Последняя из «женщин-мужчин» открыла все секреты

В горах Албании еще живут женщины, имеющие социальный статус мужчины, присвоенный им согласно древнему средневековому закону, который в патриархальном обществе албанской деревни позволяет пользоваться правами и исполнять обязанности хозяина семьи и рода.

Одну из последних «женщин–мужчин» зовут Камил, (до перевоплощения - Камиле Стема). Самая младшая и восьмая дочь в семье, она, почти 80 лет назад, поклялась, что никогда не выйдет замуж и до конца своих дней сохранит целомудрие.

«Я сделала это потому, что моя мама, рано стала вдовой и одна растила всех нас», - сказала Камиле в интервью агентству Efe.

В девять лет Камиле заняла место своего отца. Она обрезала волосы и сменила женское платье на мужской костюм «брекуше»- («brekushe», традиционные длинные черные брюки, жилет, рубашку и белую шляпу) типичный для мужчин района Круйа (Kruja). Единственная вещь, которая сегодня в ее облике выглядит странной - это пистолет, который она постоянно носит за поясом.

Для того чтобы получить статус мужчины, Камиле нужно было заручиться поддержкой двенадцати взрослых мужчин, которым вменялось в обязанность следить, как она исполняет свой обет целомудрия. Женщина могла получить разрешение «стать мужчиной» не только тогда, когда семья оставалась без наследников мальчиков, но и тогда, когда дочь отказывалась выйти замуж за жениха, избранного отцом.

В патриархальном сельском обществе «обращенные» девственницы имели гораздо больше свобод, чем социально униженные женщины, при этом никого не волновал вопрос о возможной сексуальной переориентации «женщин-мужчин».

Этот социальный феномен, последние 20 представителей которого доживают свой век в Албании, восходит к средневековому Дукаджинскому кодексу (Lek Dukagjini- могущественный феодал, живший в IV веке ), который определял жизнь горных албанцев в IV-XIX веке.

Камиле с ностальгией вспоминает длинные беседы в кругу мужчин за раскуриванием табака, о том, как она пасла на отдаленных лугах стадо коз, праздник ракии ( виноградной водки) и пятничную молитву в мечети среди мужчин, те моменты ее жизни, которые она никогда бы не пережила будучи простой женщиной.

На вопрос, одевала ли она когда-нибудь передник, чтобы помыть посуду, Камиле ответила: «Я же не женщина». Она очень довольна, что прожила жизнь как мужчина и говорит, что никогда с ними не ругалась. Однако, рассказывая о своих привилегиях и приятных моментах, она не забывает и о некоторых недостатках своего двойного бытия.

Так она вспомнила, как на свадьбе ее сестры, один очень ревнивый мужчина попытался ее убить, когда в танце она приблизилась к его жене. Другим очень неприятным для нее воспоминанием являлась необходимость часами сидеть с мужчинами на деревенском сходе во время «критических дней».

«Я была обязана внешне походить на мужчину, поэтому перетягивала грудь полотенцем и носила объемные брюки и рубашку», - говорит Камиле.

Ее мать и сестры давно умерли, племянники уехали из деревни, и она живет совсем одна, однако нисколько не жалеет о своем выборе и судьбе. «Я живу одна, впрочем, так живет большинство обычных стариков, которые вырастили детей. Дети все равно рано или поздно покидают родителей», - говорит одна из последних «женщин-мужчин».

Камиле критикует современных представителей сильного пола, которые потеряли доблесть и мужественность, поскольку в угоду женским желаниям выполняют их приказы.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить