Поволжское село дало обет безбрачия

Уже 200 лет в Поволжье существует необычный «мирской» монастырь. Община верующих живет в самарском селе Красные Ключи, основу ее устава составляют труд, послушание и обет безбрачия.

При Михайло-Архангельском храме, расположенном в Похвистневском районе Самарской области, живет около 40 общинников. 200 лет назад община именовала себя «беседниками»: после молитв шли беседы о Божьем. Теперь же, во избежание назойливых вопросов о сектантстве, православные решили отойти от «беседничества», объясняя это так: «Мы - течение внутри самого православия и существуем в форме «монастыря в миру». В основе нашего устава - труд, молитва, послушание. Женщины добровольно принимают обет безбрачия. Это все и называется спасением души.

Первейший постулат «мирского монастыря» – труд. Здесь все именуют себя братьями и сЕстрами (именно так, не через «ё»), в основном, это обслуга храма, живущая на послушании. Община редко использует наемный труд, обитают здесь исключительно добровольцы-аскеты – те, кого принимают и кто признает полумонашеский устав. Абсолютно все члены общины, без возрастных ограничений, трудятся не покладая рук.

Как у рачительных хозяев, здесь есть все: коровы, птица, лошадь, пасека, земля с покосными площадями, 20 жилых домов. Из основных культур произрастает картофель и кормовая свекла, все остальное выращивается по желанию. Каким бы ни был год, в общине никогда не голодают. Постный борщ, которым кормят гостей, не подадут ни в одном ресторане, он до того вкусен, что от добавки не отказаться. Фирменную кисло-сладкую окрошку на удивительно вкусном квасе готовит заезжая келейница, пенсионерка Клавдия Вишнякова. Она - мать самарского офицера, повариха-ас, в Красных Ключах не живет постоянно, лишь приезжает летом для подмоги. Это происходит, чаще, в паломнические наплывы и тогда она становится помощницей основной поварихе, общиннице Наталье Мирсковой.

В «монастыре» царит не только строжайшая дисциплина, но и на полную мощь используется техника, которая была ранее в колхозах: грузовичок, трактора, бороны, ворошилка для сена, пять легковушек. Управляют ими все женщины из общины, у большинства есть автоправа. Однако виртуознее всех справляется все же сильный пол – это Виктор Седин.

Второе общинное правило – воздержание, соблюдение постов. Прежде чем новичок переступит порог, ему выдадут памятку, устав 200-летней давности. И тогда паломник узнает, что цветастые, в платочках и юбках (не в штанах!) женщины – это «монашки в миру», с белоснежными зубами, без желтых оттенков, какие бывают у курящих и любителей вкусно поесть. Здесь не питаются мясом, не знают вкуса вина и табака, едят строго дважды в день (завтрак не признается!), в обиходе лишь слова «обед» и «ужин», а в промежутках между ними - ни ягодки во рту, разве что чаю попить. Постные дни – среда, пятница и понедельник (последний - для ангела-хранителя). Плюс четыре больших поста.

Третий постулат общины – молитвы. Перед сном и проснувшись, перед едой и после – обязательно, с поклонами на коленях. Меня, мирскую, сестры заставляли креститься в трапезной, лбом оземь стучать. До обеда ими читается 1000 Иисусовых молитв, после обеда – 200 раз «Богородице, Дево...». А за год псалтырь перечитывается 18 раз. Попасть в общину хотели бы многие, но монашеское усердие, изнурительное чтение молитв выдерживают не все. Еще более тяжкое испытание, особенно для новичков - «полунощница», это молитвы, читаемые ночью. Чтобы осилить правила жития, новичку и выдаются правила, в которых расписано, как вести себя на все случаи жизни. В полвторого ночи: «если сон одолевает, сделай 15-20 земных поклонов, если сон не уходит – еще столько же. И так до тех пор, пока ум не ободрится».

Но главное, на что обращают внимание абсолютно все – это обет безбрачия. «Так ли это?» – спрашиваю. «Мы здесь все девушки, - рассказывает старшая келейница, белозубая 67-летняя Ольга Григорьевна Бахчева. При этом оговаривается, что старшая она не по положению, а по возрасту. – Живем мы по законам девства».

- Покидают ли женщины обитель? – задаю вопрос 47-летнему священнику Георгию Аношкину. (Его родители в 2003 году перебрались сюда вслед за сыном, из Ульяновска)

- Да, не все выдерживают устава и послушания.

- Из-за замужества?

- Как раз нет. Присоединяясь к общине, человек не должен стремиться, чтобы получше устроиться. Покидают общину те, кто забывают, что наша главная цель – это спасение души, служение Богу и людям.

- А как же Вы, навсегда останетесь холостяком?

- Православный священнослужитель имеет право вступить в брак однажды, но до принятия сана. Я этого не сделал в свое время. Если нарушается правило - лишают этой чести...

- Но ведь… в общине действует закон безбрачия?

- Обеты в общине официально не даются ( как при вступлении в монашество). Женщины у нас сами поддерживают такой образ жизни. Насильно здесь никто не живет. Кстати, у христиан отказ от брака считается восхождением к Богу, а возврат - нисхождением.

- Не задумывались ли об организации сиротского приюта с целью воспитать продолжение рода общины?

- Социальных проектов нет. Помощь - конкретная и целенаправленная - оказывается огромная и постоянная. А заботы о продолжении рода общины нет, главная наша забота - в спасении души...

Руководит общиной в Красных Ключах девятый по счету старец, Павел Васильевич Алексахин, ему 87 лет. Это – старейший клирик Самарской епархии. Не смотря на почтенный возраст, он бодр, находится в завидном здравом уме и активно участвует в жизни общины. Когда-то старец был школьным учителем, в боях под Полтавой попал в плен, а после войны встретил человека, перевернувшего его жизнь. Ровно тридцать лет назад он стал руководить общиной, взвалив на себя крест старчества. Все 30 лет старец является главным духовным пастырем в округе.

Правит старец общиной мудро, по-хозяйски, и все же для него главное - духовное начало. Любой верующий найдет под его крышей место. И еще: местная восьмилетка не бедствует, потому что помогает шефство пастыря, помогли в газификации села, в обустройстве дороги, кладбища, детской площадки при церкви, создали сельский музей. Отмечен здешний старец не только наивысшими церковными наградами (он - митрофорный протоиерей, то бишь награжден головным убором - митрой и посохом), но и отмечен как общественник. Алексахин - первый почетный гражданин Похвистневского района, где расположены Красные Ключи. А их всего восемь.

- Неужели не хотелось замуж, нарожать детей? – напоследок задаю вопрос 47-летней поварихе Наталье Мирсковой.

- Хотелось, но кому нравилась я, тот мне не нравился. А годам к 30-ти, когда я работала в рентгенкабинете, мне грудничков на диагностику приносили. Прижмешь, бывало, к себе, и так захочется своего... Однажды полюбила я врача, в разводе он был. Но ведь знал, что я верующая. И все подшучивал: монашка, дескать, ты. Так и осталась я в монашках, никого не осчастливила замужеством...