто не считает нужным делиться с «асоциальными элементами» даже десятью копейками. Руководствуются они отнюдь не предубеждением, что нищие, по сути, занимаются прибыльным бизнесом.

33% «отказников» не подают пьяным, 11% - цыганам, 7% - молодежи, 6% - бомжам, по 3% - мужчинам и мигрантам. Еще 3% не подают милостыню тем, «которые сидят с детьми», «которые просят: три рубля не хватает», «если вызывает отвращение», «кого не знаю», «богатым».

А ведь нищенство в европейских странах, да и вообще во всех христианских странах, в том числе и на Руси, считалось делом не просто совсем не постыдным, а вполне себе богоугодным. Быть нищим не каждый мог себе позволить.

Это требовало воздержания от мирских радостей, благородства, способности проходить пешком огромные расстояния и некоторого даже вкуса к этому делу. Если бы нас попросили представить себе нищего из Средневековья, мы его, наверное, описали бы как старца с длинной бородой и посохом, исполненного веры и собственного достоинства. А теперь?

Полупьяный бомж, подбирающий бутылки и врущий, что ему есть нечего; цыганские дети с золотыми украшениями; молодой здоровый парень в переходе, сочинивший сказку о больной бабушке. Взгляд просящего милостыню уже тоже изменился: из благочестивого, прямого он становится затравленным, злым, ненавидящим.

Может быть, причина тому всеобщее уравнение в социалистические времена, когда считалось, что работать на благо общества, исполнять какой-то посильный труд может каждый, а тот, кто этого не делает тунеядец и преступник.

Ведь раньше акт подаяния был своеобразным взаимовыгодным обменом: ты мне копейку на хлеб, я тебе – сознание того, что ты поступил великодушно и твой поступок угоден Богу.

В исламе вообще существует очень хитрый закон на этот счет: тот, кто посильно не подаст нищему у мечети, призывает позор на свой дом. А кто просит из нужды, делает очень важное дело, так как он снимает камни с душ приходящих, дает им возможность совершить доброе дело и замолить свои многочисленные грехи.

Во многих странах нищие были важной частью социума, полноправными его членами. Сегодня общественное мнение изменилось настолько, что нищенство презирается, мы были просто воспитаны в таком духе.

Но и теперь некоторых все-таки мучает совесть, когда из экономии или из каких-то еще соображений они не дают рубль или два нищему на остановке, в электричке или в метро. На все это можно взглянуть с такой точки зрения: тунеядствовать, конечно, нехорошо, никто не спорит, даже инвалид мог бы хоть как-нибудь поработать, но человек, который попрошайничает, унижен уже этим, он поступился своей гордостью и человеческим достоинством, и за одно это надо его пожалеть.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *