Новый город у моря

Еще шесть веков назад в Нидерландах поставили на поток технологию намыва суши. Так что сейчас едва ли не половина Амстердама, включая центральный железнодорожный вокзал и новый городской парк, находится на искусственных землях.

Однако к концу прошлого века, когда рынок окончательно стал мировым, а возможности строительной индустрии резко расширились, голландцы стали экспортировать свою древнюю, но уже существенно модернизированную технологию – в первую очередь, в страны, испытывающие такой же острый дефицит земли. Наиболее заинтересованным импортером, как и следовало ожидать, оказалась Япония. Впрочем, ее превзошел Сингапур, намывший и насыпавший аж до четверти своей нынешней территории.

Опыт пригодился даже в странах, которым, на первый взгляд, и своей земли хватает. Например, Китай как раз сейчас строит самый большой в мире грузовой порт, начав с намыва на рейде старого порта огромного куска искусственной суши. А чуть южнее, в Гонконге, на таких же искусственных участках уже появились сначала международный аэропорт Чек Лэп Кок, а теперь еще и парк развлечений Пенни-Бей.

Даже Австралия, где плотность населения не превышает 2 человек на км2, тоже намыла в сиднейской бухте небольшой островок, чтобы поставить там знаменитый на весь мир оперный театр. Дело в том, что избыточные земли на континенте – это пустыни, а в миллионном городе и здесь каждый участок на счету. А с другой стороны, «музыкальный остров» лишь придал Сиднею экзотики и повысил его туристический рейтинг.

Несомненно, теми же соображениями руководствовались и эмиры Катара и ОАЭ, заказавшие аналогичные проекты у своих берегов в Персидском заливе. Сегодня острова Жемчужина Катара, Пальмы и Мир – это место отдыха самых богатых и притязательных в мире туристов, и доход от расположенных здесь отелей с гольф- и яхт-клубами и пляжами давно сравним только с нефтяным.

Одним словом, индустрия строительства суши, созданная голландцами еще в средние века, ныне широко востребована во всем мире. Причем не исключение – даже Россия, которой, согласно всеобщему заблуждению, и своей-то земли девать некуда.

Последние 15 лет в стране наблюдается устойчивый рост строительной индустрии, на фоне которого крупным городам давно уже не хватает земли. Идею добыть ее у моря, как и следовало ожидать, первым подхватил Питер – город, построенный голландскими инженерами.

Нынешний пассажирский порт в устье Невы давно не вмещает заходящих сюда океанских лайнеров, вынужденных тесниться на рейде. Однако сейчас в Петербурге успешно начато строительство нового порта с элитным жилым районом на искусственном продолжении Васильевского острова площадью без малого в 500 га. 

Позади время, когда к услугам наших отпускников было все черноморское побережье от Одессы до Батума. Сегодня Сочи остался едва ли не единственным морским курортом на территории РФ, а его возможности не беспредельны.

Этот уникальный по своим природным характеристикам уголок представляет собой узкую полоску суши между морем и горами (причем заповедными). Кроме того, не будем забывать, что город не только стал новой олимпийской столицей, но и вот уже девятый год является фактически второй столицей РФ – постоянной резиденцией руководителей государства. Чтобы успешно справляться со всеми этими функциями, развиваться без ущерба для экологии Сочи еще больше, чем Петербургу, необходима новая земля, взять которую возможно лишь у моря.

Конечно, Черное море, в отличие от Балтики или Персидского залива, не так благоприятно для строительства. Глубина здесь впятеро больше, регулярно случаются бури и есть подводные течения. Тем не менее, до 2013 года у побережья Сочи, против мыса Видного тоже должен появиться новый остров, повторяющий своими очертаниями контуры РФ, за что уже получил название Федерация.

Сначала строители забьют в морское дно сверхпрочные бетонные сваи разной высоты, потом уложат между ними смесь бетона и камня в виде гигантской чаши, сверху насыпят песок, а с юга прикроют остров по всей длине 11-метровым волнорезом. Таким образом, не только 24 км пляжа на самом острове, но и городские пляжи будут полностью гарантированы от размыва. Остров будет застроен всем необходимым современному европейскому курорту, а его инженерная и транспортная инфраструктура уйдет под землю.

В рамках только что закончившегося Международного инвестиционного форума «Сочи – 2008» инвестиционный проект «Остров Федерация» был представлен одноименной управляющей компанией и ее партнерами (ГП «23-й Государственный морской проектный институт МО РФ» и

Новый город у моря
Новый город у моря
голландской фирмой «Виттевейн + Бос») и получил высокую оценку, как руководителей края и федерального правительства, так и частных инвесторов.

С последними, уверен вице-президент компании Григорий Усыченко, проблем уж точно не будет. Не смотря на мировой кризис, наша стройиндустрия по-прежнему на подъеме. На нынешних площадках инвесторам давно уже тесно, и они ищут новые. А Сочи среди них – пожалуй, наиболее перспективная.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить