Сказки судьи Бальтасара Гарсона

Кто и зачем фабрикует "сенсационные дела" против россиян в Испании? Как амбиции испанского судьи, отстраненного от дел по подозрению в коррупции, чуть было не потопили судоходную компанию "Калунга"

Владимир Кокорев, доктор исторических наук, чьи исследования Африканского региона до сих служат учебными пособиями для студентов российских вузов, в прошлом был советским дипломатом и лично переводил с испанского языка для Брежнева, Андропова и Черненко, а после распада СССР уехал в Испанию, где со временем стал успешным предпринимателем.

И вот чуть менее года назад в испанской прессе появились абсурдные домыслы о том, что он то ли обокрал президента Экваториальной Гвинеи, то ли "отмыл" по его поручению в Испании 26,4 миллиона долларов. Как написал по этому поводу недавно журнал "Профиль": "Владимир Кокорев не давал никаких поводов заподозрить его в связях с криминалом. И его репутация страдает совершенно необоснованно".

А началось все с того, что две испанские газеты "El Mundo" и "El Pais" в конце сентября 2009 года опубликовали практически идентичные по смыслу материалы о деятельности судоходной компании "Калунга", владельцем которой является Владимир Кокорев. В частности, в них говорилось, что "супруги Юлия и Владимир Кокоревы были вызваны в прокуратуру Испании для дачи показаний по движению денежных средств на их банковских счетах".

Заметим, что упомянутые выше издания являются одними из самых читаемых в Испании, и их позиции по каким-либо вопросам совпадают исключительно редко. Возможно, именно совпадение точек зрения двух "недружелюбных" испанских изданий, убедило некоторые российские издания опубликовать статьи, содержащие  непроверенные сведения, впоследствии оказавшиеся ложными. Тогда газеты запестрели заголовками вроде "Русская супружеская пара "кинула" президента Гвинеи на 26,4 млн долларов"

Бывший дипломат Кокорев строил свой бизнес с нуля. Сначала торговал мороженой рыбой, затем лесом. Через некоторое время, используя связи, оставшиеся со времен дипломатической работы, он основал компанию по перевозке грузов и обслуживанию судов, в которой стали работать около трехсот моряков,  выходцев из России, Украины, Латвии и Эстонии, оставшимся не у дел после распада Союза.

Фото: AP

Каково же было их удивление, когда компания, в которой они работали, была названа в испанской прессе "несуществующей", а корабли, на которых они несколько лет перевозили грузы, за что получали законное жалование, - и вовсе окрестили "летучими голландцами". В конце декабря 2009 года появилось "Открытое письмо моряков "Калунга" в защиту Кокорева В.Б. и членов его семьи", которое подписали 244 моряка, плававшие в разное время на судах, управлявшихся компанией "Калунга", из Севастополя, Херсона, Николаева, Керчи, Бобруйска, Бродов, Борисова, Первомайска, Клайпеды  и Таллина.

Между тем, попытка через испанскую прессу сфабриковать "дело" против Владимира Кокорева обрастает все новыми подробностями.

Ловкий Гарсон для банкира Ботина

Оказывается, в 2004 году, Владимир Кокорев, как и многие другие крупные бизнесмены, у которых есть счета в американских банках, уже проходил проверку в испанской прокуратуре. Она была инициирована властями США, которые в рамках так называемого Patriotic Act после 11 сентября 2001 проверяли всю банковскую систему страны, через которую осуществлялись международные взаиморасчеты.

Тогда у испанских правоохранителей "гвинейские" платежи "Калунги" никаких претензий не вызвали. Уже одно это доказывает, что судоходная компания Кокорева никакая не "фирма-призрак", созданная для отмывания денег гвинейского президента, а серьезный игрок, работающий на рынке длительное время. Однако для испанских СМИ эта информация почему-то послужила не доказательством чистоты репутации "Калунги", а совсем наоборот.

Дальше - еще интереснее. Выясняется, что информация о якобы ведущемся в Испании следствии против российского бизнесмена просочилась в прессу как раз в тот момент, когда было начато расследование деятельности испанского банкира Эмилио Ботина. А вел его скандально известный судья Бальтасар Гарсон, недавно отстраненный от должности после того, как сам стал фигурантом сразу трех уголовных дел, самое серьезное из которых - "по обвинению в коррупции". И связано оно как раз с тем, что Гарсон прекратил одно из уголовных дел против упомянутого выше банкира в обмен на "спонсорскую помощь" размером в 300 тыс. долларов. 

Гарсон приобрел широкую известность в 1998 году, когда выдвинул обвинения в нарушении прав человека против бывшего чилийского диктатора Пиночета и потребовал выдать его Испании. Пиночета ему не выдали. Тогда судья по тем же обвинениям попытался преследовать бывших членов аргентинской хунты. Но и здесь тщетно: самопиар на масштабах дела, и больше ничего.

Прекращение следствия против Ботина, по всей видимости, было не единственной услугой, оказанной судьей банкиру. Популярному испанскому интернет-изданию El Confidencial удалось выяснить некоторые подробности их взаимовыгодного сотрудничества. В процессе расследования денежных переводов, сделанных бывшим чилийским диктатором Пиночетом в подконтрольные Ботину банки, судья Гарсон оговаривал с банкиром некую "спонсорскую помощь" за неразглашение этой информации.  Видимо, популярность и помощь вынужденных "спонсоров" окончательно вскружила голову слуге закона.

Фото: AP

И он стал искать новые темы для сенсационных разоблачений. Тут, конечно же, вечнозеленая в Испании тема "русской мафии" просто не могла пройти мимо Бальтасара Гарсона.  Подвернувшаяся ему под руку судоходная компания Владимира Кокорева и была "пришита" к делу. Тем более что она получала в Испании денежные переводы из того же самого американского банка "РИГГС", где лежали деньги Пиночета. А счета у "Калунги" были открыты, по стечению обстоятельств, в подконтрольном Ботину банке "Сантандер". 

Получается, что Гарсон, инициируя в прессе шумиху против "Калунги", мог сразу убить двух, а то и трех, зайцев: во-первых, отвлечь крупным международным скандалом внимание правоохранительных органов от расследования деятельности своего подельника Ботина; во-вторых,действовать по схеме, которая уже сработала в истории с Пиночетом, и заставить банкира Ботина еще раз раскошелиться; в-третьих, заработать себе несколько дополнительных очков к репутации "борца", на сей раз с "русской мафией", отнюдь не лишних для судьи, оказавшегося в положении подследственного.

Но провернуть эту комбинацию не удалось. И вот почему. Ознакомившись с материалами предварительных прокурорских проверок бизнеса Кокорева, испанский судья понял, что речь идет об обычной судоходной компании, которой правительство Экваториальной Гвинеи оплачивало контракты и счета за выполненную работу, ремонт и обслуживание судов. Об этом Гарсон если не знал заранее, то уж точно не мог не догадываться. Поэтому он, конечно же, понимал, что представить реально существующую компанию в качестве несуществующего буфера для накапливания денежных средств с целью их "отмывания" вряд ли удастся. И не будь у него дополнительных сведений, Гарсон, скорее всего, не решился бы осуществить задуманное. Но... 

Оливье "доказательств" от лица Олье

Оказывается, еще до появления скандальных публикаций в испанской прессе старый знакомый судьи, преподаватель права Мануэль Олье поведал ему, что президент Экваториальной Гвинеи Теодор Объянг каким-то образом связан с компанией Кокорева: то ли является одним из учредителей, то ли и вовсе владельцем. Информация казалась настолько точной, что тут-то в голове Гарсона и созрел план "расследования" деятельности "Калунги", - и он запустил комбинацию.  

В испанском праве есть такая особенность:  по представлению любого частного лица судья может возбудить уголовное дело в отношении кого угодно, хоть Папы Римского, минуя стадии предварительного расследования в полиции и прокуратуре. Таким "частным лицом" в громких делах Гарсона неизменно выступал один и тот же человек - всё тот же Мануэль Олье.

Фото: AP

В случае с латиноамериканскими диктаторами, обвинявшимися в похищениях и массовых убийствах, роль общественного обвинения, которое и инициировал Олье, была скорее вспомогательной. Но в готовившемся процессе против президента бывшей испанской колонии в Африке Теодора Объянга и Владимира Кокорева "частное лицо" Мануэль Олье принял самое деятельное участие. Он заявил, что провел сложнейшее расследование по "новейшим международным методикам". И Гарсон ему поверил. 

Правда, речь на этот раз шла не о пытках и убийствах людей, имевших место много лет назад, а о вполне актуальной 90-метровой квартире на Канарах. И если верить тому, что рассказывал журналистам в своих многочисленных интервью Мануэль Олье, то для ее приобретения президенту Теодоро Объянгу, которого испанская пресса, кстати, называет "одним из богатейших людей мира", пришлось "отмывать" деньги через небольшую судоходную компанию "Калунга".  

Но Олье ошибся: ни Объянг не имел никакого отношения к принадлежавшей Кокореву "Калунге", ни сама эта компания никогда не занималась операциями на рынке недвижимости. И казавшаяся беспроигрышной комбинация Гарсона в одночасье рухнула.

Однако все это не помешало Олье продолжать морочить голову журналистам. Его домыслы, подкрепленные авторитетом Гарсона (пока самого судью не отстранили от должности), и вызвали к жизни подхваченные прессой слухи о том, что российский бизнесмен "отмывал" деньги для президента Экваториальной Гвинеи.

В отличие от отстраненного от дел Гарсона, которому, видимо, вскоре придется отвечать перед законом за серьезные превышения служебных полномочий и, возможно, коррупцию, у Олье все складывается отлично. Громкое дело помогло ему из борцов с коррупцией в Африке перейти в лагерь защитников местных испанских коррупционеров.

Благодаря запущенной в прессе кампании саморекламы он сумел получить приглашение принять участие в одном из самых громких процессов в современной Испании. И Мануэля Олье ничуть не смущает то, что его нынешнего подзащитного, бывшего президента Балеарских островов (одна из испанских автономий) Хайме Матаса обвиняют в многомиллионных хищениях на острове Майорка. Ученик Олье явно превзошел учителя Гарсона... 

Российские судьи разоблачили испанский "слив"

Полгода назад информация о "российском бизнесмене,  обманувшем президента Гвинеи", была перепечатана в более чем десяти российских изданиях, доверившихся испанским таблоидам. Теперь после объяснений Владимира Кокорева и его адвокатов, предоставивших журналистам и судьям доказательства нелепости обвинений, все становится на свои места.

Фото: AP

"Дело не только во Владимире Кокореве,  - говорит адвокат российского бизнесмена Кирилл Ющенков, - клевета в прессе нанесла ущерб репутации сотен моряков, работавших в созданной им компании "Калунга". Все эти люди борются сегодня за свои честь и достоинство".

Так что теперь в  наших изданиях одна за другой появляются новости, опровергающие "сенсационные разоблачения" испанской прессы.  Их содержание сводится к следующему: "Cведения, опубликованные на нашем информационном ресурсе в статье под названием "Трое россиян обокрали президента Экваториальной Гвинеи", содержащие утверждения о том, что "Трое россиян обокрали президента Экваториальной Гвинеи", "Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг, его семья и члены правительства страны потеряли 26,4 млн долларов, в результате мошенничества, которое совершила российская чета", "Супруги-россияне похитили деньги, на которые президент африканской страны и его приближенные собирались купить недвижимости в Испании", - являются не соответствующими действительности и порочат честь и достоинство семьи Кокоревых".

В свое время известный африканист Владимир Кокорев по роду своей дипломатической деятельности  прошел через "огонь"  неспокойных африканских стран, а теперь он в полной мере испытал на себе "медные трубы" испанской прессы.

Автор Нариман Тагилов
Нариман Тагилов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить