Забастовка на МЖД: точку в вопросе поставит суд

Забастовка работников локомотивных депо московского региона наделала немало шума в СМИ и на перронах подмосковных электричек. Утром в понедельник не вышли на работу несколько бригад на Ярославском и Горьковском направлениях, в результате чего в графике движения электропоездов возникли серьезные сбои. Руководство МЖД называет забастовку незаконной, такого же мнения придерживается «официальный» Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. Инициатор забастовки – «независимый» Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) – считает иначе.

Забастовка машинистов электричек на Московской железной дороге началась с 4:00 понедельника. По данным информагентств, ссылающихся на официальные источники, на половину 9-го утра на Ярославском направлении было задержано отправление 9 пригородных электропоездов, на Горьковском – 17. По другим данным в забастовке приняли участие всего 14 бригад машинистов. Организаторы забастовки говорят о более, чем 100 машинистах, отказавшихся приступить к своим рабочим обязанностям.

Забастовщики требуют увеличения заработной платы машиниста до 60 тысяч рублей в месяц, восстановления выплаты вознаграждения за выслугу лет, а также прекращения дискриминации работников железной дороги по признаку принадлежности к Российскому профессиональному союзу локомотивных бригад железнодорожников.

В свою очередь представители РЖД заявляют, что в забастовке участвуют не более 5 процентов локомотивных бригад, работающих на Горьковском и Ярославском направлениях магистрали. «Действия забастовщиков создали определенные трудности пассажирам в связи с высокой интенсивностью движения пригородных поездов в утренние «часы пик», - сообщил представитель РЖД. Данная акция «организована так называемым альтернативным профсоюзом «Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников» без предварительного уведомления», - подчеркнул он.

В свою очередь Московская железная дорога заявила, что ее сотрудники получают высокую зарплату, и на сегодняшний день социально-экономическое положение машинистов Мосузла - одно из лучших на сети железных дорог. По данным РЖД, средняя зарплата машиниста составляет 35-37 тысяч рублей.

ОАО «Российские железные дороги» назвало незаконным объявленный в понедельник утром «демонстративный и целенаправленный отказ от работы» небольшой группы членов локомотивных бригад.

Аналогичного мнения придерживаются в «официальном» профсоюзе - железнодорожников и транспортных строителей. Заместитель председателя профессионального объединения Сергей Железнов подчеркнул «Правде.Ру», что сотрудники железной дороги в соответствии с федеральным законом не имеют права на забастовку.

«Мы тоже требуем повышения зарплаты, но без остановок движения и без нарушения графика, без неудобства для пассажиров, - сказал Сергей Железнов в телефонном интервью нашему корреспонденту. – Мы ведем переговоры с администрацией и зарплата реально повыситься».

В действиях независимого профсоюза, по его мнению, «больше позерства, чем пользы». Сергей Железнов вообще усомнился, что забастовка была их «конкурентами» официально объявлена: «Есть ли здесь нарушение закона? Сейчас сложно сказать, потому что никто официально забастовку не объявлял. Я боюсь, что они могут просто струсить, и сказать, что это была не забастовка, а было вызвано нарушениями в действиях устройств».

Представитель «официального» профсоюза не исключил, что прописанная в Трудовом кодексе достаточно длительная процедура объявления забастовки не была соблюдена. «По-крайней мере, так считает администрация», - сказал он.

Действительно, в действиях «независимого» Профсоюза локомотивных бригад железнодорожников немало странного. Прежде всего, в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ», железнодорожники, «деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров…» не имеют права на забастовку.

В общем же случае процедура объявления забастовки подразумевает собрание работников, создание примирительной комиссии, выдвижение требований к работодателю, и лишь затем, в случае невыполнения требований – проведение предупредительной часовой забастовки. В любом случае, объявляя забастовку, ее организаторы должны предупредить об этом работодателя за три рабочих дня (если забастовка предупредительная) и за десять, если полноценная.

Сергей Храмов, глава профсоюза «Соцпроф», который ответил корреспонденту «Правды.Ру» по телефону, указанному в качестве контактного председателя РПЛБЖ Евгения Куликова, разъяснил, что сегодняшняя забастовка и есть предупредительная.

«РПЛБЖ входит в «Соцпроф» как членская организация, - сказал он, поясняя свое участие в забастовке машинистов электропоездов. – Насколько я  знаю, в первую смену не приступили к работе около 100 машинистов и даже больше. Сейчас принято решение, что забастовка приостанавливается и следующая смена выходит нормально на работу».

«Существуют правила, которые мы соблюдаем в той мере, в которой это необходимо в нашей уставной обязанности по выполнению требований членов профсоюза, - сказал Храмов. - Пока суд не принял какого-то решения, мы считаем, что забастовка законная».

«В ноябре, когда мы запланировали забастовку, Городской суд признал ее незаконной, что совершенно противоречит законодательству - принять такое решение в отношении не начавшейся забастовки. Мы соответственно сделали выводы и сменили механизм проведения забастовки», - пояснил он.

«Насколько я знаю, работодатель не был предупрежден по этому поводу, но таковы особенности этой отрасли и этой забастовки», - сказал Сергей Храмов.

Создается ощущение, что обе стороны этого конфликта по-разному трактуют положения законов. Так и в отношении закона о «Железнодорожном транспорте в РФ» Храмов считает, что он не содержит прямого запрета на забастовку: «В Законе есть 26 статья, там сказано, что эта статья вступает в силу после утверждения согласованного с профсоюзами перечнем профессий, которым запрещается бастовать. Такой перечень еще не согласован и не утвержден».

Таким образом, четкий ответ на вопрос, чья точка зрения верна, сможет дать только суд. Тем более, что к мнению суда апеллируют обе стороны конфликта.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Обсудить