Дауншифтинг: мода или лекарство от стресса?

В то время пока одни из нас проводят большую часть своей жизни в душных офисах, откладывая деньги на старость, другие – покидают грязные мегаполисы, а заодно квартиры и дорогие авто, чтобы слиться с природой и обрести душевный покой.

Дауншифтинг - стремительно развивающееся социальное явление, подразумевающее отказ от хорошо оплачиваемых стрессов большого города в пользу душевного покоя за относительно невысокое вознаграждение. Ключевым в этом слове является слово «шифтинг», то есть – сдвиг. Человек «сдвигается» с прежнего места работы, места жительства, меняет стиль жизни.

Чаще всего такой человек решает «двинуть» в страны, в которых люди живут менее напряженной, и более естественной жизнью – прежде всего, в тропики. Например, знаменитый американский писатель Хемингуэй не так уж много прожил на родине, зато писал, что в Африке счастлив, как «с женщиной, которую любишь по-настоящему».

То же почувствовал и не столь великий человек – в прошлом представитель крупной американской телекоммуникационной компании, а ныне – владелец небольшого дайверского клуба в Египте. Первый раз оказавшись на Красном море во время отпуска, он попробовал нырнуть с аквалангом, - и сразу после этого ушел со своего поста и посвятил себя дайвингу.

Хемингуэю и его соотечественнику – в прошлом крупному менеджеру, а ныне спортсмену и мелкому предпринимателю – повезло. Изменив свою жизнь, они не понесли никаких материальных потерь. Однако в подавляющем большинстве случаев людям, выбравшие дауншифтинг, приходится не просто «сдвигаться», но и «сдвигаться вниз» - то есть, несколько урезать свой доход.

Первая волна хиппи принесла с собой в Индию множество молодых жителей США и Западной Европы, которые не захотели и не смогли разделять цели и планы своих родителей. В одном из документальных фильмов тех времен была показана девушка - наследница многомиллионного состояния. Она отказалась от папиных денег, уехала из Штатов и поселилась в Гоа. Во время интервью она выглядела необычайно счастливой и великолепно аргументировала свою позицию: человек не должен жить чужими ценностями, - он должен найти и реализовать свои. И подчас, как и уже упомянутые Хемингуэй и американский дайвер находит смысл жизни в общении с природой.

Один из распространенных видов «шифтинга» основан на разнице в ценах между развитыми и развивающимися странами. Как выяснилось, сыграть на этой разнице и жить на средства от сдаваемой на родине квартиры где-нибудь в экзотической стране могут не только представители «золотого миллиарда», но и россияне. В настоящее время существует достаточно обширные землячества россиян в Индии (Гоа), Таиланде, Непале. Однако менеджеры среднего звена, уехавшие в чужую страну ради моря и пальм, сталкиваются с определенными проблемами. Например, такие люди должны быть бездетными, или вернуться в Москву к тому моменту, когда их чадо пойдет в школу. Иначе их дети не получат нормального европейского среднего образования.

Иногда «дауншифтер» остается на родине, но уходит с «не своей» работы, и в дальнейшем отвергает приоритет плана «сколотить состояние». Между прочим, уже упомянутый Хемингуэй в свое время так и поступил. Он отказался от профессии журналиста, и решился на рискованный шаг – попытался жить своим творчеством. И ему открылась возможность неплохо зарабатывать, занимаясь любимым делом.

Конечно, так везет далеко не всем. Однако все художники, к которым в конце концов приходит призвание и слава в свое время приняли трудное решение – о том, что теперь смысл их жизни в искусстве – будет оно приносить деньги, или нет.

Поэтому, достаточно распространена такая форма дауншифтинга, как занятие искусством без каких-либо карьерных планов. Чтобы заниматься любимым делом, люди берутся за любую временную работу – в том числе за ремонт квартир или погрузку мебели. Как это ни парадоксально, может оказаться, что только благодаря таким энтузиастом станет возможно дальнейшее развитие современной музыки. Директор RIAA несколько лет назад объявил о том, что «Талантов в мире больше нет». Оснований для беспокойства тут быть не может: это всего лишь означает, что музыкальный бизнес в своем традиционном виде уже не нацелен на работу с талантами.

Лейблы берут послушных людей, которые позволяют вмешиваться в их творчество. И, между прочим, не так уж много им платят – особенно это касается последнего поколения американских и британских музыкантов. Соответственно, талантливым людям остается стать дауншифтерами. Возможно, в ближайшем будущем им удастся осуществить переворот в искусстве и даже заработать – просто сказать, у кого и как это получится, пока очень трудно.

Есть и другие возможности для дауншифтинга, некоторые из них – к счастью для всех нас, выбирают достаточно многие. У нас в стране невероятно низка оплата труда научных работников, но многие из них продолжают сохранять преданность своему призванию. Дауншифтерами можно в какой-то степени назвать и учителей, и даже врачей. Все эти люди работают, как правило, из любви к своему делу. И между прочим, если говорить о «туристической» составляющей дауншифтинга, то в этой среде ей также принято отдавать дань. Среди тех, кто предпочел творческую работу большим заработкам, распространена традиционная форма палаточного туризма, они любят за скромную еду и проживание в палатках поучаствовать в каких-то знаменитых раскопках – например, тех же египетских пирамид.