Слепые дети – покорители самых высоких мировых вершин. Не только горных.

Эта история началась несколько лет назад, когда слепой Эрик Вайхенмайер стал первым незрячим альпинистом, сумевшим покорить самую сложную вершину мира – Эверест. Джомолунгма не была единственной покоренной Эриком горой – он забрался еще на 7 вершин, среди которых крайне сложные Килиманджаро и Эльбрус. Вайхенмайер продолжал покорять все новые и новые горы, и однажды ему пришло письмо от номинанта на Нобелевскую премию Сабри Тенберкен. Эта женщина, слепая с 12 лет, вместе с голландским другом Кроном Ронненбергом учредила школу для невидящих детей Тибета «Брейль без границ». В письме Тенберкен рассказала, что маленькие ученики ее школы восхищаются подвигом Вайхенмайера и с нетерпением ждут встречи с ним. Однако у самого альпиниста была несколько другая идея.

Он не захотел ограничиться только одной беседой. Вайхенмайер решил подняться вместе с детьми на соседнюю с Джомолунгмой вершину. «Но для этого каждому из них надо преодолеть свой личный Эверест».

Через некоторое время альпинист вместе с 6 подростками отправились в путь. Сопровождала покорителей вершин съемочная группа британской телекомпании Би-Би-Си. На днях документальный фильм о трехнедельном подъеме к вершине увидел свет. В нем рассказывается о жизни, с трудностями и лишениями, слепых подростков. Этот фильм, кстати, снят на злобу дня – к Тибету приковано внимание мировой общественности, но в другом ракурсе. Пока политики всего мира разрывают на части «проблемный регион», слепые подростки доказывают, что чудеса, даже для незрячих людей, возможны.

Хотя чуда в жизни этих детей крайне мало. У большинства из них было очень тяжелое детство. В Тибете считается, что незрячие дети рождаются у злых и порочных родителей. Именно поэтому взрослые своих слепых детей стыдятся и часто запирают в домах. 19-летнего Таши (чье имя переводится как «счастливый») в детстве родители продали другой семье, в которой тот должен был зарабатывать деньги попрошайничеством. Но деньги он добывать не смог, и тогда его начали бить. Таши убежал, и позже очутился в школе для детей - инвалидов. Там он обрел настоящую семью и дом. И именно там, наконец,понял, что слепой человек ничуть не отличается от зрячего. «Важно не то, что у нас «мертвые» глаза, а то, что у нас сердце «живое», - говорит паренек.

17-летний Гиеншен потерял зрение в 9 лет и следующие 4 года провел взаперти – родители стеснялись «ущербного» ребенка. Но в том, что от него отвернулись близкие, ни Гиеншен, ни другие слепые никого не винят. «Это потому, что в прошлой жизни я совершал плохие поступки. Вот и расплачиваюсь за них в этой», - просто и доступно все объясняет молодой парнишка по имени Тензин.

Процент слепых в Тибете вдвое выше, чем в остальном мире. Только по официальным данным, из 2,6 миллионов жителей более 35 тысяч слепых. Пичина столь печальной статистики высота, жесткое солнечное излучение и отсутствие должного медицинского обеспечения. Красный крест и другие организации пытались помочь: было организовано несколько палаточных лагерей, где незрячим делали операции, а местных врачей обучали методикам профилактики и лечения глазных заболеваний. Первым местом именно психологической реабилитации стала школа для слепых «Брейль без границ». Выяснилось, что для языка Брейля не существует тибетского языка. Это препятствие организатор школы, Сабри Тенберкен, устранила за 2 недели – столько времени ей потребовалось, чтобы разработать тибетскую азбуку для слепых. Поначалу к затее Сабри местные жители относились с недоверием – боялись, что она будет навязывать свои политические или религиозные убеждения. Потребовалось несколько лет, чтобы жители Тибета убедились в благородстве ее побуждений. Не были они против и восхождения шестерых детей.

На полпути к вершине горы Лхакпа Ри трем ребятам стало плохо – из-за высоты у них упало давление и закружилась голова, и их пришлось вернуть домой. Но с оставшимися детьми альпинист продолжал путь. Они не дошли до вершины, но установили свой рекорд – рекорд своей выносливости, силы воли и желания победить. Всем сомнениям и предрассудкам вопреки.

Обсудить