Шпионские тайны: как "раскалывают" современных разведчиков

В настоящее время появилось много различных методов выявления лжи – как сугубо технологических, так и психологических. Однако даже вооруженных до зубов по последнему слову техники сотрудников силовых ведомств продолжают «дурить» агенты вражеских разведок и попросту преступники. О современных подходах к «раскалыванию» профессиональных лжецов рассказал бывший заместитель директора по науке и технологии Офиса национальной разведки США Эрик Хазелтин.

По его словам, при допросах до сих пор широко используется традиционный детектор лжи – то есть, прибор, измеряющий проводимость кожи, а значит, по сути – интенсивность выделение пота и уровень волнения подозреваемого. Как отмечает Хазелтин, это устройство плохо работает с людьми, имеющими наиболее подходящее для преступника психическое отклонение – так называемый синдром антисоциальной личности.

Такие люди абсолютно равнодушны к нуждам других и, соответственно, не испытывают чувства вины, не страдают от угрызений совести. К тому же, проверка на детекторе лжи - очень стрессирующая процедура, и даже правдивый человек, который боится, что ему не поверят, часто вводит в заблуждение не только технику, но и обслуживающий ее персонал. И поэтому детектор лжи используется исключительно как вспомогательное средство. С его помощью можно получить информацию, насколько подозреваемого волнует тема, по которой его будут опрашивать, а также – определить некоторые важные для следствия особенности его характера.

Значительно больше в вопросах выяснения истины современные спецслужбы полагаются на современные технологии. Среди них – магнитная томография, магнитная энцефалография, и очень продвинутая электроэнцефалография. Эти методы, конечно, не позволяют читать мыслей, но точно определяют, какие центры мозга подозреваемого наиболее активны во время допроса.

В частности, с помощью всех этих сложных методов можно узнать, действительно ли человек раньше видел фотографию, которую ему сейчас показывают. Некоторые из методов, имеющие отношение к нейрофизиологии, вызывают у эксперта смешанные чувства. «Не скажу, что я их опасаюсь, но я не очень оптимистичен по этому вопросу», заявил Хазелтин. По его мнению, лезть подозреваемому в мозг – это крайняя мера, которой в любом случае лучше бы избежать.

Также Хазелтину не кажутся эффективными пытки – даже если не принимать во внимание сострадание и мораль. По словам эксперта, они не позволяют узнать точную правду. В состоянии, близком к болевому шоку, человек готов принять на себя все, что угодно. А следствию это не нужно – оно должно знать, что подозреваемый совершил в реальности.

Хазелтин утверждает, что лучше всего «выбить» информацию из подозреваемого сможет опытный сотрудник, хорошо понимающий человеческую психологию. По его мнению, здесь человеческий мозг пока работает лучше, чем любой компьютер.

И все равно, считает он, быть настоящим шпионом, мошенником или актером – это такой же талант, как и любой другой. Людей, которые от природы наделены даром обманывать других, «расколоть» очень трудно. Они способны настраиваться на других людей, улавливать их затаенные желания, имеют прекрасную память, словом – это почти маги. И когда талант создавать ложь и талант ее разоблачать сталкиваются, возникает красивое сражение. Но в таком случае очень трудно предсказать, кто в конце концов победит.

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить