"Парни из автобуса" перестали доставлять удовольствие

Они называют себя романтическим именем, вспоминая, как еще пару лет назад могли провести несколько вечеров подряд наедине с будущим президентом. Но теперь их старательно избегают, а те, кто сражается за верховную власть, с вожделением смотрят на скромного человека в темном…

«Только для журналистов из группы сопровождения», - гласит строгая надпись на нескольких креслах пресс-центра в Нэшвилле. Здесь как на тронах восседают репортеры элитного пула, которые по пятам следуют за Бараком Обамой и Джоном Маккейном во время предвыборных поездок по стране. ABC, NBC, New York Times, Washington Post – звезды первой величины, примерно по 20 человек на каждого кандидата в президенты.

Казалось бы, лучших условий для охоты за эксклюзивом пожелать невозможно – но в разговорах с коллегами из SPIEGEL ONLINE зубры американской журналистики признаются, что, на самом деле, не все так безоблачно.

Итак, репортеры-звезды с первых рядов важно стучат по клавишам ноутбуков, чтобы после пресс-конференции первыми получить горячие комментарии. Но как только Обама и Маккейн закончили свои выступления, все, как по команде, смотрят на человека в темном костюме, сидящего в глубине зала. Это Марк Хэлприн, руководитель популярного портала The Page. Он не принадлежит к элитному журналистскому пулу, но на его странице уже через минуту будут выставлены оценки за выступление обоим кандидатам.

Роберт Гиббс, отвечающий в штабе Обамы за связи с общественностью, тоже не уделяет сопровождающим журналистам излишнего внимания. Его позвали в прямой эфир на Fox News. На следующее утро, обиженно замечает Washington Post, Гиббс отсыпается в самолете своего кандидата, вместо того, чтобы обхаживать прессу. А Маккейн и Обама вообще пропали из виду.

Журналисты «кандидатского пула» все еще по привычке именуют себя «парнями из автобуса» (так называлась легендарная книга о президентской гонке 1972 года), хотя среди них теперь есть и женщины, а путешествовать приходится на самолете. Это выражение символизирует романтический дух предвыборных приключений, восхитительный аромат эксклюзивности.

Но «парни» все чаще спрашивают себя – они действительно в самом центре событий или просто наблюдают за ними со стороны? «Теперь все намного быстрее, конкуренция больше», - жалуется Джонатан Олтер из Newsweek.

Порталы вроде The Page предлагают самую свежую информацию 24 часа в сутки, выкладывают на сайте целые отрывки из речей кандидатов. Кабельные каналы передают пресс-конференции в прямом эфире, на YouTube сразу появляется каждая оговорка участника предвыборной гонки.

А если журналистов вообще не допускают на какое-то мероприятие, кто-нибудь из приглашенных гостей сразу процитирует все самое интересное в своем блоге – как это случилось со скандальной фразой Обамы по поводу того, что белые «цепляются» за свое оружие и религию. Теперь самые консервативные газеты уделяют все больше внимания онлайн-версиям, чтобы звездные репортеры донесли до публики свои впечатления как можно быстрее.

Но даже самых знаменитых журналистов все реже подпускают непосредственно к кандидатам. Советники Обамы ссылаются на то, что из-за кривотолков по поводу странного имени и, якобы, исламских корней имидж их подопечного надо контролировать особенно строго. Дэвид Броудер из Washington Post вспоминает, как несколько лет назад он, работая над очерком, три вечера подряд ужинал с Маккейном. Но теперь советники на протяжении пяти недель вообще запрещали республиканцу давать пресс-конференции.

Мэтт Бэй из New York Times Magazine вспоминает, как в 1988 году журналистов «предвыборного пула» у трапа самолета встречали аплодисментами. А сейчас в толпе презрительно фыркают: «Ишь ты, элита». «Время не повернуть назад», - сетует ветеран Джонатан Олтер. Ему пора бежать – надо еще написать комментарий для онлайн-версии.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить