Куда заводят суеверия и приметы

Вы все утро гладили новый белый костюм, тщательно собирались и начищали туфли. А как только вышли за порог, яркое солнце заслонили тучи, и начался ливень. С этой минуты вы уверены, что боги на вас сердиты и весь день вас будут преследовать неудачи. Но так ли это на самом деле?

Каждый из нас имеет свои фобии: кто-то боится черных кошек, а кто-то ни за что не откроет зонт в квартире, у некоторых есть "счастливый" турникет в метро или футболка, в которой лучше всего ходить с просьбами к начальству. Мы — рабы примет.

"Я не могу объяснить, почему я смотрюсь в зеркало, если мне приходится вернуться домой за забытой вещью. Но я буду чувствовать себя неуютно и тревожно, если не сделаю этого", — так может объяснить свое поведение любой из нас.

Казалось бы, ритуалы и суеверия — это отзвуки языческого прошлого. Они давно должны были изжить себя, но, тем не менее, по словам психологов и социологов,  все больше в нас крепнут.

Читайте также: Изнанка цыганского "исцеления"

Постучав по деревяшке и плюнув через левое плечо — мы "создаем" невидимую защиту. Мы находим в суеверии спасение, убежище от зла. Точно также поступали наши предки, чтобы отвести неудачу. Если мы не имеем возможности управлять миром в целом, то хотя бы пытаемся обрести контроль над своим маленьким углом.

Директор крупной компании и мать троих детей — успешная, современная женщина — регулярно бросает соль через левое плечо, дабы отвести "дурной глаз". Это она объясняет просто: "Моя мама так всегда делала, и я побаиваюсь, что что-то случится, если я не буду делать также".

Конечно, это все мелочи, которые, скорее, умиляют, чем вызывают недоумение. Куда хуже, если подобные верования превращаются в манию. 77 процентов  жителей Британии признались, что у них есть определенный набор ритуалов, еще 49 сказали, что подвержены суевериям в чрезвычайной степени.

Психиатр Аллан Норрис рассказывает, что большинство детей имеет целую систему хороших и дурных примет, но вырастая, люди забывают о них. Правда, остается некий процент, у которого детская вера в сверхъестественное перерастает в обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). У больного появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от тревоги с помощью так же навязчивых и утомительных действий (компульсий).

Фото: AP

Другими словами, такие люди могут мыть по 50 раз в день руки, всякий раз используя новый кусок мыла, панически боятся наступать на трещины в асфальте… Избавиться от этих ритуалов им мешает иррациональный страх.

"Когда я заказываю еду на дом, я должна удостовериться, что закрыла дверь в квартиру прежде, чем курьер сел в свою машину. Если он вдруг посмотрел на мои окна, то я обязательно должна сказать себе: "Он меня не видел", иначе просто сойду с ума", — откровенничает одна из таких больных.

"Мы становимся более нервными, потому что темп жизни ускоряется, а сама она становится более насыщенной, напряженной. Мы стараемся облегчить страх всеми доступными способами, пусть они порой и выглядят глупо", — объясняют психологи.

Пятница 13-е: по дереву постучи, но не верь

Специалисты говорят, что в самих ритуалах и суевериях нет ничего плохого, если только они не становятся навязчивыми. ОКР с годами только прогрессирует, и человек уже не может нормально жить.

Умом вы понимаете, что прикосновение ко всем красным автомобилям на дороге никак не повлияет на вселенную, но остановиться — не можете.

Интересен и тот факт, что больные ОКР — чаще люди с высоким уровнем интеллекта, так как сама природа расстройства нуждается в сложных мыслительных аллюзиях. Чаще это — представители среднего класса, 48 процентов — холостые.

Как бы то ни было, лучше верить в хорошие приметы, чем в дурные предзнаменования. Так что не поддавайтесь панике и скрестите пальцы на удачу!

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить