Какие места безопасны в маршрутках

Жители столицы и регионов порой ужасаются условиям проезда в маршрутках. Наряду с белыми «Фордами», «Мерседесами», и новыми «Газелями», пассажирам некоторых маршрутов приходится трястись в старых автомобилях, зачастую даже не обеспечивающих безопасности при возможной аварии. До недавнего времени прибыли транспортников считались важнее жизней горожан, но сегодня ситуация меняется.

Прокуратуры Северного и Западного административных округов Москвы возбудили сразу шесть уголовных дел, в отношении водителей маршруток четырех таксомоторных парков Москвы, оказывающих услуги, не отвечающие требованиям безопасности людей и здоровья потребителей. По результатам проверки ООО «Таксомоторный парк № 20», ООО «Север-Авто», ООО «Северный тракт» и ООО «Попутчик» выяснилось, что транспортные средства продолжали осуществлять пассажирские перевозки, имея серьезные технические неисправности.

В частности, как сообщает РИА «Новости», нарушения касались эксплуатации транспортных средств без зеркала заднего вида, с незакрепленными пассажирскими сидениями, с неисправностями внешних световых приборов, стеклоомывателя, блокировкой аварийного выхода, нарушениями герметичности системы охлаждения двигателя.

Между тем, именно эти нарушения представляют серьезную опасность для здоровья, а в случае аварии, и для жизни пассажиров. Одно только нарушение герметичности трубопроводов, и попадание газов и испарений двигателя в салон может вызвать мигрень и обморок.

По словам первого замруководителя Департамента транспорта и связи города Москвы Александра Воробьева, запах бензина в салоне автомобиля не допускается. И если запах присутствует, значит, автомобиль технически неисправен.

Прочие неисправности могут оказаться просто смертельными. Так, во многих маршрутках нет ремней безопасности для каждого пассажира; зачастую, в силу соображений «уплотнения» и выгодности отсутствуют порядное расположение сидений, которое помогает пассажирам удержаться на месте в случае столкновения. Разболтанные сиденья довольно часто бывают не закреплены, что при аварии грозит тяжелой ударной травмой.

И если отсутствие зеркал заднего вида в маршрутках может явиться первоначальной причиной аварии, то блокировка аварийного выхода («лень каждый раз проверять») грозит тем, что пассажиры не смогут выбраться, к примеру, из горящего уже после аварии автомобиля. Последствия, как говорится – без комментариев – еще несколько трупов в сводках ДТП.

«Конкретную степень опасности для жизни пассажиров можно определить с помощью краш-теста. Вообще же такие вещи должны быть исключены, так как у автотранспорта должно быть удостоверение типа транспортного средства, талон техосмотра. В организациях тоже должен проводиться периодический, а то и ежедневный осмотр транспортного средства», - заявил «Правде.Ру» эксперт Центра технической экспертизы НАМИ Артем Федоров.

К счастью, сегодня перевозки в маршрутках с техническими неисправностями, взяты в РФ под более жесткий контроль. И если еще несколько лет назад за такие «прегрешения» госавтоинспектор мог просто оштрафовать водителя на 100-500 рублей, то по результатам последних проверок, о которых говорилось выше, против перевозчиков уже возбуждены уголовные дела.

В случае осуждения по статье 238, ч.1 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) УК РФ, им грозит куда более серьезное наказание: от штрафа в размере до 300 тыс. рублей, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Тем не менее, «суд да дело» задним числом не помогут горожанам уберечь себя от опасности. «Что касается самого безопасного места в маршрутке, то это должен подсказывать здравый смысл. - Более точные рекомендации можно делать только после краш-теста конкретного типа автомобиля», - считает Артем Федоров.

Пока же результатов краш-теста маршруток не опубликовано, пассажиры давно провели собственные исследования. Так, ссылаясь на консультации с работниками ГИБДД, некоторые из них утверждают, что самым безопасным местом в маршрутке считается первый ряд сидений, обращенный спиной к дороге: при резком торможении, или столкновении пассажир не вылетит из машины через стекло. Места же напротив считаются наиболее опасными, наряду с местом возле пассажирской двери.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить